плюрализма. Суть этого принципа состоит в том, чтобы принимать не одну
теорию и исходя из нее что-то доказывать, а работать одновременно со
многими теориями, которые могут даже противоречить друг другу. Он
предлагает свой путь методологизации науки и этот путь получил название
методологический анархизм. Основной принцип которого - все подходит. Он
говорит, что если отметать все точки зрения и стоять на одной и так сделает
каждый то в суммекаждый по своему прав и не прав одновременно а истина
дается в комплексе.
27.фрейдизм и неофрейдизм.
Фрейдизм - название теории и метода психоанализа. Назван так по имени
Зигмунда Фрейда австр.врача-невропатолога и психиатра. Фрейд,исследуя
причины патологических процессов в психике, решительно отказался от
материалистич.в своей основе попыток объяснить изменения содержания
психических актов физиологическими причинами. Но одновременно он совершенно
отошел от материалистического мировоззрения, отказался от объективных
методов исследования психики и создал в целом произвольную, надуманную,
субъективистскую теорию. Суть ее состоит в отрыве психики от материальных
условий и причин, ее порождающих. Психика рассматривается как нечто
самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и
управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими
за пределами сознания. Над душой человека властвуют, как рок, неизменные
психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (прежде
всего половому), к агрессии с “принципом реальности”, к
кот.приспосабливается сознание. Все психические состояния, все действия
человека, а затем и все исторические события и общ-ые явления Фрейд
подвергает психоанализу, т.е.истолковывает какпроявление бессознательных, и
прежде всего сексуальных, влечений. Так, идеальное-психическое (и прежде
всего непознаваемое “Оно” - бессознательное) становится у Фрейда причиной
истории человечества, морали, искусства, науки, религии, государства,
права, войн и т.п. Совр.сторонники Ф.-неофрейдисты, представители школ
“культурного психоанализа” (Хорни, Кардинер, Александер и др.), сохраняют
нетронутой осн.идеалистическую линию З.Фрейда, отказываясь лишь от
тенденции видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку
и от некоторых др.методологически несущественных особенностей классического
Ф. Фрейдистская концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на
различные области культуры, и особенно заметное - на теорию и произведения
западного искусства. Меньшее влияние Ф.имеет сейчас в неврологии и
психиатрии.
28.Бытие и его осн.формы.
Бытие - филос.категория, кот.фиксирует сущ-ие и взаимосвязь предметов и
явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Оно представлено в
нескольких формах. 1)Бытие вещей и процессов. В свою очередь также может
быть представлено в двух формах: а)бытие вещей и состояний природы,
кот.большинство людей воспринимают как объективеую реальность, кот.сущ-ла
до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма.
б)Идеалистич. позиция. Бытие второй природы, цивилизации. Это бытие
двойственно, т.к.с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой-
в них вложена сознание и душа человека. 2)Бытие человека. а)бытие человека
в мире вещей (человек рассматривается как часть природы,как вещь);
б)специфич.человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум).
3)Бытие духовного, идеального. а) индивид.духовное (сознание индивида).
Структура бессознательного: *рефлексы*, *подсознат.*, *интуиция*. б)
объективно-существующее духовное - то, что материализованно в культуре.
4)Бытие социальное. а) бытие человека; б) бытие человека в обществе.
29. Диaлеkтиka и ее альтернативы.
Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении,
развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод
творчески познающего мышления. Осн. принципы Д. - всеобщая связь,
становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей
исторически сложившейся системы категорий и
законов. П. целостности: проблема несводимости целостности к простой
сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные
комплексы, во взамовлиянии частей. П. детерминизма: реальные природные,
обществ. и психич. явления и процессы детерминированны, т.е. возникают,
развиваются и уничтожаются
закономерно, в рез-те действия опред. причин, обусловлены ими. В марксизме
Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах
развития бытия и мышления. Материалистич. Д. выражается в системе
филос. категорий и законов. Главные законы: 1) превращение
количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных
противоположностей и превращение их друг в друга, когда они
доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3)
развитие путем противоречия, или отрицание отрицания -
спиральная форма развития. Для Д. характерно формирование парных
категорий, отражающих "полярные"
стороны целостных явлений, процессов. Категории. Единичное характеризует
отдельный предмет, явление, процесс,
отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от
иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее -
объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их
однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе
явлений или единой системе
связей. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно
устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ.
его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление - внешние,
наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного
предмета. Содержание -совокупность различных элементов и их
взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного
предмета, явления, процесса. Форма- принцип упорядоченности, способ
существования того или иного содержания. Причина-следствие.
Качество- целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в)
в системе его связей и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-
ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности
присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалектич.
единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в
пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок -
переход количественных измерений в качественные или переход из
одного качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры).
Категории системного исследования:система - упорядоченное мн-во
взаимосвязанных
эл-тов, обладающее структурой и организацией; эл-т- неразложимый далее
компонент сложных предметов, явлений, процессов; структура - относительно
устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.
30.единство Чycтвенного и paционaльного в nознaнии.
Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в
виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоритического
мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с
волей и чувствами. Диалектика чувственного и рационального в
познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и
эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной
стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий.
Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной
значимости чувственного может служить дорогой к идеализму. логическое
мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на
любом уровне абстрагированния заключает в себе его компоненты в
виде наглядных схем, символов, моделей. Вместе с тем чувственная форма
познания
вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного
и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной
спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый
возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием если не актуально то
потенциально связанны
наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и
конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное
дело. Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени
познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной
самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со
своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного
познания.
38.Понятие классич.и неклассич.типов филос-ии.
Классич.и неклассич.философия - термины, появившиеся из естествознания.
Геометрия Евклида, Ньютонова физика считаются классич. В конце 19,
нач.20вв.наблюдался отход от классики- создание неклассич.физик, геометрий.
Те же процессы происходят и в философии. Венцом классич.фил-ии считают
нем.класич.фил-ию (от Канта до Гегеля). Гл.проблема - проблема рацион.,
разумного познания. При чем разум рассматрив.не только, как индивид, но и
сверхнадиндивид-й, воплощенный в понятиях, в мыслях, идеалах, в том, что
Гегель наз.общ-ым сознанием. Человек осваивает мир только с помощью разума.
В этой фил-ии господствует вера в разум, в его совершенство и
всемогущество. Считается, что разум ведет к просвещению масс и демократии.
Классич.фил-ия полагает, что в мире сущ-т разумн.порядок; в природе, общ-
ве, в самом человеке. Задача человека - с помощью разума постичь законы
природы, общ-ва. Начало 20в.- бурное развитие науки, антигуманизм во всем
(войны, убийства и т.д.). Все это поставило под сомнение идею всевластности
разума. Кроме того, были открытия в области биологии, психологии человека
(открытие Фрейда) и др. Расширенное понимание идеи Фрейда приводит к новому
пониманию человека. Первой попыткой переосмыслить классич.фил-ию был
марксизм. Он первым вышел из классич.фил-ии в практику, человеческую
деятельность, в остальном же он придерживался классич.теорий. Др.фил-ие
течения 20в порывают с классич.теорией вообще. Они уже не основываются на
разуме, их идеалом становится иррационализм, т.е.сверхрационализм. В основе
лежит нечто, что не противоречит разуму, оно выше разума. Т.обр., задачей
неклассич.фил-ии становится познание законов не объективн., а
субъективн.мира: внутр.состояний, переживаний человека. Человек
рассматривается в иррацион-ме как субъект общения, как его
внутрен.чувств.связь с миром (будь то мир др.человека или общ-ва). В
классич.фил-ии господствовал гносеологич.подход. В фил-ии 20в гл.становится
аксиологический подход. Аксиология - наука о ценностях. Предметом анализа
явл.страх, тоска, забота, отчаяние. Фил-ия становится психологичной.
24,41.каковы осн.принципы нравствен-ти в фил-ии Сковороды.
Сын малоземельного казака, получил образование в Киево-могилянской
духовной академии, отказавшись от духовной карьеры избрал путь
проповедника. На его мировоз-ие оказали влияние идеи Платона, философов
нового времени, Ломоносова. Колебался во взглядах между матер-ом и
идеализмом, во многих проблемах придерживался мат-их принципов, однако
пришел к выводу о вечности ид-ти материи о господстве в природе
закономерных связей. Создал теорию трех миров “объемлющих собой все сущее”:
макрокосмос(природа), микрокосмос(человек) и “мир символов”(библия) и
каждый из них состоит из двух натур- “внешней”(матер-ой) и “внутр-
ей”(духовной). Пытался объеденить понятия “бог” и “природа” для снятия
противоречия между духовным и матер-ым началами, что харак-но для
пантеизма. Сковорода признавал распределительность челов-го познания
пропагандировал учение Коперника. Его этические проповеди были обречены в
религиозную форму. Сковорода призывал покончить с бесправием. Хотя он
разделял интересы народа его решения соц-ых проблем носило утопический хар-
ер, т.к.он считал главн.фактором нового общ-ва моральное начало. Изучал
проблему смысла и цели (жизни) человеч.бытия. его источниками были библия,
фил-ия Платона. Осн.структ. принцип его произв-ий- диалог,в кот.рассматр-ся
разл.точки зрения. Сковорода выдвигал передовые для того времени идеи о
творческом труде, общности имущества, любви и равенстве как основе общ-ой
жизни. Работы Сковороды не издавались при его жизни, но распространялись в
рукописных изданиях.