Философия (Шпаргалка)

Ум,несмотря на всю свою свободу от чувственной материи, содержит свою

собственную чисто умственную материю, без которой он не был бы

художественным произведением.

12.Религиозн.хар-ер средневек.фил-ии.Полемика между номинализмом и

реализмом.

Средневек.Ф.- фил-ия западноевропейского феодального общ-ва, развивавшаяся

в эпоху от крушения Римской империи (5в.) до возникновения ранних форм

капиталистич.общ-ва (14-15вв.). Падение античного рабовладельч.общ-ва

сопровождалось упадком фил-ии. Античное фил-ое наследие было утрачено и

оставалось до второй половины 12в. неизвестным ученым Зап.Европы.

Господствующей идеологией стала религиозная: в Передней Азии, Аравии и

арабоязычных странах - мусульманская, в Европе - христианская в двух

разновидностях (римский католицизм и византийское православие). Школа,

просвещение перешли в руки церкви, догмы кот.лежали в основе всех

представлений о природе, мире и человеке. Развитие школ (светских и

духовных), а с середины 12в.и основание первых университетов (в Италии,

Англии, Чехии, Франции) поставили перед фил-ей задачу помочь церкви в фил-

ом объяснении и даже обосновании догматов веры. Фил-ия на несколько веков

стала “слугой богословия”. Роль эту она исполняла уже в деятельности

апологетов - защитников христианства против язычества, затем в соч. “отцов

церкви”. Крупнейший из них на Западе - Августин ввел в систему учений

христианск.фил-ии ряд идей неоплатонизма. Др.- для Запада - источником

влияния неоплатонизма, приспособленного к задачам христианской идеологии,

стали вост.неоплатоники, в их числе так называем. ЛжеДионисий Ареопагит

(5в.). Важную роль в формировании ср.фил-ии сыграл Иоанн Скот, или Эригена.

При объяснении догм веры перед средневек.фил-ми возникли сложные вопросы об

отношении единичного к общему и о реальности общего. В зависимости от

способа их решения школьная фил-ия, получившая название схоластики,

выработала ряд точек зрения, осн.среди кот.стали вступившие в борьбу между

собой учения реализма и номинализма.

Реализм - направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие

понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуюто

существованию единичных вещей. Реализм фактически продолжал линию Платона в

решении вопроса о соотношении понятия и объективного мира, общего и

единичного. Реализм служил философской базой католицизма. Виднейшими его

представителями были Ансельм Кентерберийский и Вильгельм из Шампо. К этому

же направлению примыкал и Фома Аквинский. Против реализма вели борьбу

представители номинализма. Эта борьба была выражением борьбы двух тенденций

в философии - материал-ой (номинализм) и идеалистической (реализм).

Номинализм - направление в ср.фил-ии, считавшее общие понятия лишь именами

единичных предметов. В противоположность реализму номиналисты утверждали,

что реально сущ-ют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами.

Общие понятия,создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не сущ-

ют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.

Номинализм был связан с материал-ми тенденциями в признании первичности

вещи и вторичности понятия. Однако, номиналисты не понимали, что общие

понятия отражают реальные качества объективно сущ-их вещей и что единичные

вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами

в 11-14вв.были Росцелин, Дунс, Скотт, Оккам.

13.Фома Аквинский - систематизатор средневек.схоластики.

Фома Аквинский - средневековый католич.теолог, монах-доминиканец, ученик

Альберта Великого, в 1323 г.был причислен к лику святых. Объективно-

идеалистическая фил-ия Ф.А.сложилась в результате теологической

интерпретаци аристотелевского учения, приспособления аристотелизма к

христианскому вероучению. Обработка аристотелевской фил-ии Аквинатом шла по

линии выхолащивания ее материал-их идей и усиления идеалист-их элементов

(учение о неподвижном мировом перводвигателе и др.). Значительное влияние

на фил-ию Ф.А. оказали и учения неоплатонизма. В споре об универсалиях

занимал позиции “умеренного реализма”, признавал универсалии трех видов: до

единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в

единичном) и после вещей (в познающем их человеческом разуме). Осн.принцип

фил-ии Ф.А.- гармония веры и разума; он считал, что разум способен

рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры.

Все сущ-ее укладывается Ф.А. в созданный богом иерархический порядок.

Учение Ф.А. об иерархии бытия отражало церковную организацию феодальной

эпохи. С 1879 схоластическая система Ф.А. официально объявляется

“единственно истинной философией католицизма”. Осн.сочинения Ф.А.: “Сумма

против язычников”(1261-1264), “Сумма теологии”(1265-1273).

14.Антропоцентризм и гуманизм фил-ии эпохи возрождения.

Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего

буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в

эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма,

значительные достижения в области естествознания привели к тому, что

философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее

развития приобрела антисхоластическую направленность. Прежде всего она

проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и

эпикуризма (Валла), направленных против христианской морали. Натбольшую

роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции

(Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических

методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно-

научного направления в философии были: методы экспериментально -

математического исследования природы; детерминисткое истолкование

действительности, противоположное теологическому истолкованию; формулировка

научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с

кот.человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов

природы (Галилей в механике). Определяющими чертами натурфилософского

направления в философии были: метафизическое понимание последних

(неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых;

отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая

непоследовательность (деизм- предполагает наличие бога, как безличной

причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая

обособленное положение бога в бесконечном мире. Огромные соц.-

эконом.изменения нашли свое отражение во многих социолог.концепциях, для

кот.было характерно понимание общ-ва как суммы изолированных индивидов. В

борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения

выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм-

воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и цель всех

совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый антропоцентризм,

кот.исходит из человеч.сознания и имеет своим объектом ценность человека.

презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей

человека, разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда,

когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о

своей сущности и рпедназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти

рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки,

гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные,

классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях,

обращенных на внутреннюю, земную “божественность” человека, в привлечении

человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В

узком смысле слова гуманизм определяется как идейной движение, содержанием

кот.является изучение и распространение античных языков, литературы,

искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как

литературный, филологический.

15,16.Особенности фил-ии нового времени. Проблема метода познания в фил-ии

новых времен.(эмпиризм и рационализм).

Характерна ориентация на познание реальности, основанное на чувственном.

Формирование естествознания связано с тенденцией познания на единичных,

изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Встает вопрос о

сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости

гносеологической ориентации новой философии. Стремление к систематизации,

количественный рост и усилившаяся дифференциация познания вызывают развитие

теоретического мышления, не только ищущего причинно следственного

(связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и

областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира,

опирающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выяснению

взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли

рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственного эмпирического

познания мира развивается и точное, рациональное математическое мышление.

Основные представители: Ф.Бекон, Р.Декарт.

17.Проблема человека в философии Просвещения.

Просвещение- общ-ое движение, представители кот.стремились установить

недостатки современного общ-ва, изменить его нравы, политику, быт,

установить идеи добра, справедливости, познания. В основе просвещения -

идеалистические представления о определенности знания, объясняющие пороки

людей непониманием ими своей природы. Боролись против церкви, религиозной

догматики, схоластических методов мышления. Человек, его свобода, свобода

человеческой воли, устройство общ-ва - это те вопросы, кот.в то время

обсуждались не только в философских дискуссиях, но и в практической

каждодневной политике. Философия просвещения выступала против всякой

метафизики. В области морали и педагогики просвещение проповедовало идеалы

гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи; в

области политики, юриспруденции и общественно-эконом.жизни - освобождение

человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед

человечеством. Последнее представляет собой понятие, разработка

кот.является главной заслугой просвещения. Представители: Вольтер, Руссо.

Вольтер: высиупал сторонником механики и физики Ньютона, признавал сущ-ие

Бога-творца (деизм). Движение природы происходит по вечным законам, но Бог

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты