Философские игры постмодернизма

Лейбница), — точно так же, моделируя новый тип динамики (нелинейные

самоорганизационные процессы в хаотических аструктурных средах) и

вырабатывая понятийный аппарат для описания подобных динамик, философия

постмодернизма также оперирует идеальными объектами (типа "номадического

распределения сингулярностей", "ризоморфных сред" и т.п. — наибольшей мерой

конкретности в этом контексте обладают такие постмодернистские концепты,

как "письмо" и "текст", поскольку применительно к текстологической версии

постмодернистской философии возможность использования терминологического

тезауруса пост-соссюрианской лингвистики, что делает ситуацию более

прозрачной). Соответственно тому обстоятельству, что искомая терминология

находится в процессе своего становления, философия постмодернизма

демонстрирует целый спектр параллельных понятийных рядов, предназначенных

для описания выходящего за рамки прежней исследовательской традиции

объекта: текстологический ряд, номадологический, шизоаналитический и др.

Кроме того, в силу не окончательной разработанности категориального

аппарата философской аналитики нелинейных процессов, для постмодернизма

характерно использование мифологических образов (типа "тантрического яйца"

в концепции "тела без органов") и тяготение к метафорике. Однако отсутствие

единой терминологии не выступает для постмодернистской рефлексии аргументом

в пользу невозможности констатировать парадигмальное единство

постмодернизма в философской его проекции (С.Сулеймен). В проблемном поле

постмодернизма особое место занимает проблема его соотношения с такими

культурными феноменами, как классика и модернизм. Программно дистанцируясь

от классических презумпций философствования, постмодернизм, вместе с тем,

конституирует особый (и, быть может, единственно возможный) способ

презентированности содержания культурной традиции в духовном пространстве

современности, понятой как "постмодерн"). В общем контексте

постмодернистского переоткрытия времени, констатировавшего тотальное

попадание любого наличного состояния культуры под "власть прошлого", равно

как и в частно-текстологическом контексте постмодернистской концепции

интертекстуальности, согласно которой продукт творчества может быть

интерпретирован не в качестве оригинального произведения, но как

конструкция цитат, можно говорить о том, что постмодернизм задает новый

горизонт представленности в современной культуре идей и текстов

классической традиции. В этом отношении постмодернизм есть, собственно,

способ бытия классики в современную эпоху. Подобная интерпретация проблемы

Классика — Постмодерн, отнюдь не являясь ни общепринятой, ни доминирующей,

тем не менее, обнаруживает себя в постмодернистской рефлексии: от

рассмотрения Ч.Дженксом архитектурного постмодернизма в качестве "нового

классицизма" до стратегии "возврата утраченных значений", предложенной

М.Готтдинером в контексте современной постмодернистской программы

"воскрешения субъекта". В отношении проблемы Модерн — Постмодерн среди

предлагаемых современной постмодернистской рефлексией моделей ее решения

отчетливо конституируются крайние варианты: от видения постмодернизма как

продукта эволюции и углубления презумпций модернизма (А.Гидденс, X.Летен,

С.Сулеймен) до интерпретации его в качестве отказа от нереализованных

интенций модерна (Хабермас); от доминирующей тенденции противопоставления

постмодернизма модернизму (Р.Кунофф, Г.Кюнг, А.Хорнунг, Г.Хоффман и др.

(собственно, по Г.Кюнгу, "постмодерн — это структурирующее проблему

"поисковое понятие", предназначенное для анализа того, что отличает нашу

эпоху от эпохи модерна") до понимания постмодернизма в качестве продукта

"реинтерпретации" модернизма (А.Б.Зелигмен). В постмодернистской рефлексии

оформляется также интерпретация постмодернизма как феномена, являющегося

проявлением любой радикальной смены культурных парадигм (Д.Лодж, Эко); в

этом отношении постмодернизм рассматривается как своего рода этап в

эволюции культуры: "у каждой эпохи есть свой постмодернизм" (Эко).

Отличительной особенностью классических постмодернистских текстов является

их мета-характер: труды ведущих постмодернистских авторов (т.е. тех, кого

можно было бы отнести к "классикам" постмодернизма, если бы не решительное

отторжение постмодернизмом самой идеи исследовательской традиции как

таковой) отличаются такой особенностью, как интенция к рефлексии, а именно

к экспликации и мета-теоретическому анализу собственных парадигмальных

оснований. В этом отношении такие авторы, как Р.Барт, Бланшо, Бодрийяр,

Дж.Ваттимо, П.Вирилио, В.Вельш, Делез, Джеймисон, Гваттари, Кристева,

Лиотар, Мерло-Понти, Фуко и др., выступают одновременно как классиками, так

и теоретиками постмодернизма, выявляя социокультурные основания и следствия

постмодернистского видения мира. Необходимо отметить и наличие в

современной мета-традиции осмысления феномена постмодернизма отчетливо

очерченной критической ветви (Хабермас, А.Каллиникос и др.). В целом же,

однако, статус постмодернизма в современной культуре может расцениваться не

только как определившийся и значимый, но и как во многом определяющий

тенденции развития современной философии как таковой. Феномен

постмодернизма находится в настоящее время в фокусе философского интереса,

о чем свидетельствует не только большой массив фундаментально-аналитических

работ, посвященных этому феномену, и неуклонный рост их публикации с 1995

по 2000 (авторские исследования таких теоретиков, как Дж.Вард, К.Лемерт,

В.Смарт, 3.Сардар, Д.Харвей, М.Готтдинер, Б.Мак-Хал, Дж.О'Нийл, М.Саруп,

К.Ланкшир, П.Мак-Ларен, А.А.Джироукс, М.Петере и др.; обобщающие труды под

редакцией К.Гелдера, С.Форутона, С.Сима; интегральные сборники

"Postmodernism. ICA Documents" и т.п.), но также и оформляющаяся традиция

популяризации постмодернизма (например, выход в 1997 "A Primer to

Postmodernity" Дж.Натоли; в 1998 — "Postmodernism for Beginning"

К.Аппинганези и Ч.Джерратта). Проблемно-концептуальный поиск философии

постмодернизма реализует себя в русле магистральных направлений развития

современной культуры, ориентируясь на исследование наиболее актуальных

проблем, центрирующих на себе внимание не только гуманитарного, но и

естественнонаучного познания: среди них могут быть названы такие проблемы,

как проблема нелинейности, переосмысление в современной культуре феномена

детерминизма, принципиально новая интерпретация феномена темпоральности и

т.п.

3. Игра в постмодернизме.

Философский стиль Деррида стремится свести воедино игру языка и игру

мысли. Тем самым во многом стирается оппозиция между литературой и

философией, между логическим рассуждением и художественным воображением.

Подобный синтетический стиль - отличительная черта авторов постмодернизма,

людей не просто играющих, но и людей деконструирующих.

Игровые принципы на письме начинаются с азов - с имени автора и

подписи. Подпись - идиома, это нерасчленимый «кусочек» языка, в котором

воплощено минимальное игровое движение «туда-сюда» - росчерк подписи, как

правило, включает в себя элемент зачеркивания, что иллюстрирует любимую

идею Деррида о двойной (скрывающей/открывающей) природе письма. Письмо

пишет и стирает, память помнит и забывает, и в этом двойном движении

осуществляется игра различий. В сборнике «Письмо и различие» есть два эссе,

каждое из которых кончаете» именем воображаемого ребе Derissa и Rida

(Дерисса и Рида): проницательному читателю остается только составить из них

полустертое имя Деррида.

Словесные игры, помимо имен, проникают в ключевые термины Деррида.

Язык выступает как модель, порождающая мысль, задающая первые

комбинации и шифры в игре. Непрерывные каламбуры в деконструктивных

текстах, с одной стороны, вносят элемент забавы и развлечения, напоминают

об игровой природе мышления и языка, а с другой -приучают думать не

отдельными единицами, а пучками отношений, держать в уме целые группы

смыслов.

Язык используется Деррида как средство .нагнетания «обычных» смыслов с

тем, чтобы прорваться в новое - многомерное пространство культуры

постмодерна.

Из-за подобной насыщенности текстов и усложненного языка многие

критики даже ставят ему в укор чрезмерную внимательность к слову, манию

постоянных уточнений, оговорок, что ведет к своеобразному стилевому «тику»

-Деррида нередко «отодвигает» от себя какой-либо термин, заключая его в

кавычки, в его сочинениях на каждом шагу скобки, вводные обороты,

выделенные курсивом словосочетания. Порой в тексте специально сохраняются

черты черновика и конспекта - зачеркнутые слова, замечания на полях,

неоконченные предложения. Столь активное использование всех средств

.выразительности письменной речи наглядно демонстрирует стремление Деррида

увидеть в письме символическую модель мышления.

Однако надо приучиться не только играть, но и вовремя менять игру, а

то и совсем оставить ее, иронизировать над игрой. Стандартное библиотечно-

университетское воспитание ориентирует читателя на поиск единого смысла или

кодирующей системы в тексте, ив тот момент» когда кажется, что она вот-вот

найдена, Деррида делает еще один виток, открывающий новые возможности.

Колебания, сомнения, «достраивания» смыслов, неожиданные ассоциации —

запланированный автором эффект. В этом проявляется важная черта культурного

сознания постмодернизма: текст, будь то философский или литературный,

создается заранее в расчете на завершающую критическую активность, включает

ее в себя как потенциальный контекст. Без нее текст «открыт», незавершен, и

самодовлеющим оказывается само движение мысли, сам процесс игры.

Работа Деррида «Шпоры: стили Ницше» - превосходный пример игре-то

стиля в философии. Текст строится из двух колонок, между двумя колонками

спорадически возникают переклички смысла, ассоциативные связи, работает

машина продуцирования новых метафор и идей. Движение взгляда читателя

согласно такому интеллектуальному «дизайну» - само есть метафора игры.

Вспомним, что челноковое движение «туда-сюда» (в данном случае между

колонками текста) - минимальная проекция игры, ее код и модель. Об этом

писали и И. Хейзинга, и X. Гадамер — цитируем последнего: «Движение,

которое и есть игра, лишено конечной цели; оно обновляется в бесконечных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты