Философский анализ общества

У.Дайзард:

“Арнольд Тойнби как-то заметил, что XX век - это время, когда

человечество впервые за всю свою историю может всерьез подумать о

благосостоянии всех людей. Если это так, то это в основном благодаря...

эволюции универсальной электронной информационной сети, способной связать

воедино всех людей. Речь идет о наступлении информационного века.

...Технология предлагает нам намного более значительные информационные

и коммуникационные ресурсы, чем когда-либо имело человечество. Эти ресурсы

столь велики, что очевидно: мы вступаем в новую эру - информационный век.

США - первая страна, осуществившая трехстадиальный переход от аграрного

общества к индустриальному и от него к такому обществу, которое даже трудно

как-то однозначно определить; ясна лишь одна его характеристика из целого

веера возможностей: основным видом его экономической деятельности во

всевозрастающей степени становится производство, хранение и распространение

информации.

Каков возможный сценарий развития информационного общества в

предстоящие годы? ... Налицо некая общая модель изменений - трехстадийное

прогрессирующее движение: становление основных экономических отраслей по

производству и распределению информации; расширение номенклатуры

информационных услуг для других отраслей промышленности и для

правительства; создание широкой сети информационных средств на

потребительском уровне”[14].

Комментарий: У.Дайзард констатирует факт перехода к информационному

обществу в США. Он целиком соглашается с предложенной Тоффлером и Беллом

трехстадиальной концепцией и сосредотачивает свое внимание на

трансформациях именно последней, “информационной” стадии развития общества.

Р.Айрис:

“Мысль о происходящей технологической революции, основанной на

информации, не нова. Социолог Дэниел Белл, как и другие, в середине 60-х

гг. ясно увидел, что США становятся постиндустриальным обществом,

основывающимся на производстве услуг, прежде всего связанных с информацией.

Третья промышленная революция в значительной мере основывается на успехах в

телекоммуникациях и информационных процессах. Занятость в сфере

промышленности и строительства остается многие годы более или менее

неизменной в абсолютном измерении, тогда как в целом рабочая сила

значительно возросла в 60-70-е годы. Долговременные тенденции показывают,

что наиболее растущими в прошлом веке были сферы, связанные с

информацией”[15].

Комментарий: Приведенная цитата из Р.Айрис подчеркивает общность

мнений всех философов, трактовавших об “информационном обществе”, по поводу

сути происходящих в настоящее время изменений в обществе и роли НТР в нем.

Но в отличие от Тоффлера, он акцентрирует внимание исключительно на

производственной сфере, полностью исключая из рассмотрения социальный и

культурный аспекты обновления.

Глава 3. Жизнь в новом обществе и его проблемы.

3.1. Культура в новом обществе

О.Тоффлер:

“Мы живем в мире блип-культуры. Вместо длинных “нитей” идей, связанных

друг с другом, - “блипы” информации: объявления, команды, обрывки новостей,

которые не согласуются со схемами. Новые образы и представления не

поддаются классификации - отчасти потому, что они не укладываются в старые

категории, отчасти потому, что имеют странную, текучую, бессвязную форму.

...Люди “третьей волны” чувствуют себя свободнее, именно сталкиваясь с

“блипами” - информационными сообщениями, отрывком из песни или стиха,

заголовком, мультфильмом, коллажем и т.д.. Ненасытные читатели дешевых

изданий и специализированных журналов, они короткими приемами поглощают

огромное количесво информации. Но и они стремятся найти новые понятия и

метафоры, которые позволили бы систематизировать или организовать “блипы” в

более широкое целое. Однако вместо того, чтобы пытаться втиснуть новые

данные в стандартные категории и рамки “второй волны”, они хотели бы все

устроить на свой собственный лад... Словом, вместо того, чтобы просто

заимствовать готовую идеальную модель реальности, мы теперь сами должны

снова и снова изобретать ее. Это тяжкое бремя, но оно вместе с тем

открывает большие возможности для развития индивидуальности, демассификации

личности и культуры. Некоторые, правда, не выдерживают, ломаются или

отходят в сторону. Другие превращаются в постоянно развивающихся,

компетентных индивидов, способных подняться в своей деятелььности на новый,

более высокий уровень. Но в любом случае человек перестает быть

стандартным, легко управляемым роботом, каким его изображали писатели

“второй волны”.[16]

Комментарий: Тоффлер одним из первых подметил произошедшие за

последнее время коренные изменения в культуре общества, особенно западного.

Нарастающая сила потока информационного обмена между людьми породила новый

тип культуры, в которой все подчинено необходимости классификации,

унификации с целью наибольшей компрессии и повышения эффективности при

передачи от человека к человеку, будь то лично или через средства массовой

информации.

Х.Сколимовски:

“Под угрозой излишней инстументализации культура находит различные

противодействия, отдушины. Выход за пределы ограничивающих ее рамок может

быть осуществлен посредством наркотиков или через экскурсы в восточную

вилософию. Возникновение философии техники - другое противодействие

культуры опасности быть задушенной излишней инстументализацией, ибо,

повторяю, дебаты о природе техники - это споры о будущем человека...”[17]

Комментарий: См. ниже к цитате А.Этциони.

А.Этциони:

“Движение контркультуры еще глубже подорвало рациональное мышление и

легитимацию основного проекта. Оно поставило под вопрос как ценности

плательщиков, высокий жизненный уровень, так и достоинства потребления,

упорного труда и бережливости. Оно открыто и прямо бросило вызов

достоинству отсроченного вознаграждения, самоорганизованности и

рациональности. Оно возвысило до уровня добродетели психологическое

удовлетворение от небольшой работы, скромного потребления и открытых

отношений с другими, природой и самим собой, отношений, не измеряемых

вещами. Подлинный рост усматривают не в экономике, а в гармоничных

отношениях и более глубоком понимании себя и других. В какой бы то ни было

форме - (цвет детей(, культура наркотиков, (коммуны(, определенные культы -

контркультура видела в непосредственном удовольствии, в свободном

проявлении порывов, в нерациональном или иррациональном поведении, в заботе

скорее о личностных, чем производственных нуждах именно ту жизненность,

которую люди теряли в конце длинной цепи рационально скомбинированных

средств, составляющих основу материалистских усилий. Техника, наука и

управление расценивались не лучше, чем экономические стремления. Хотя

наиболее очевидные носители контркультуры - секты хиппи - быстро выгорели и

скоро исчезли, подобно другим крайним сектам в прошлой социальной истории,

их культурный и психологический вклад продолжал существовать. Контркультуру

питало отступление рациональности и видение альтернативного мира”[18].

Комментарий: Две вышеприведенные цитаты трактуют о сравнительно

недавно возникшем явлении “контркультуры”. Однако следует отметить, что во

время разработки этой темы их авторами концепция “информационного общества”

не была еще столь разработана, как сейчас, и вопрос о подавлении,

“обездушении” человека техникой стоял гораздо острее. Контркультура

рождалась как протест именно против механистичности и отсутствия культуры и

вовсе не стремилась стать конкурентом “блип”- или иной информационной

культуре вследствие различной предназначенности.

К.Ясперс:

“...техника не только приближает нас к познанной в физическоих

категориях природе. Техника открывает перед нами новый мир и новые

возможности существования в нем...

Прежде всего это красота технических изделий. Транспортные средства,

машины, технические изделия повседневного пользования достигают

совершенства своих форм. В техническом производстве в самом деле

совершается рост и созидание второй природы. ... Красота удачно

выполненного технического объекта состоит не просто в целесообразности, но

в том, что данная вещь полностью входит в человеческое бытие. И уж,

конечно, эта красота состоит не в чрезмерно богатом орнаменте и излишних

украшениях, напротив, они кажутся скорее некрасивыми, но в чем-то таком,

что позволяет ощутить в совершенной целесообразности предмета необходимость

природы, необходимость, которая сначала отчетливо проступает в творении

человеческих рук, а затем улавливается в бессознательном созидании жизни...

Эти присущие самой вещи решения открываются как бы в стремлении следовать

вечным, изначально данным формам”[19].

Комментарий: Ясперс одним из первых поднял проблему новой эстетики в

технизированном мире. Он признал засилие техники свершившимся явлением и

сформулировал новую “техническую эстетику”, которая, очевидно, станет со

временем немаловажным элементом человеческой культуры.

3.2. Человек в новом обществе

О.Тоффлер:

“Электронный коттедж. Радикальные изменения в сфере производства

неизбежно повлекут за собой захватывающие дух социальные изменения. Еще при

жизни нашего поколения крупнейшие фабрики и учреждениея наполовину опустеют

и превратятся в складские или жилые помещения. Когда в один прекрасный день

мы получим технику, позволяющую в каждом доме оборудовать недорогое

“рабочее место”, оснащенное “умной” пишушщей машинкой, а может быть, еще и

копировальной машиной или компьютерным пультом и телекоммуникационным

устройством, то возможности организации работы на дому резко возрастут. Ряд

футурологов считает, что развитие систем двусторонней связи позволит к 1990

г. значительно расширить практику надомного труда.

Перевод рабочих мест на дом и уменьшение движения транспорта позволили

бы также уменьшить загрязнение окружающей среды и снизить расходы на ее

востстановление. В направлении создания электронного коттеджа действуют и

социальные факторы. Чем больше сокращается рабочий день, тем больше

увеличивается относительное время, затрачиваемоме на поездку на работу и

обратно, и тем более абсурдными, иррациональными, раздражающими становятся

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты