Философский анализ общества
Северо-Кавказская Академия
Государственной Службы
Кафедра экономики и менеджмента
Курсовая работа
По философии
На тему: «Философский анализ общества»
1998
План:
Введение 3
Глава 1. Общество как философская категория. 5
1.1. Элементы общества 5
1.2. Подсистемы общества, сферы общественной жизни. 6
1.3. Функционирование и развитие общества 6
Глава 2. Информационное общество и этапы его развития. 10
2.1. Понятие “информационного общества”.
Взгляды философов. 10
2.2. Исторические этапы развития и формирования
информационного общества. 13
Глава 3. Жизнь в новом обществе и его проблемы. 17
3.1. Культура в новом обществе 17
3.2. Человек в новом обществе 19
3.3. Проблемы нового общества 23
Заключение 26
Список использованной литературы: 30
Введение.
Вся жизнь мировоздания оказывается чрезвычайно короткой, если
сопоставлять время существования Метагалактики со временем существования ее
составляющих (например, Солнца). История эволюции Космоса измеряется жизнью
всего двух поколений “населения” Метагалактики. Эволюция самой Земли и
органической природы оказывается также быстрой и короткой. За время
существования Земли она вместе с солнцем сделала всего 23 оборота вокруг
центра галактики, а вместе с человеком, ею была пройдена 1/130 часть этой
космической орбиты. Если предположить, что земля существует 24 часа, то
время существования человека составит около 1 минуты, а история человека
современного типа займет одну секунду.
Как неопровержимо свидетельствуют факты, было время, когда на Земле
людей не существовало. Но с появлением людей появилось и человеческое
общество. Люди вне общества существовать не могут. Еще Аристотель (IV в. до
н.э.) называл человека политическим животным, то есть живущем в государстве
(политике), в обществе.
А. Фергюсон в труде “Очерк истории гражданского общества” (1767 г.)
писал, что “Человечество следует рассматривать в группах, в которых оно
всегда существовало. История отдельного человека–лишь единичное проявление
чувств и мыслей приобретенных им в связи с его родом и каждое исследование,
относящееся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а не
отдельных людей”.
Совместная жизнь людей–сложное системное образование. Общество относится к
числу само развивающихся, динамичных систем, “которые, сохраняя свою
качественную определенность, способны самым существенным образом менять её
состояния”.[1] Общество представляет собой общественное бытие (“Бытие”–мир,
который существует как непреходящее единство вне и независимо от воли и
сознания человека. Это действительность, которая имеет внутреннюю логику
своего существования, развития, и реально предзадана сознанию, действию
отдельных индивидов и поколений людей) людей; объективную реальность,
своего рода социальную материю, результат функционирования, эволюции и
дифференциации биосферы в рамках более широкой целостности–развивающейся
Вселенной. Как особый уровень организации материи, человеческое общество
существует благодаря деятельности людей и включает в качестве обязательного
условия своего функционирования и развития духовную жизнь. Благодаря
деятельности людей предметы, которые охвачены практической деятельностью
людей, становятся частью социального мира.
Общество–продукт совместной деятельности людей способных собственными
усилиями создать необходимые условия существования. Даже в классовом
обществе, где возникают социальные конфликты, находятся объективные общие
интересы, цели, требующие совместных усилий, направленных на поддержание
единства противоположностей.
Информационное общество - социологическая и футурологическая
концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство
и использование научно-технической и другой информации. Концепция
информационного общества является разновидностью теории постиндустриального
общества, основу которой положили З.Бжезинский, Д.Белл, О.Тоффлер.
Рассматривая общественное развитие как “смену стадий”, сторонники теории
информационного общества связывают его становление с доминированием
“четвертого”, информационного сектора экономики, следующего за сельским
хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что
капитал и труд как основа индустриального общества уступают место
информации и знанию в информационном обществе. Революционизирующее действие
информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе
классы заменяются социально недифференцированными “информационными
сообществами” (Е.Масуда). Традиционным громоздким корпорациям Тоффлер
противопоставляет “малые” экономические формы - индивидуальную деятельность
на дому, “электронный коттедж”. Они включены в общую структуру
информационного общества с его “инфо-”, “техно-” и другими сферами
человеческого бытия. Выдвигается проект “глобальной электронной
цивилизации” на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики
- “телекомпьютерэнергетики” (Дж. Пелтон). “Компьютерная революция”
постепенно приводит к замене традиционной печати “электронными книгами”,
изменяет идеологию, превращает безработицу в обеспеченный досуг (Х.Эванс).
Социальные и политические изменения рассматриваются в теории
информационного общества как прямой результат “микроэлектронной революции”.
Перспектива развития демократии связывается с распространением
информационной техники. Тоффлер и Дж. Мартин отводят главную роль в этом
телекоммуникационной “кабельной сети”, которая обеспечит двустороннюю связь
граждан с правительством, позволит учитывать их мнение при выработке
политических решений. Работы в области “искусственного интеллекта”
рассматриваются как возможность информационной трактовки самого человека.
Концепция информационного общества вызывает критику со стороны
гуманистически ориентированных философов и ученых, отмечающих
несостоятельность технологического детерминизма, указывающих на негативные
последствия компьютеризации общества[2].
И так, приступим к рассмотрению данной темы. Для начала я хотел бы
рассмотреть общество как философскую категорию, а затем его новый этап –
информационное общество.
Глава 1. Общество как философская категория.
1.1. Элементы общества
Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые
человеческие индивиды–субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые
и регуляторные механизмы. Несмотря на то, что человек представляет целый и
целостный “микрокосмос”, он является элементом деятельности, т.е. её
простейшим, далее неделимым образованием.
Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты
социальной деятельности можно разделить на два класса:
1. Вещи, “орудия” с помощью которых люди оказывают воздействие на
окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют
адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её
вещественно–энергетической переделки, целенаправленного
преобразования.
1. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат
не непосредственному изменению реальности, а изменению наших
представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления,
цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от
сознания реальность. Функция символов–воплощать в себе особым
образом закодированную информацию, служить средством её хранения,
накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей
коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что
любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей,
могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую “телесную
оболочку” становясь материальными проводниками, “перевозчиками
смысла”.[3]
Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают
целенаправленность человеческой деятельности.
Механический набор людей вещей и символов не создаёт целостное
системное образование–общество. Для его существования необходима сложная
совокупность внутренних связей между всеми классами социальных предметов.
Элементы общества
Человек-субъект социальные предметы
деятельности
Класс вещей Класс символов
Предметы труда Орудия труда
Устойчивые, воспроизводимые связи между совместно действующими людьми
называются общественными отношениями. Эти отношения связывают людей как в
процессе общественной деятельности на основе разделения функций, так и при
разделении совместно созданных результатов труда: готовых продуктов труда и
средств их создания. Подобные отношения владельцами земли, станков и пр. и
людьми лишенных необходимых средств труда, К. Маркс называл
производственно–экономическими отношениями, отводя им важнейшую роль в
организации общественной жизни людей.
1.2. Подсистемы общества, сферы общественной жизни.
Любой акт совместной деятельности возможен при наличии взаимосвязанных
людей, вещей, символов.
Для жизни людей, которым присуще активное приспособление к среде,
необходимы соответствующие вещи, созданием которых занимается материальное
производство. Материальное производство создает средства деятельности,
которые используются во всех её видах, позволяя людям физически изменять
природную и социальную реальность.
Производя необходимые вещи, люди создают определенную систему
общественных отношений. (Использование новой производительной техники в
Европе нового времени привело к зарождению и утверждению капиталистических
отношений, которые создали не политики, а работники материального
производства).
В процессе материального производства люди создают и закрепляют
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8