Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)

- общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной

социальной революции, порождённой взрывным развитием и конвергенцией

информационных и коммуникационных технологий;

- общество знания, в котором главным условием благополучия каждого

человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря

беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней;

- глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни

временных, ни пространственных, ни временных границ; которое, с одной

стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой –

открывает каждому сообществу новые возможности для самоидентификации.

Отличительным признаком информационного общества является свобода

доступа к информации и свобода её распространения. Это способствует

совершенствованию демократических процедур, повышению деловой активности,

развитию добросовестной конкуренции, обеспечению прав потребителей. Это

также предотвращает угрозу олигархизации экономики, сращивания бюрократии с

неэффективными монополистическими структурами, ставит заслон деградации

хозяйства и коррупции. Очевидно, что, только опираясь на полную и

достоверную информацию, можно принимать правильные и взвешенные решения в

политике, экономике, науке, практической деятельности. Информационное

общество несёт в себе большой потенциал для совершенствования устройства

государства, для оптимального использования местных условий и ресурсов, для

значительного повышения эффективности производства, для развития сферы

услуг и образования, для экономии природных ресурсов и защиты окружающей

среды, для перехода к устойчивому развитию.

В связи с расширением сферы информационной деятельности меняется

профессиональная квалификация, образовательная структура общества, характер

труда. Изменяются роль и функции важнейшего элемента производительных сил –

человека, интеллектуальный и творческий труд вытесняет труд индивида,

непосредственно включённого в процесс производства. В информационном

обществе на первое место выходит производство услуг. На рынке услуг главным

становится труд, направленный на получение, обработку, хранение,

преобразование и использование информации, творческое начало приобретает

первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности. По оценкам

экспертов, 60 – 70% новых рабочих мест в развитых странах связаны сегодня с

той или иной формой обработки информации [23]

Если Парсонс в своём труде «Система современных обществ»

рассматривал общество как сеть взаимообменов четырёх основных подсистем –

экономической, политической, правовой, морально-идеологической, то в

информационном обществе к ним добавляются ещё подсистемы –

телекоммуникационная и образовательная.

В информационном обществе на первый план выдвигается третичная

(после сельского хозяйства и промышленности) сфера экономической

деятельности – сфера услуг, признаётся ведущая роль науки, знаний,

получения, распространения информации, а также университетов, учёных,

менеджеров-консультантов.

Информационное общество – социальная система, в которой производство

товаров и услуг существенно зависит от сбора, обработки и передачи

информации. Если индустриализация сделала возможным производство огромного

количества товаров, то наступление эры информационных (компьютерных)

технологий обеспечило возможность производить, обрабатывать и передавать

огромное количество информации. В информационном обществе преобладает

третичная сфера – услуг, где ведущую роль приобретают наука и образование.

ИКТ занимают центральное место в обновлении и реинжиринге всех видов

деятельности, которые в совокупности составляют сущность любого города:

производство продукции, транспорт, системы «продавец – покупатель» и их

вспомогательные службы, а также индустрия отдыха и зрелищ, СМИ,

образование, управление городом, общественные службы, коммунальные услуги,

общественная и культурная жизнь.

В любом демократическом государстве особую ценность имеет свобода и

защищенность личности. Информационное общество несёт в себе широкие

возможности для их обеспечения. Например, передача и распространение

электронной информации представляется более простой, оперативной и

надёжной, чем обмен бумажными документами. Системы хранения электронных

документов значительно надёжнее сейфов и хранилищ.

Информационное общество – благоприятная среда для развития так

называемого среднего класса, который является основным общественным слоем

во всех передовых странах. Традиционными сферами деятельности этого класса

являются научные исследования, образование, культура, высокотехнологичные и

наукоёмкие производства, сложные виды услуг, удельный вес которых будет

стремительно нарастать в процессе формирования информационного общества.

Таким образом, информационное общество обладает огромным потенциалом

для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого

человека в отдельности.

Осознавая все преимущества информационного общества, нельзя, однако,

не признать, что оно несёт с собой не только новые решения и возможности,

но и новые проблемы и риски. Как и любое другое, информационное общество

несовершенно, а ИКТ нейтральны. Последствия их применения целиком зависят

от ценностных установок и политических решений.

Одним из объективных процессов, с которым вынужден считаться

современный мир, является глобализация, порождённая взрывным развитием ИКТ,

созданием планетарных сетей, триумфом рыночной экономики, либерализацией

международной торговли, развитием транспорта. Так или иначе, всё это

приводит к размыванию национальных и политических границ и к ускорению

темпов индустриализации и унификации культур – частично за счёт образования

глобальных конгломератов в области информации, коммуникации и досуга.

Глобализация заставляет предпринимателей вступать в жёсткую

конкуренцию, в результате которой выживают действительно сильнейшие,

которые затем получают большую реальную власть, начинают оттирать с рынка

новых игроков и вовсе не подпускать к нему слабых.

В условиях интенсивного использования глобальных сетей возникают

новые формы культурной агрессии со стороны наиболее развитых стран в

отношении менее развитых, появляется опасность утраты целыми сообществами

своей культурной и национальной самобытности, включая самобытность

языковую, происходит навязывание человечеству потребительских предпочтений

и вкусов в интересах узкой группы транснациональных компаний-

производителей.

Главная опасность заключается в том, что усиливающаяся глобализация

производства и мобильность всемирных корпораций могут неблагоприятным

образом повлиять на политику охраны окружающей среды, а также на право на

труд и социальную защиту – причём во всемирном масштабе. Реальным сигналом

тревоги является сокращение рабочих мест в компаниях, связанных с

производством ИКТ, в наиболее развитых странах.

Всё более широкое распространение «экранной» культуры, неизбежность

столкновения с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия

и действительность создают некоторые психологические проблемы. По мере

нарастания объёма информации людям становится труднее ориентироваться в её

содержании, ограждать себя от её избытка.

В условиях существования открытых, легко доступных и легко

наполняемых информационных сетей возникает проблема ограничения информации,

считающейся социально и экономически опасной, проблема безопасности

персональных и других видов данных, проблема соблюдения авторских прав и

прав производителей электронной информации.

Развитие и широкое использование ИКТ привело к появлению ещё одного

измерения бедности – так называемой «информационной бедности». Это понятие

отражает рост социальной дифференциации населения по отношению к новому

принципу – принципу возможностей доступа к современным ИКТ, когда лишь

часть населения получает доступ к новым технологиям и информационным

ресурсам и может реализовать это преимущество.

Благодаря ускорению процесса технологической инновации, вовлечению

индустриального капитала и конкуренции новая сетевая технология и

инфраструктура становятся гораздо дешевле, а потому доступнее для всё

большего числа людей. Что же касается доступа к распространяемой по ним

информации, то это остаётся одной из самых сложных проблем. Стоимость

информационных услуг может на долгие годы стать фактором, усиливающим

разрыв между теми, кто может и кто не может себе позволить получать и

распространять информацию.

ИКТ превратились в фактор обыденной жизни. А раз это фактор

обыденной жизни, то невозможность доступа к ИКТ становится уже огромной

проблемой, проблемой существования целых государств, регионов, категорий

населения. И есть, конечно, категории населения, которые могут

беспрепятственно пользоваться ИКТ, умеют это делать, морально к этому

готовы. Таким образом, они получают несравненно больше возможности в

трудоустройстве и в бизнесе.

Сегодня многие специалисты предпочитают говорить уже не столько об

информационной бедности, сколько об информационном неравенстве. Это не

только новый способ обозначить известную проблему. Сторонники данного

подхода видят проблему более широко. Изначально информационное неравенство

понималось (а многими и сейчас понимается) как отсутствие физического

доступа к информационной и коммуникационной технике. Этот подход сегодня

всё чаще становится объектом критики за его технократизм, а такой

технократический подход сужает проблему. Информационное неравенство – это

ограничения разного рода, как технические, так и экономические, и

мотивационные. Исследования показывают, что различные группы по-разному

включены в мир ИКТ – от полной интеграции до полного отторжения. По

принципу использования ИКТ население можно разделить на следующие три

группы: на тех, кто использует ИКТ; на тех, кто хочет их использовать, но

пока по каким-то причинам не может и на тех, кто по каким-то причинам не

хочет их использовать.

Первая группа состоит из тех, кто активно творит новую

информационную среду и активно её использует, «плавает» в ней как рыба в

воде. Среди них есть как увлекающие творчеством пользователи, так и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты