Философское отношение к вере

|опоры в виде церкви, стал теперь одиноким не менее, чем человек, дал |

|толчок становлению личности буржуазной эпохи, ответственной за свои |

|действия только перед собой. С другой стороны, в этом отношении |

|присутствовал глубокий пессимизм, вытекающий из признания |

|фундаментальной испорченности человеческой природы первородным грехом. |

|И теперь, как пишет Ж.Маритен, “этот развращенный человек, который не |

|может обладать ценностью для неба и которого вера прикрывает именем |

|Христа, подобно покрывалу, хочет быть ценным для земли в том самом |

|своем виде, в каком он существует, в самой развращенности его природы. |

|Этому очерненному существу место именно здесь, ибо необходимо, чтобы |

|оно жило в этом аду, каким является мир”.2 |

|Фундаментальным принципом эпохи Просвещения, появлению которого с |

|разных сторон способствовали и католицизм, и протестантизм, был принцип|

|автономии индивидуального разума, согласно которому каждый человек имел|

|возможность, способность и право свободно использовать разум, не |

|оглядываясь на религиозные, политические или философские авторитеты и |

|опираясь на законы самого разума. Эта автономия распространялась на все|

|проявления человеческого духа, в том числе, на мистический опыт |

|переживания личной встречи с Богом в вере. Сама возможность |

|рационального мышления человека воспринималась в эту эпоху как наиболее|

|полная манифестация человеческой сущности, как страстная уверенность в |

|рациональной структуре реальности и способности человека к ее разумному|

|изменению, как право выступать от имени истины и справедливости. |

|Но, как пишет П.Тиллих, “рационализм и мистицизм не противоречат друг |

|другу, как думают некоторые. И в греческой, и в современной культуре |

|рационализм рождался из мистицизма. Рационализм развивался из |

|мистического опыта “внутреннего света” или “внутренней правды”, |

|переживаемого каждым человеком”.3 |

|В основе свойственной Просвещению уверенности в особых правах человека |

|как существа разумного, в конечном счете, лежало мистическое ощущение |

|причастности человека к Богу, который является причиной и источником |

|разумного устройства мира. Поэтому свойственная некоторым философским |

|направлениям этой эпохи интерпретация веры в терминах разума, в |

|сущности, не посягала на мистическое содержание веры как личной встречи|

|человека с Богом. С другой стороны, Просвещению не в меньшей степени |

|было свойственно стремление отодвинуть сферу деятельности Бога за |

|пределы эмпирической реальности человеческой деятельности, оставив за |

|Богом репутацию создателя мира, действие которого носило единовременный|

|характер. В этом смысле главным занятием теологии эпохи Просвещения |

|было рационалистическое доказательство существования Бога, которое |

|являлось манифестацией рациональных способностей человека и в конечном |

|счете способствовало отделению Бога от мира и от человека и |

|секуляризации жизни. |

|В этих условиях вера и разум должны были заново определить сферы своей |

|компетенции. В новой постановке проблемы веры можно выделить следующие |

|основные особенности: во-первых, проблема сущности и смысла веры |

|перешла из сферы теологии в сферу философии. Во-вторых, вера теперь |

|стала пониматься в двух смыслах: традиционном, как свойство |

|религиозности, и в более широком, как фундаментальная установка |

|человека в его отношении к миру. Соотношение веры и разума |

|рассматривалось в различных философских концепциях в зависимости от |

|того смысла, в котором употреблялось само понятие веры, и тот или иной |

|мыслитель, исходя из своих методологических предпочтений, мог |

|рассматривать или веру, или разум в качестве первичной способности |

|человека и выводить одну из другой и наоборот. |

|В-третьих, в тех случаях, когда о вере в традиционном христианском |

|смысле вели речь теологи, или когда философы выступали как теологи с |

|целью сохранения и развития христианской веры, они неизбежно должны |

|были пользоваться философским языком, языком разума и рефлексии. |

|Проблема соотношения философии и теологии тем самым получила новое |

|развитие. Результатом было то, что теология стала специальной наукой о |

|Боге, а экзистенциальные и методологические вопросы, в том числе, |

|проблема веры, стала обсуждаться преимущественно в рамках философии. |

|Философы и теологи, такие как Ф.Шлейермахер, С.Кьеркегор, А.Ричль, |

|Г.Коген и другие были людьми, которые имели личный опыт состояния веры |

|в том же самом смысле, как это было свойственно их великим |

|предшественникам. Но в тех условиях, когда между светской и религиозной|

|культурой возникла отчетливая граница, те мыслители, которые желали |

|артикулировать свой личный опыт веры, тем самым высказывали прежде |

|всего свое отношение к этому состоянию, которое было оформлено по |

|правилам философского мышления. |

|Вера относится к числу тех понятий, которые по самому своему содержанию|

|всегда являются предметом непримиримых споров. Веру страстно защищают и|

|не менее страстно отвергают. Однако гораздо чаще происходит другое, |

|когда вера обсуждается в контексте, отличном от ее бытийственного |

|содержания и смысла. Именно это произошло в европейской философии |

|последних веков, которая стала рассматривать веру как некое переходное |

|состояние, где вынужденно принимается без доказательств то, что |

|впоследствии непременно будет рационально обосновано. В этих условиях |

|стратегия защиты веры религиозной философией и философской теологией |

|была заведомо ограничена рационалистическими |

|содержательно-методологическими рамками, в результате чего вера |

|превратилась в одну из категорий, анализируемых согласно законам |

|философского дискурса. |

|Вера как особенность сообщества и как ситуация индивидуального выбора |

|человека в иудео-христианской библейской традиции не взаимоисключают, |

|но подразумевают друг друга. Человек и Бог соотносятся как личности, и |

|это всегда означает интимный, непосредственный диалог между ними. |

|Согласно ответу, который Иисус дает фарисею (Мат. 22:37-40), |

|“наибольшая заповедь” ветхозаветного закона: “люби Господа Бога твоего,|

|всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими” |

|(Втор.6:5) требует в высшей степени личного отношения человека к Богу. |

|Но первым следствием любви к Богу для человека является его отношение к|

|другому человеку: “люби ближнего твоего, как самого себя” (Лев. 19:18).|

|Это именно та заповедь, которую Иисус пришел “не нарушить..., но |

|исполнить” (Мат.5:17). Другими словами, любовь к Богу, составляющая |

|содержание и смысл веры, наивысшим образом проявляется в возникновении |

|сообщества верующих, которое объединено отношением людей друг к другу |

|как к Божественным творениям, то есть относительно Бога как конечной |

|причины самого существования человека. В этом, согласно словам, |

|сказанным Иисусом своим ученикам, заключается миссия церкви на земле: |

|“что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на |

|земле, то будет разрешено на небе... Ибо, где двое или трое собраны во |

|имя Мое, там Я посреди них” (Мат. 18:18, 20). |

|И западное, и восточное христианство, при всех отличиях в понимании |

|вероучительных догматов, никогда не подвергало сомнению важность личной|

|ответственности человека за свою веру. Радикальный призыв Мартина |

|Лютера к личному обращению человека к Богу, как уже отмечалось, имел |

|своей целью не подрыв церкви, но ее очищение от авторитарных искажений.|

|Поэтому было бы значительным преувеличением утверждать, что |

|протестантизмом в его историческом споре с католицизмом был сделан |

|выбор в пользу индивидуализма в вере. Скорее, история протестантизма |

|демонстрирует присутствие в нем не менее сильной, чем в католицизме, |

|тенденции к авторитаризму и конформизму, основанной на убеждении в том,|

|что именно возможность свободного обращения каждого человека к Богу и |

|личный мистический опыт приведут к подлинному, а не навязанному |

|церковным авторитетом согласию между людьми в церкви, бывшей синонимом |

|общества. |

|Эпохе Просвещения в целом был присущ пафос такого понимания человека, |

|согласно которому индивидуальное самоутверждение есть утверждение |

|личности как носителя разума, предстающее в качестве ее родовой |

|способности. Просвещению была свойственна глубокая вера в |

|справедливость и истину, в возможности разума, позволяющего человеку на|

|равных соучаствовать в Божественном творении - именно таким был смысл |

|дуализма рационалистической философии со времен Декарта, отстаивавшей |

|принцип, согласно которому Бог и человек в мире имеют собственные сферы|

|компетенции. Заметим, что как только этот дуализм подвергся “снятию” в |

|гегелевской системе, соединившей Бога и человека в абсолютной идее, его|

|непосредственным и ближайшим следствием оказался материализм и атеизм в|

|духе Фейербаха и Маркса. |

|Новая постановка проблемы соотношения веры и знания, возникшая в эпоху |

|Просвещения, заключалась в том, что на место веры как средства познания|

|смысла Божественного творения в философии и теологии теперь был |

|поставлен разум, а “вера” в собственном смысле стала пониматься как |

|знание, обладающее недостаточной степенью достоверности. Однако с точки|

|зрения самосознания того времени, такая интерпретация веры и знания |

|означала не дискредитацию веры, но изменение языка и способа |

|самоосуществления веры в соответствии с потребностями времени. Реакцией|

|на это общее настроение был, с одной стороны, скептизм Д.Юма, |

|объявившего знание разновидностью веры, а с другой, мистицизм Я.Бёме, |

|отрицавшего рациональное знание как таковое. |

|Тем не менее, до определенного момента в истории европейской духовной |

|культуры сохранялся известный паритет между ее светским и религиозным |

|измерением. Однако разрыв был неизбежен: церковь, как католическая, так|

|и протестантская, постепенно вытеснялась на периферию духовной жизни и |

|была вынуждена самоопределяться в противовес набиравшей силу светской |

|культуре. В этих условиях вера стала пониматься в двух противоположных |

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты