Философское отношение к вере

Философское отношение к вере

|НАУ |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Р Е Ф Е Р А Т |

|по философии |

| |

|Философское отношение к вере |

| |

| |

| |

| |

|Выполнил: ст. гр. 205 ФИТ |

|Головин В.А. |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Киев |

|2001 |

|ФИЛОСОФСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЕРЕ |

|Критическими точками, которые на протяжении полутора тысячелетий |

|определяли направление истории становления западноевропейской |

|христианской духовной культуры, были учения о вере Августина, Фомы |

|Аквинского и Мартина Лютера. Все они возникали в конкретном |

|социально-культурном контексте, который в первую очередь определялся |

|основополагающей ролью христианской церкви в политическом и духовном |

|развитии Европы. |

| |

|При всех содержательных различиях эти три учения объединяет одно |

|обстоятельство: они возникли как результат глубокого осмысления |

|уникального личного опыта их создателей, опыта обретений и потерь, |

|разочарований и надежд. Но этот опыт, будучи в силу обстоятельств |

|включенным в опыт церкви как института, призванного к распространению и|

|поддержанию веры, неизбежно трансформировался в теологические догматы, |

|призванные сохранять и поддерживать веру миллионов людей, не только не |

|имевших такого личного опыта, но и не нуждавшихся в нем. Учения |

|Августина, Фомы и Лютера, так же, как и все другие великие достижения |

|человеческого духа, будучи транслированными для “массового |

|употребления”, неизбежно превращались в свою противоположность. |

| |

|Мистический символизм средневекового мышления сформировался на почве |

|платонизма, переосмысленного Августином с христианских позиций, и |

|долгое время являлся питательной средой, обеспечивающей сохранение и |

|поддержание средневековой веры с присущим ей стремлением видеть |

|проявления Бога во всех предметах и событиях земного мира. Постепенно |

|этот символизм потерял свою жизненную силу и смысл и уступил свое место|

|стремлению заменить мистические связи между явлениями и предметами |

|каузальными естественно-научными закономерностями. |

|В свою очередь, аристотелизм, призванный Фомой для возврата к пониманию|

|естественной иерархии земного и небесного миров, дал толчок к развитию |

|рационалистической схоластики, направленной на исследование логических |

|предметных взаимосвязей. Но разум, который Фома привлек на службу |

|откровению, в его системе вовсе не имел приоритета над верой, поскольку|

|и вера, и разум, согласно Фоме, проистекали из одного источника и |

|служили одной цели - богопознанию. По словам Э. Жильсона, “Св. Фома уж |

|точно никогда бы не согласился с тем, что какое-либо метафизическое |

|доказательство бытия Божия может хоть на мгновение избавить христианина|

|от необходимости веры в Бога, который Сам говорит нам с Своем |

|существовании”. 1 |

|Однако из истории философии хорошо известно, что именно система Фомы, |

|гармонично сочетавшая философию и теологию, знание и веру, явилась тем |

|катализатором, который в конце концов привел к их постепенному отрыву |

|друг от друга, а затем и к открытому противостоянию между ними. Теория |

|“двойственной истины”, эта alter ego системы Фомы Аквинского, одержала |

|в европейской философии Нового времени, и прежде всего, в философии |

|Декарта убедительную победу, поскольку в гораздо большей степени |

|соответствовала интеллектуальным потребностям человека новой эпохи |

|европейской истории, который обрел уверенность в своих способностях |

|рационально познавать мир, а потому нуждавшегося в возможности свободно|

|выбирать между знанием и верой. Собственно же томизм, сделавшись |

|официальной доктриной католической церкви, утратил смысловую глубину, и|

|только в начале XX неотомизм снова вернулся к пониманию |

|экзистенциального смысла учения Фомы о разуме и вере. |

|Еще в большей степени торжеству рационализма, характеризовавшего |

|наступавшую эпоху Просвещения, способствовало учение Мартина Лютера об |

|оправдании верой. Католическая церковь придерживалась принципа fides |

|implicita, “внутренней веры”, согласно которому для спасения человеку |

|достаточно было верить в то, во что верила церковь, или хотя бы просто |

|принимать церковные таинства и исполнять обряды. Реформация |

|основывалась на совершенно ином принципе, согласно которому каждый |

|человек должен был иметь личный опыт благодати, получаемой через веру, |

|личные отношения с Богом, независимо от того, ходит он в церковь или |

|нет. Но для появления этого личного опыта была необходима |

|содержательная почва, для обретения которой каждый человек должен был |

|иметь представление о фундаментальных основах христианского учения. |

|Это породило специфическую образовательную проблему протестантизма: |

|христианское учение теперь должно было быть изложено в доступной для |

|каждого человека форме, следовательно, оно нуждалось в упрощении, а |

|упрощение было неизбежно связано его с рационализацией. Неслучайно |

|протестантизм с самого начала придавал огромное значение делу |

|образования, и университеты, возникшие в Германии после Реформации, |

|вскоре стали интеллектуальным центром европейского Просвещения. |

|Другой стороной учения Лютера об оправдании верой было признание особой|

|роли мистического элемента в личном религиозном опыте. Одной из |

|фундаментальных и неразрешимых по сей день проблем, унаследованных |

|протестантизмом от средневекового католицизма и пронизывающих собой всю|

|проблематику немецкой философии XIX-XX вв., было противоречие между |

|“естественной теологией”, которая считала понятие о Боге внутренне |

|присущим человеческой душе и выражала его в терминах разума, и |

|теологией, опиравшейся на личный опыт, опыт мистического |

|соприкосновения с высшим началом. Иначе говоря, это было противоречие |

|между верой, стремящейся опереться на доктрину, обладающую истиной |

|безотносительно к тому, насколько ее разделяют или не разделяют люди, и|

|верующим индивидом, переживающим мистическое сопричастие откровению в |

|своем экзистенциальном опыте. И в том, и в другом случае протестантизм |

|не мог более опираться на авторитет церкви как института, сохраняющего |

|и поддерживающего истинность веры, и должен был надеяться только на |

|человеческие силы и способности, главной из которых была способность |

|интеллектуальная. Кроме того, личный мистический опыт, в свою очередь, |

|нуждался в трансляции, которая неизбежно приобретала рационалистическую|

|форму, поскольку иначе этот опыт легко мог быть интерпретирован в духе |

|сектантского спиритуализма. |

|Это противоречие прекрасно характеризуется новым отношением к Библии, |

|возникшим вместе с Реформацией. Протестантизм, поставивший Библию на |

|место церкви и сделавший ее настольной книгой для каждого человека, с |

|самого начала выдвинул принцип Scritura suiipsius interpres - Писание |

|интерпретирует само себя. В свою очередь, этот принцип породил |

|историко-критический подход к изучению Библии, который целиком и |

|полностью опирался на научно-рационалистические методы исследования |

|происхождения и авторства библейских текстов, на их филологический и |

|литературоведческий анализ и т.д., отвлекаясь от так называемой |

|проблемы “священной инспирированности” библейских книг. И хотя в целом |

|историко-критический подход к Библии на протяжении последних трехсот |

|лет в протестантизме является преобладающим, с другой стороны, не менее|

|сильной была и остается традиция прочтения Библии “под водительством |

|Святого Духа”, согласно которой никакие научные знания о библейских |

|текстах ни на шаг не приближают к постижению истины Святого Писания, |

|если человек мистическим образом не приобщен к этой истине. |

|Общее отношение к человеку, возникшее вместе с Реформацией, было |

|противоречивым: с одной стороны, именно протестантизм, оставив |

|изолированного индивида один на один с Богом, который, лишившись земной|

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты