Философские игры постмодернизма

повторениях. Ясно, что понятие движения взад и вперед настолько центрально

для сущностного определения игры, что безразлично, кто или что выполняет

это движение» [5, 149] .

Часто в своих рассуждениях об игре Деррида ссылается на Ницше,

прославляющего радость чистого думанья, диониссийский экстаз в сфере

мудрости. Вслед за Ницше деконструктивисты практически стирают границу

между мышлением и шуткой, между интересной идеей и удачным каламбуром.

Интеллектуальная игра нивелирует иерархию разных уровней сознания: и чистое

созерцание, и критическая деятельность, и жанр изложения, и язык

оказываются замкнутыми друг на друга в единой стихии играющих знаков.

Понимание игры как бесконечного комбинирования культурных ценностей и

знаков в принципе выводимо из трудов Хейзинги. Модель культуры,

предлагаемая Деррида, отвечает многим признакам игры, названным Хейзинга:

свободный дух, самоценность, театральность, повторяемость, ставка на

случайность, риск, шанс и тайна результата и, наконец, элемент забавы,

веселья, остроумия. И все же классическая концепция игры существенно

отличается от философии игры в постмодернизме. Обоснование этих различий

содержалось в программном выступлении Деррида 1966 года на конференции в

университете Дженса Хонкинса, поэтому статья «Структура, знак и игра в

дискурсе гуманитарных наук» (название доклада 1966 года) считается в своем

роде классикой и заслуживает внимательного и аналитического рассмотрения.

Прежде всего, Деррида переформулирует ключевое понятие «структуры»,

ссылаясь на резкие изменения в его трактовке: «... в истории понятия

«структура» произошло нечто такое, что можно было бы назвать «событием». .

.Что же это за событие? Его внешняя форма представляется как некий разрыв и

удвоение» [3, 445]. Этот переворот - результата критического мышления

Ницше, Фрейда и Хайдеггера - в самом общем плане может быть назван

«децентрированием» структуры.[6, 17]

Традиционная интерпретация структуры, до обозначенного «события»,

обязательно предполагала наличие «центра» или «фиксированного начала».

Обеспечивая четкость системы, центр структуры допускает игру ее элементов

только внутри общей формы[3, 445]. В структуре выделяются центр и игра как

антагонистические начала: центр сдерживает игру, игра размывает центр.

За семь лет до появления этой статьи Деррида аналогичное разграничение

ввел Гадамер в известной работе «Истина и метод». Гадамер, в частности,

писал: «Игра как таковая, в том числе и непредсказуемость импровизации,

принципиально повторима, и в этой мере постоянна. Ей присущ характер

«произведения», «эргона», а не только «энергейи». В этом смысле я называю

ее «структурой». Итак, игра - это структура, застывшая модель, выделяемая

благодаря повторению. «Но и структура - игра, так как вопреки своему

идеальному единству обретает свой полный смысл только в процессуалыюсти»

[5, 157,163]. Характерно, что именно в игре Деррида усматривает

качественный потенциал структуры, ее «структурность».

Что же касается центра, то с одной стороны, он неподвластен игре -

текучим перекомбинациям элементов, смыслов, терминов. С другой стороны,

центр, будучи непознаваемым уникальным средоточием, управляя структурой;

сам лишен характеристик структурности в силу своей неопределенности,

недоступности для играющих, кодирующих, называющих элементов. Отсюда

известный парадокс в классической философии: «Центр, структуры одновременно

находится и внутри, и снаружи» (можно сравнить со схоластическим

определением Бога: шар или круг, центр которого везде, а окружность в

бесконечности). Таким образом, традиционные представления о структуре

исходно противоречивы, поскольку «понятие центрированной структуры - это

понятие обоснованной игры, построенной на некой основополагающей

неподвижности и успокоительной достоверности, которая сама по себе выведена

из игры» [3, 446].

Очередная система каждый раз пытается обуздать свободу игры,

редуцировать пульсирующую структурность до жесткой формы

археологии/телеологии. И когда в очередной раз оказалось, что предложенная

сетка категорий не захватывает таинственный центр, не описывает начало и

конец, истоки и 'эсхатологию, в дело вступила динамика игры, перекодировок.

И вот наступает «событие», знаменующее кризис этого процесса: люди

начинают понимать, что центр - не есть суть, объект называния и постижения,

а только функция, порождающая непрерывный поиск имен, новых метафор,

описательных систем. Центр — пусковой механизм игры. Центр перестали

мыслить в категориях присутствия - свершилось «децентрирование». «Вот в

этот-то момент язык и завладевает универсальным проблемным полем; этот

момент, когда за отсутствием центра или начала все становится дискурсом -

при условии, что мы будем понимать под этим словом систему, в которой

центральное, изначальное или трансцендентальное означаемое никогда

полностью не присутствует вне некоторой системы различий. Отсутствие

трансцендентального означаемого раздвигает поле и возможности игры значений

до бесконечности» [3, 448].

Таким образом, если раньше ученые имели дело с «атомарными» единицами

смысла в каждой гуманитарной сфере, то после «разрыва» исследователи вышли

на уровень «молекулярных» взаимодействий. Разматывая знаковую цепочку,

интерпретатор прежде мог прийти к конечному означаемому - «последнему»

смыслу: это есть Бог, Истина, Смысл жизни и т.д. Современные интерпретаторы

лишены подобной счастливой возможности. Для них процесс означивания

потенциально бесконечен, ибо уже нет ощутимых границ между игрой и не

игрой. Нет пределов игрового пространства. Разительный контраст с

традиционными «центрированными» играми! Ведь «ограничение поля игры, - как

справедливо подчеркивает Хейзинга, - противопоставляет мир игры, как мир

закрытый, миру цели, причем без перехода и опосредований» [9, 153]. В

царстве игры весь мир становится гигантским означающим - можно писать,

вслед за Роланом Бартом, работы о семиотике моды, причесок, о символах

города, но с одной небольшой поправкой: эти работы надо соединить, замкнуть

друг на друга в бесконечную систему, чтобы получилось, как будто бы книги

разговаривают друг с другом в библиотеке, а читатель лишь слушает эту

самопроизвольную беседу. Тогда будет действовать утопическая модель Деррида-

Гадамера: всюду язык, всюду текст, всюду знаки, интерпретирующие друг друга

ad infinitum (до бесконечности).[6, 19]

Новизна этой всеобъемлющей игры - не количественная: игровое поле

безгранично расширяется не за счет увеличения размеров, то есть размножения

перекодировок и знаковых замен, а за счет выпадения центра, задающего и

одновременно сдерживающего ход перестановок.

Можно с уверенностью говорить об антитетическом начале для игры. Его

имя - «философский тоталитаризм», т.е. желание придумать тотальную

исчерпывающую формулу, редуцирующую своеобразие феноменов до простейших

объяснительных структур. Не вдаваясь в детали полемики: Деррида в итоге

демонстрирует, что тотальный структурализм Леви-Стросса базируется на

избыточных с точки зрения редукции посылках - на тайно подразумеваемых

«научных» мифах в духе руссоизма об утраченном изначальном непосредственном

единстве природы и человека. «.. .Движение игры, осуществляющееся благодаря

нехватке, отсутствию центра и начала, является движением дополнительности»

[3, 461]. Этот термин Деррида несет два смысла: дополнить - прибавить к

имеющемуся и заполнить, восполнить недостающее, отсутствующее.

«Игра - это раскол присутствия... Всякая игра — это игра отсутствия и

присутствия, однако если мы стремимся помыслить ее в некоем радикальном

смысле, то мыслить ее следует до альтернативы присутствия и отсутствия;

само бытие нужно помыслить как присутствие или отсутствие, исходя из

возможности игры, а не наоборот» [3, 464]. Присутствие, составляющее ранее

безусловный центр структуры, теперь воспринимается лишь как элемент в

движущейся цепи различий, - Деррида, как видим, не довольствуется сменой

оппозиций (присутствие — отсутствие), а выходит на более сущностный,

критический для современного мышления уровень благодаря концепции игры как

основы различий.

Обобщая все перечисленные антиномии и понятийные сломы, Деррида рисует

в конце эссе картину двух культурных традиций толкования понятий «знак»,

«структура», «игра», «интерпретация». Первая стремится расшифровать и

мечтает обрести истину, полноту присутствия, надежное основание, истоки и

положить конец игре. Вторая традиция более не ищет утраченные истоки,

утверждает игру и мир непогрешимых знаков, лишенных истины и истоков,

открытых.для активной интерпретации.

Вынужденное соседство, погружение в общий материал обеих традиций

порождает уникальную ситуацию в культуре XX века. Игровая традиция,

стремясь децентрировать классические категории и утвердить мир веселых

знаков, все-таки оперирует сложившимся языком и философским

инструментарием. «...Выход за пределы философии заключается не в том, чтобы

перевернуть последнюю страницу философии (что чаще всего оборачивается

просто дурным философствованием), а в том, чтобы некоторым определенным

образом продолжить читать философов» [3, 459].

Описанные методологические трудности имеют несколько последствий,

определяющих стиль постмодернистского мышления. Это «приговоренность» к

традиции, вынужденное повторение известного, присвоение, выражение себя

через разрушение другого, интертекстуальность. Напряженность контекста

отражает специфику творческого момента в постмодернизме: новая мысль может

восприниматься только на скрещении уже известных идей, в процессе

ориентации в культурном пространстве. Ссылки, цитаты, термины - не модный

«джентльменский набор», а существенный компонент и творчества, и

восприятия. Авторская индивидуальность выражается скорее в словах, в

оттенках: никто не спутает, скажем, «дом бытия» Хайдеггера с «различиями» и

«следами» Деррида. Подобные слова становятся символическими представителями

концепций, и неудивительно, что большинство современных философов

«зациклены» на языке, на игре слов. Индивидуальность обнаруживается в

различии, на изломе языка: в пародиях, в шпатах, в иллюзиях, в хитрых

комбинациях, в повторениях. Язык предстает как хранилище «отложенных»,

«снятых» смыслов, и потому для философа очень важно «слушать» язык. Но

основное свойство постмодернизма в том, что он несводим к фиксированной

доминанте. Эго обязательно игра, полистилистика, активное взаимодополнение

различных философских и художественных систем. Динамическое соприкосновение

стилей порождает общее интертекстуальное пространство, в котором невозможно

«чистое» переживание изолированного смысла или эстетического импульса.

Игру можно постичь только играя. Да и метафизика, если хочет обернуться

метафизикой игры, должна, прежде всего, стать игрой метафизики. Игра есть

правило философии - таково убеждение современного постмодернизма.

Заключение.

С точки зрения классической, традиционной ментальности, постмодернизм - это

ужасное время, которое разрушает личность и лишает общество внутреннего

ядра , а человека - устойчивости. Но для человека своего мира современное

общество предстает как единственно возможная реальность, в которой не

только можно жить, но и быть счастливым. Этому помогает особое понимание

игры как открытого для направленности движения, свободной от целеполагания

трансформации. Игры процессов изменения, игры вариантов развития. Не

жесткая направленность, обусловленная целеполаганием, а свободная игра.

Однако хаос и анархия отсутствуют в игре. Исход игры непредсказуем, но сам

ход игры упорядочен. Экономические, социальные отношения тоже могут

объясняться игровой методологией. Некие новые взаимно принятые условия и

правила игры более действенны во многих взаимоотношениях экономических

субъектов. Например, то, что мы называем “коррупцией” на самом деле есть

новая реальность экономических отношений, в определенном смысле

упорядоченная и понятная тем , кто в нее погружен. Миф о тотальной

безнравственности государственных чиновников порожден традиционалистским

сознанием, бессильным объяснить новую реальность.

Итак, заканчивая реферат, я пришел к выводу, что непреходящий интерес к

игре и ее универсальному характеру заключается в том, что она явление

эстетическое, а мир, организуемый по правилам игры, - мир завораживающей

иллюзии. Не всеми участниками воспринимаемый как прекрасный, но для

Наблюдающего (зрительно или мысленно) предстает как величайшее зрелище.

Список используемой литературы

1. Вайнштейн О.Б. Философские игры постмодернизма // Апокриф. - 1991. - N

2.

2. Вайнштейн О.Б. Постмодернизм: история или язык? // Вопросы философии.

- 1993. - №3

3. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук//

Деррида Ж. Письмо и различие.- М., 2000.

4. Деррида Ж. Шпоры: стили Ницше // Философские науки. - 1991.- №3-4.

5. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. - М., 1988.

6. Гильмутдинова Н.А. Философские игры постмодернизма // Вестник УлГТУ. –

2002. - №2.

7. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. – М.:«Прогресс –

традиция». – 2001, 240 с.

8. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблемы человека в

западной философии. М.: «Прогресс». – 1988. – с.357-403

9. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М.: «Прогресс –

академия». – 1992, 464 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты