Философский стиль мышления естествоиспытателя. Термооптическая микроскопия в применении к медико-биологическим задачам

определенной парадигмы, которая упорядочивает научную деятельность.

Английский философ И.Лакатос связывает новое понимание научной

рациональности с понятием "исследовательской программы", которая имеет

сходство с куновским понятием парадигмы. Вслед за К.Поппером И.Лакатос

полагает, что основой теории научной рациональности (или методологической

концепции) должен стать принцип критицизма. Этот принцип является

универсальным принципом всякой научной деятельности; однако, при обращении

к реальной истории науки становится ясно, что “рациональный критицизм” не

должен сводиться к фанатическому требованию беспощадной фальсификации.

Непредвзятое рассмотрение исторических перипетий научных идей и теорий

сразу же сталкивается с тем фактом, что “догматический фальсификационизм”

есть такая же утопия, как формалистические мечты о “евклидовой”

рациональной науке. “Контрпримеры” и “аномалии” отнюдь не всегда побуждают

ученых расправляться со своими теориями; рациональное поведение

исследователя заключает в себе целый ряд стратегий, общий смысл которых -

идти вперед, не цепенея от отдельных неудач, если это движение обещает все

новые эмпирические успехи и обещания сбываются. И.Лакатос очень остро

ощутил существующий разрыв между “теоретической рациональностью”, как ее

понимает “критический рационализм” и практической рациональностью

развивающейся науки и признал необходимость реформирования “критического

рационализма”. Результатом усилий по решению этой задачи стала выработанная

И.Лакатосом методологическая концепция “утонченного фальсификационизма” или

методология научно-исследовательских программ. Эта теория получила

выражение в его работе “Фальсификация и методология научных

исследовательских программ”.

Согласно Лакатосу, в науке образуются не просто цепочки сменяющих одна

другую теорий, о которых пишет Поппер, но научные исследовательские

программы, т.е. совокупности теоретических построений определенной

структуры. “У всех исследовательских программ есть “твердое ядро”.

Отрицательная эвристика запрещает использовать modus tollens, когда речь

идет об утверждениях, включенных в “твердое ядро”. Вместо этого мы должны

напрягать нашу изобретательность, чтобы прояснять, развивать уже имеющиеся

или выдвигать новые “вспомогательные гипотезы”, которые образуют “защитный

пояс” вокруг этого ядра, modus tollens своим острием направляется именно на

эти гипотезы. Защитный пояс должен выдержать главный удар со стороны

проверок; защищая таким образом окостеневшее ядро, он должен

приспосабливаться, переделываться или даже полностью заменяться, если этого

требуют интересы обороны”. К.Поппер рассматривает только борьбу между

теориями, Лакатос же учитывает не только борьбу опровержимых и

конкурирующих теорий, составляющих “защитный пояс”, но и борьбу между

исследовательскими программами. Поэтому развитие науки Лакатос представляет

не как чередование отдельных научных теорий, а как “историю рождения, жизни

и гибели исследовательских программ”.

Однако и методология исследовательских программ Лакатоса не может

объяснить, почему происходит смена программ. Лакатос признает, что

объяснения логики и методологии здесь бессильны, но, в отличие от Куна, он

верит, что логически можно “соизмерить” содержание программ, сравнивать их

между собой и поэтому можно дать ученому вполне рациональный ориентир для

того, чтобы выбрать - отказываться или нет от одной программы в пользу

другой. По мнению Лакатоса смена и падение устоявшихся взглядов, то есть

научные революции, должны объясняться не “психологией толпы”, как считает

Кун. Для описания того, как соизмерить или сравнить две конкурирующие

программы, Лакатос вводит представление о сдвиге проблем.

“Исследовательская программа считается прогрессирующей тогда, когда

ее теоретический рост предвосхищает ее эмпирический рост, то есть когда она

с некоторым успехом может предсказывать новые факты (“прогрессивный сдвиг

проблемы”). Программа регрессирует, если ее теоретический рост отстает от

ее эмпирического роста, то есть когда она дает только запоздалые объяснения

либо случайных открытий, либо фактов, предвосхищаемых и открываемых

конкурирующей программой (“регрессивный сдвиг проблемы”). Если

исследовательская программа прогрессивно объясняет больше, нежели

конкурирующая, то она “вытесняет” ее и эта конкурирующая программа может

быть устранена (или, если угодно “отложена”) (13). Лакатос считает, что,

безусловно, следует сохранять “жесткое ядро” научно-исследовательской

программы, пока происходит “прогрессивный сдвиг” проблем. Но даже в случае

“регрессивного сдвига” не следует торопиться с отказом от программы. Дело в

том, что в принципе существует возможность найти внутренние источники

развития для стагнирующей программы, благодаря которым она начнет

неожиданно развиваться даже опережая ту программу, которая до недавних пор

одерживала над нею верх. “Нет ничего такого, что можно было бы назвать

решающими экспериментами, по крайней мере, если понимать под ними такие

эксперименты, которые способны немедленно опрокидывать исследовательскую

программу. Сгоряча ученый может утверждать, что его эксперимент разгромил

программу... Но если ученый из “побежденного” лагеря несколько лет спустя

предлагает научное объяснение якобы “решающего эксперимента” в рамках якобы

разгромленной программы (или в соответствие с ней), почетный титул может

быть снят и “решающий эксперимент” может превратиться из поражения

программы в ее новую победу”.

Таким образом согласно Лакатосу ученый действует рационально, если в

своей деятельности придерживается определенной исследовательской программы,

даже вопреки возникающим в ходе ее развития противоречиям и эмпирическим

аномалиям (14). Однако возникает вопрос: насколько рационален сам процесс

принятия "парадигмальных образований" в науке?

Согласно Куну, процесс принятия и смены парадигм полностью

рационального объяснения не имеет. Этот процесс имеет

социальнопсихологическую природу и согласно Куну смена парадигм имеет

сходство с религиозным переворотом. И.Лакатос трактует принятие

исследовательской программы как конвенцию, в основе которой лежат

рациональные соображения логико-методологического и эмпирического

характера. Однако в той степени, в какой любая конвенция является актом

свободного выбора между альтернативами, говорить о логико-эмпирической

детерминированности акта принятия исследовательской программы нельзя. Здесь

содержится иррациональный момент.

С точки зрения внутреннего совершенства и концепция Куна, и концепция

Лакатоса далеко не безупречны. По этому вопросу существует большая

критическая литература. Но идея выделения парадигмальных образований в

научном познании имеет внешнее оправдание, а именно, она находит свое

подтверждение в реальной истории науки, и в настоящее время влиятельность

этой идеи в современной философии не вызывает сомнений.

Такой подход к описанию структуры научного познания меняет и наши

представления о научной рациональности. Представление о научной

рациональности как логико-эмпирической детерминированности процесса

научного познания становится явно недостаточным. В свете идеи

парадигмальности науки, рациональность приобретает контекстуальный

характер. Судить о рациональности действий ученого можно только в контексте

принимаемых в данный исторический период научным сообществом парадигмальных

установок. Сам же акт принятия этих установок не может быть объяснен

соображениями логико-методологического характера и требует апелляции к

историческим и социокультурным соображениям. Такой подход сближает проблему

научной рациональности с рациональностью других видов человеческой. Так

Лакатос в поздних работах

приходит к выводу, что перед лицом историко-научных фактов его методоло-

гические правила оказываются слишком жесткими. Он идет по пути их

граничения, выдвигая в качестве регулятивов этические принципы типа

«упорство,как и скромность, обладает большим рациональным смыслом » [15].

Как отмечает П. Фейерабенд, стандарты Лакатоса «гораздо ближе к реальной

науке, чем стандарты предшествующих подходов » [16]. Тем не менее, как

пишет тот же Фейерабенд, «Лакатос не показал, что его стандарты являются

стандартами науки, он не показал, что его стандарты ведут к существенным

результатам »[16].

П. Фейерабенд, пришедший к принципу методологического анархизма,

означающему, что в науке “все дозволено ”, считает, что концепция Лакатоса

отличается от его собственной концепции главным образом риторикой (17).

Создание какой-либо абсолютистской', окончательной модели научной

рациональности невозможно. Скорее всего, сама научная рациональность

является своего рода исторически эволюционирующим идеалом, к которому наука

должна стремиться, но который в ней никогда не реализуется полностью.

Наука, как и другие виды духовной деятельности человека, является

человеческим предприятием и несет на себе печать его исторической

ограниченности и несовершенства. При всем том определяющем влиянии в

научном мышлении доводов разума и доводов опыта, в нем остается место

интуиции, ошибочным суждениям, персональному выбору альтернативных ходов

мысли, конвенциональных решений, которыми пронизано все научное познание, и

даже мистическим озарениям. Другими словами, в реальной истории научного

познания присутствует и иррациональная компонента. Но это, однако, не дает

основание уравнивать науку с другими видами человеческой деятельности:

мистикой, магией, религией, искусством или идеологией, как это пытался

сделать современный американский специалист по философии науки П.

Фейерабенд. Иррациональный элемент присутствует во всех видах человеческой

деятельности, но в науке доминирует рациональное начало, а иррациональные

моменты имеют локальное значение, и не они направляют весь ход научного

прогресса (2).

Подводя краткий итог развития представлений о научной рациональности,

можно констатировать, что рациональность ученого в рамках его

профессиональной деятельности характеризуется апелляцией к доводам разума и

опыта, логической и методологической упорядоченностью научного мышления,

регулятивным воздействием на научное мышление идеалов, норм и стандартов,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты