Философский анализ общества

стать эффективнейшим каналом коммуникации, часть демократического процесса

- в большей степени, нежели нынешние опросы общественного мнения.

Расцвет демократии - правительства народа, силами народа и для народа

- имел место в Афинах и других греческих городах-государствах. Греческая

демократия была эффективна потому, что у мужчин было достаточно много

свободного времени, чтобы встречаться, дискутировать и получать новейшую

информацию: за них трудились женщины и рабы. Сегодня мы вступаем в век

автоматизации, женщины уравнены в правах с мужчинами, но рабы у нас могут

быть - это машины”[25].

Комментарий: У Дж. Мартина можно наблюдать такое же смешение

утопические и реалистических элементов, как и у У.Дайзарда. В самом деле,

начало процитированного отрывка напоминает первые строки фантастического

романа, а система респондентного телевидения технически реализуема

сегодняшними средства и иногда даже применяется (правда, не для

голосования, а в шоу-передачах, где подведение итогов производится опросом

зрителей по телефону или через звонки в студию).

3.3. Проблемы нового общества

Ж.Эллюль:

“Сегодня мы переживаем феномен, породивший много надежд. Это -

преображение техники. Мне хотелось бы уточнить, что вплоть до 70-х годов

нашего столетия техника была монолитной силой, ориентированной лишь в одном

направлении. Она была действительно системой и имело только одну мыслимую

цель - рост во всех направлениях, развертывание мощностей, производства и

т.д., хотя некоторые наблюдатели начинали уже ставить под сомнение этот

рост. Сегодня автоматизация и информатизация способны мало-помалу сменить

ориентацию техники. Сама по себе техническая мутация, информатизация

техники, не вызовет никакого изменения в положении пролетариата, неимущих

масс, никакого освобождения человека не принесет, если не будет решимости,

сознательного выбора, воли, способной использовать технику в этом

направлении. Назовем ее политической волей... Информатизация позволила бы

выбраться из технической системы... Но сегодня для этого необходима

подлинная революция по отношению к государству и автономизировавшейся

технике.

На мой взгляд, сейчас... мы вышли к развилке исторического пути, к

месту возможного пересечения между свободным социализмом и кибернетизацией

общества. Дело еще не проиграно. Главное, чтобы мир информатики, пусть даже

самым невинным и немакиавеллистским образом, не стал агентом технической

системы, увенчав свое движение к концентрации, к всепроникающему контролю.

Когда такое кибернетизированное государство “схватится”, как схватывается

ледяная шуга или бетон, то будет, строго говоря, уже слишком поздно”[26].

Комментарий: Данная цитата из работы французского социолога и

политолога Ж.Эллюля свидетельствует о тех трудностях, которые ждут

человечество на пути к информационному обществу. Собственно говоря, эта

проблема - “дамоклов меч”, которые будет вечно висеть над человечеством,

ибо даже в “информационном обществе” опасность появления информатизированно-

бюрократической машины остается.

Д.Белл:

“Сейчас становится все более очевидной угроза полицейского и

политическогонаблюдения за индивидами с использованием изощренной

информационной техники... Все это элементарно подтверждает один из

старейших... политических трюизмов: когда какое-либо агентство, облеченное

властью, устанавливает бюрократические нормы и стремится во что бы то ни

стало насаждать их, создается угроза злоупотреблений. Другой не менее

важный момент заключается в том, что контроль над информацией чаще всего

выливается в злоупотребления, начиная с сокрытия информации и кончая ее

незаконным обнародованием, и что, дабы предотвратить эти злоупотрблениия,

необходимы институциональные изменения, прежде всего в сфере

информации”[27].

Комментарий: Мнение Д.Белла перекликается с предупреждение Ж.Эллюля о

возможности срастания информатики и бюрократии в единую мощную систему.

Возможность поставить человека под контроль техники - это второй “дамоклов

меч”, который будет вечно висеть над головами жителей “информационного

общества”.

К.Ясперс:

“Все возрастающая доля труда ведет к механизации и автоматизации

деятельности работающего человека. Труд не облегчает бремя человека в его

упороном воздействии на природу, а превращает человека в часть машины.

Вследствие уподобления всей жизненной деятельности работе машины

общество становится похоже на одну большую машину, организующую всею жизнь

людей. Бюрократия Египта, Римской империи - лишь подступаы к современную

государству с его разветвелнным чиновничьим аппаратом. Все, что задумано

для осуществления какой-либо деятельности, должно быть построено по образцу

машины, т.е. должно обладать точность, предначертанностью действий, быть

связанным внешними правилами... Следствия этой машинизации проистекают из

абсолютног превосходства механической предначертаннсти, исчисляемости и

надежности. Все, связанное с душевными переживаниями и верой, допускается

лишь при условии, что оно полезно для цели, поставленной перед машиной.

Человек сам становится одним из видом вырья, подлежащего целенаправленной

обработке. Поэтому тот, кто раньше был субстанцией целого и его смыслом -

человек, - теперь становится средством... Люди в своей массе уподобляются

песчинкам и, будучи лишены корней, могут быть поэтому использованы

наилучшим образом. Ощущение жизни служит обычно рубежом между пребыванием

на работе и частной жизнью. Однако частная жизнь становится пустой,

механизируется, и досуг, удовлетворение превращаются в работу”[28].

“Поэтому человек живет либо в состоянии глубокой неудовлетворенности

собой, либо отказывается от самого себя, чтобы превраться в фукнционирующую

деталь машины, не размышляя, предаться своему витальному существованию,

теряя свою индивидуальность, перспективу прошлого и будущего, и

ограничиться узкой полоской настоящего, чтобы, изменяя самому себе, стать

легко заменяемым и пригодным для любой поставленной перед ним цели,

пребывать в плену раз и навсегда данных, непроверенных, неподвижных,

недиалектических, леко сменяющих друг друга иллюзорных достоверностей.

Тот же, кто таит в себе неудовлетворенность, проявляющуюся в вечном

беспокойстве, постоянно ощущает внутренний разлад. Он вынужден всегда

носить маску, менять эту маску в зависимости от ситуации и от людей, с

которыми он общается. Он перестает постигать самого себя, так как, нося

постоянно маску, он в конце концов сам уже не знает, кто он”[29].

Комментарий: Ясперс несколько драматизирует ситуацию “удрученности”

человека в новом обществе, но делает это невольно, беря за точку отсчета

сегодняшний или завтрашний день, а не общественные отношения

“информационного века”. И хотя он предупреждает о тех же опасностях, что

Эллюль и Белл, тем не менее он сгущает краски, забывая о двунаправленном

свойстве информации - она размножается вне зависимости от того, откуда

исходит.

Р.Коэн:

“Мы вправе допустить, что нынешние времена по крайней мере в двух

важнейших отношениях отличаются от прошлого. Во-первых, определенный

количественный рост достиг критической точки, за которой, как принято

говорить, количество переходит в качетво, рост вступает в некоторую новую

фазу... Вторая жизненно важная характеристика нашего времени... это

всемирный характер социальных и технических проблем, или, как сказал бы

молодой Маркс, обнаружение... (родовой сущности( этих проблем,.. среди

которых выделяются следующие:

политические и экономические препятствия к тому, чтобы техника

использовалась для ликвидации нищеты; это относится даже к самым

промышленно развитым странам, не говоря уже о странах (третьего мира(, где

бедность ставит людей на грань вырождения;

неспособность социальных наук - и эмпирических исследований в их

историческом аспекте, и исследований современных общественных изменений,

равно как и методологии общественных дисциплин, - решать свои главные

практические и теоретические задачи;

недостатки образования и воспитания во всем мире, препятствующие решению

указанных проблем, мешающие здорововму, творческому пониманию науки и

техники как составной части гуманистического воспитания в эпоху научно-

техническго прогресса; это относится и к подготовке специалистов, и к

общему образованию большинства людей (к тому же подготовка специалистов

страдает культивируемым элитизмом);

неспособность многих стран разрешить проблемы своего индустриального

развития за счет использования внутренних ресурсов либо путем справедливого

перераспределения капиталов и ресурсов между развитыми капиталистическими

(а также социалистическими, в первую очередь СССР) странами и странами

“третьего мира”, а также использования избыточного сырья, добываемого в

развивающихся странах (за исключением нефти и некоторых ископаемых руд в

ряде районов планеты);

неспособность научной и технической элиты преодолеть свою национальную

ограниченность, элитаристское сознание, если не считать нескольких

героических исключений (например, Пагуошское движение или ВОЗ), в

особенности это касается неспособности противодействоввать идеологическим

наслоениям в науке;

фетишизм науки, идущий параллельно с фетишизмом потребления,

вещизмом”[30].

Комментарий: Р.Коэн попытался в концентрированном виде представить

читателю проблемы современного общества, которые неизбежно станут еще более

значимыми по мере того, как мы будет входить в “информационный век”. Список

из шести пунктов затрагивает многие области человеческой жизнедеятельности,

однако является далеко не исчерпывающим. Мне кажется, что любой человек

может дописать в него еще по пункту и все равно список будет не полон.

Заключение

Определение понятия “информационного общества” является одним из

ключевых моментов данной разработки, и именно поэтому я решил вынести этот

вопрос в отдельную тему.

В 50-70-е годы стало очевидно, что человечество вступает в новую

эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую

очередь, компьютеров, и НТР в целом. Проблема существования и бытия

человека в полностью “технизированном” и “информатизированном” мире не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты