Философское мировоззрение Аристотеля
Министерство образования Республики Беларусь
Гродненский Государственный Университет
им. Я.Купалы
[pic]
Тема :
Философское мировоззрение Аристотеля.
Подготовил : студент 2 курса, 2 группы физико-технического факультета
Философское мировоззрение Аристотеля.
Рекомендуемая литература :
1. Диоген Лаэртский “О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.”
2. Асмус “История античной философии.”
3. Осинский И. “Рыцари истины.”
4. Лосев А.Ф. , Тахо-Годи А.А.“Платон, Аристотель.”
АРИСТОТЕЛЬ
Жизнь, судьба, сочинения.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в Стагире - греческой
колонии на Фракийском побережье. Город, откуда он был родом,
находился в Македонии, которая по отношению к Афинам - признанному
центру культуры - выглядела провинцией. Правда, на глазах Аристотеля
произошли серьезные изменения в статусе Македонии, связанные с
победоносными завоевательными походами Александра Македонского. Его
отец Никомах был придворным врачом и другом македонского царя Аминиты
II. Предки Никомаха были тоже врачами, и весьма возможно, что
семейная традиция была одной из причин, определивших развитие и
склонности Аристотеля к научным занятиям. Однако сын не последовал
примеру отца в выборе профессии, хотя в его последующих сочинениях
можно обнаружить глубокие познания и в области медицины. После смерти
родителей Аристотель воспитывается под опекой Проксена из Атарнея. В
367 г. Аристотель отправился в Афины и после возвращения Платона из
сицилийского путешествия стал его учеником. В течении многих лет
жизнь Аристотеля оказывается связанной с Академией, наполненной
общением с ее основателем, тщательным изучением платоновской
философии. Участником Академии Платона Аристотель состоял около 20
лет, вплоть до смерти Платона. Во время пребывания в Академии
Аристотель был последователем и другом Платона, называвшего его “умом
своей школы”, и в этот период диалог - форма, в которой излагал свою
философию Платон, - был господствующей литературной формой сочинений
Аристотеля. Здесь Аристотель приобретает широчайший научный кругозор,
вырабатывает собственные философские и научные подходы. В год смерти
Платона, когда Аристотелю было 37 лет и он почти достиг того
возраста, который греки называли акмэ (40 лет), расценивавшиегося как
пик расцвета творческих сил, он оставляет Афины и направляется в
Малую Азию.
После смерти Платона Аристотель вместе с Ксенократом, очевидно,
вследствие уже определившихся разногласий в школе, которую возглавил
Спевсипп, отправился в город Асс к своему другу, атарнейскому тирану
Гермию, на племяннице которого - Пифии - он впоследствии женился.
Здесь он открывает собственную школу, пишет ряд произведений. У
Гермия Аристотель пробыл три года. После гибели Гермия, памяти
которого он посвятил сколий (застольная песня), известный под
названием “Гимн добродетели”, Аристотель переселился в Митилену на
Лесбосе. Здесь продолжается его преподавательская и философско-
научная деятельность. Наконец, в 343/342 г. начинается новый период
жизни Аристотеля, связанный с его возвращением в родную Македонию.
Македонский царь Филипп приглашает Аристотеля заняться воспитанием
своего сына Александра, которому тогда исполнилось 13 лет. Аристотель
отправляется в Пеллу, где и руководит воспитанием Александра более
трех лет.
Об отношениях между двумя великими людьми известно не так много.
Вряд ли Аристотелю принадлежит большая роль в формировании
завоевательских устремлений Александра Македонского или в развитии
его таланта полководца. Видимо, Старигит симпотезировал некоторым
политическим идеям македонских царей, стремившихся к объединению
Греции под своей властью. Однако он не считал империю жизнеспособной
формой государства, а именно империю впоследствии создавал его ученик
и воспитанник.
Отсутствие достоверных сведений об отношениям Александра и
учителя позволило, например, Б.Расселу заявить: “Я предполагаю со
своей стороны, что Аристотель не оказывал на Александра никакого
влияния. Александр был честолюбивым и страстным юношей, он был в
плохих отношениях со своим отцом и, по-видимому, нерадиво относился к
учению”. В силу этого он должен был считать учителя “не кем иным,
как старым педантом, приставленным к нему отцом, чтобы удержать от
озорства... И я не вижу в Александре ничего такого, что могло бы
исходить от Аристотеля”. Резюме Б.Рассела таково: “В общем контакты
между этими двумя великими людьми, по-видимому, были такими же
бесплодными, как если бы они жили в различных мирах”.
Заключение английского мыслителя было бы убедительным, если
считать, что наиболее усидчивый и послушный является и наиболее
восприимчивым, а влияние учителя наиболее полно сказывается лишь в
легко обнаруживаемых сознательных проявлениях. Но тогда одного факта,
что Александр не стал философом, а стал полководцем, организатором
армии и государства, было бы достаточно для соответствующего вывода.
Однако интересно, что в процессе своей бурной политической и военной
деятельности Александр иногда, неожиданно для окружающих, поступал
так, как от него не требовали ни интересы его завоевательной
политики, ни другие внешние обстоятельства. Однажды он задержался на
несколько дней в малоазиатском городе Фаселиде и случайно узнал, что
там находится статуя известного ритора Теодекта. Теодект был учеником
Платона и Аристотеля. После обильной пирушки Александр отправился к
этой статуе и возложил к ее подножью множество венков. Плутарх по
этому поводу говорит: “Так, забавляясь, он воздал дань
признательности человеку, с которым познакомился благодаря Аристотелю
и занятиям философией”. Несомненно, что влияние двух личностей носило
сложный характер, одинаково далекий как от полного взаимного
отталкивания (как получается у Б.Рассела), так и от безмерно-
восторженного почитания.
При македонском дворе Стагирит оставался до тех пор, пока
Александр не взошел на трон. Затем в 335/334 г. Аристотель вернулся в
Афины, где основал школу - Ликей (или “Лицей” в латинском варианте).
Название школы пошло от расположенного рядом храма Апполона
Ликейского. Занятия Аристотель проводил, как правило, прогуливаясь с
учениками по тропинкам сада, откуда школа получила еще одно название:
“Перипатос”, что значит “прогулка”, а ученики и последователи
Аристотеля нередко и сегодня называются “перипатетиками”, т.е.
прогуливающимися философами. С момента основания перипатетической
школы начинается третий период философско-научной деятельности
Аристотеля, в течение которого благодаря сотрудничеству учеников были
собраны и систематизированы богатейшие материалы по всем отраслям
знаний и наряду с философскими исследованиями были осуществлены
исследования, относящиеся к частным областям знания. В этот период у
Аристотеля созревает критическое отношение к учению Платона, в
частности к учению об идеях; эта критика изложена в первой книге
“Метафизики”.
Дружественные отношения между Аристотелем и Александром
Македонским, который, по некоторым свидетельствам, даже оказывал
материальную поддержку Аристотелю, со временем все более охлаждалась,
а после казни Александром Каллисфена - племянника Аристотеля,
сопровождавшего царя в походах по рекомендации Аристотеля, резко
ухудшились. Однако старые связи Аристотеля с Македонией, его дружба с
наместником Александра Антипатром и личная вражда с некоторыми
участниками противомакедонской партии вызвали после смерти Александра
Македонского (323 г.) и начала противо македонского восстания в
Афинах острую вражду к Аристотелю, обвиненному в преступлении против
религии (в нечестии). Аристотель бежал в Халкиду на Эвбее, где умер
от болезни в 322 г.
Аристотель оставил после себя огромное количество сочинений по
самым разнообразным вопросам знания. По неполным спискам Гермиппа
(200 г. до н.э.) и анонима Менагия, им написано 400, а по списку
Птоломея (1 в. н.э.) - до 1000 книг. Все сочинения Аристотеля делятся
по их назначению на две группы: 1) изданные для широкого круга
читателей, или экзотерические сочинения, и 2) учебные, или
акроаматические, сочинения, предназначенные для целей преподавания.
“Изданные” сочинения были написаны прекрасным литературным языком и
представляли собою, по выражению Цицерона, “золотой век красноречия”.
Таковы были диалоги: “О философии”, “Евдем”, “О справедливости”, “О
поэтах” и другие. Отних сохранились лишь фрагменты. Иной характер
носят акроаматические сочинения, написанные сухим, малообразным
языком, без стилистической обработки. Эти сочинения сохранились до
нашего времени в большом числе и представляют собою основной источник
для изучения Аристотеля. В дошедших до нас трудах поражает охват
проблематики. В произведениях Стагирита глубоко и обстоятельно
затронуты и изложены знания по всем отраслям науки того времени.
Аристотель явился подлинным энциклопедистом - человеком, чьи познания
были поразительно разносторонни и поистине универсальны. Назовем
наиболее известные из дошедших до наших дней трудов, входящих в
“корпус Аристотеликум” - свод сочинений, считающийся каноническим. Он
открывается “Органоном”, в котором собраны трактаты по логике:
“Категории”, “Об истолковании”, ”Первая аналитика”, “Вторая
аналитика”, “Топика”, “О софических опровержениях”. Далее идут
“Физика”, “О небе”, “О душе”. Наиболее знаменитое сочинение
“Метафизика”, насчитывающая 14 книг. Сочинения по этике (моральному
учению): “Никомахова этика”, “Большая этика”, “Политика”. К ним
примыкают “Риторика” и “Поэтика”. Наконец, биологические труды:
“История животных”, “О происхождении животных”, “О частях животных” и
др.
Следует иметь в виду, что далеко не все дошедшее до нас под
именем Аристотеля написано им. Некоторые сочинения, например “О
неделимых линиях”, “О растениях”, “Экономика” целиком возбуждают
сомнения в подлинности. В ряде других сочинений такое сомнение
вызывают отдельные главы, например 10-15 главы “Категорий”, VII, IX,
и X книги “Описания животных”. Кроме того, часть акроаматических
сочинений составляют записи не самого Аристотеля, а его учеников