Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)

слияния газет, объединения их с телеканалами, информационными агентствами,

финансовыми группами. Нет документов, регламентирующих порядок формирования

и поддержания ведомственных информационных ресурсов, доступа к ним граждан.

Не установлены правила приобретения и эксплуатации информационных и

телекоммуникационных технологий в государственных учреждениях, что приводит

к бесконтрольному и безответственному расходованию значительных сумм,

компьютерные и информационные системы не вносят ожидаемого вклада в

повышение эффективности деятельности государственных органов. Необходимо

развивать свой «собственный Интернет» на основе российской информации.

Весьма актуальной является разработка нормативных документов,

регламентирующих продажу информационных ресурсов, создаваемых

государственными органами. Ресурсы, которые не подлежат разгосударствлению,

типа статистической информации, должны быть четко перечислены. Наконец,

необходимо определиться, каковы место и роль России в международных

программах, например, Глобальной информационной инфраструктуры.

Несмотря на столь не достаточно оптимистичное положение дел в России

относительно информатизации, стоит отметить и положительные стороны этой

проблемы.

В последние два-три года Россия осознав предпосылки и реальные пути

формирования и развития информационного общества начинает двигаться по пути

перехода к его построению. Этот процесс имеет так же и глобальный характер,

т.к. вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество в

дальнейшем неизбежно.

Использование материальных и духовных благ информационной

цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь,

экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития

личности. Россия должна войти в семью технологически и экономически

развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного

развития с сохранением политической независимости, национальной

самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и

правовым государством. Можно ожидать, что основные черты и признаки

информационного общества будут сформированы в России при стабильных

социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в

первой четверти ХХI столетия.

На сегодняшний день в России создано несколько организаций,

занимающихся вопросами как информатизации в целом, так и отдельными

отраслями, которые в процессе своего развития она порождает (например,

сфера электронной коммерции).

В 1998 году был создан Институт развития информационного общества

(ИРИО), представляющий собой независимую исследовательскую и сервисную

организацию, созданной по инициативе профессионалов из различных областей,

объединенных идеей развития информационного общества в России. Выделяя

цели. Которые преследует данная организация стоит отметить две основные:

формирование и развитие информационного общества в России и интеграция

России в глобальное информационное общество.

Основными задачами Института являются следующие:

1. Создание условий для эффективного взаимодействия между субъектами

информационного общества.

2. Создание условий для добросовестной конкуренции на коммуникационном и

информационном рынке, а также для развития информационных ресурсов,

технологий, инфраструктуры и услуг.

3. Содействие международному сотрудничеству в процессе формирования

информационного общества.

4. Поддержка эффективных проектов, направленных на развитие

информационного общества.

5. Разработка и экспертиза проектов законов и иных нормативных актов,

целевых программ, инновационных и инвестиционных проектов, направленных

на создание и развитие информационного общества в России.

Экономика функционирует благодаря разнообразным сетям связей между

людьми (транспортным, социальным, культурным и др.), которые позволяют им

обмениваться информацией, координировать и согласовывать свою экономическую

деятельность. Появление мировых сетей связи, и, в первую очередь, –

глобальной сети Интернет, привело к настоящей революции в области

организации и ведения различных видов деятельности.

Появление мировых сетей связи, и, в первую очередь, – глобальной

сети Интернет, привело к настоящей революции в области организации и

ведения экономической деятельности. Преобразования коснулись как внешних

отношений между компаниями и их партнерами или клиентами, так и внутренней

структуры самих компаний. Появились не только новые направления ведения

бизнеса, но и принципиально изменились уже существующие. В связи с чем в

любом государстве возникает необходимость создания соответствующих

структур, на которые была бы возложена обязанность контроля за созданными

«гибридными» сферами деятельности. В России эту нишу заняла Рабочая группа

по электронной коммерции при Экспертно-координационном совете Комитета по

экономической политике и предпринимательству Государственной Думы

Российской Федерации. Данная организация занимается вопросами, связанными с

развитием сферы интерактивного бизнеса и электронной коммерции в России.

Основными задачами Рабочей группы являются:

- разработка пакетов законодательных актов по вопросам электронной

коммерции;

- создание необходимых правовых условий, обеспечивающих функциональную

равнозначность юридических документов, представленных в электронной

форме и юридических документов, оформленных на бумажном носителе;

- разработка типовых правил ведения электронного бизнеса в российском

сегменте сети Интернет и др.

Данной группой было представлено не мало законопроектов относительно

регулирования сфер электронной экономической деятельности, однако немногие

из их получили дальнейшее развитие. Все это говорит о том, что в России

пока еще институт электронного бизнеса находится на стадии зарождения.

Еще одним немаловажным звеном в процессе развития информатизации

является создание единого электронного правительства для целей контроля за

деятельностью субъектов, осуществляющих свою деятельность в рамках

различных информационных сетей.

В общем виде понятие электронного правительства может выглядеть

следующим образом – как система управления, основанная на автоматизации

совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая

снижению издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.

Целью создания электронного правительства является эффективное

государственное управление, прозрачность работы государственной власти и

разрушение монополии чиновников на информацию.

Создание системы электронного правительства можно разделить на

четыре стадии.

Первая стадия создания электронного правительства – это разработка

информационного интернет-портала, предоставляющего любую оперативную и

справочную информацию о данном государственном учреждении или

административно-территориальном образовании.

На второй стадии создания электронного правительства информационный

интернет-портал становится инструментом для двустороннего общения между

органами власти, с одной стороны, и бизнесом и гражданами, с другой. Для

этого должна быть проведена стандартизация всех процессов информационного

взаимодействия между ними.

На третьей стадии интернет-портал предоставляет возможность

осуществлять отдельные процессы взаимодействия государства с гражданами и

бизнесом в электронной форме. Это может включать, например, уплату налогов,

социальные выплаты, регистрацию предприятий и выдачу

лицензий и т. д.

Последняя, четвертая, стадия предполагает наличие портала, который

интегрирует весь комплекс услуг правительства и обеспечивает свободный

доступ к ним для всех граждан. Внедрение таких порталов способствует

повышению эффективности деятельности государственных организаций, а также

существенному снижению уровня бюрократизма в государственном секторе.

Электронное правительство должно решать ряд взаимосвязанных задач:

- координацию и администрирование взаимодействия между различными

государственными структурами;

- организацию доступа граждан к обслуживанию их государственными органами

(получение пенсий, пособий, стипендий, паспортное обслуживание,

здравоохранение, образование и т. д.);

- организацию взаимодействия структур власти и бизнеса (государственные

закупки, выдача лицензий, патентов, уплата налогов, управление

государственной собственностью, разработка и реализация программ

развития экономики и т. п.);

- выдачу гражданам любой связанной с деятельностью правительственных

органов информации, включая информацию личного характера (например,

порядок начисления пенсии для данного пенсионера), доступной благодаря

использованию систем электронной цифровой подписи для идентификации

пользователя, запрашивающего конфиденциальную информацию;

- создание форм правления с большим участием граждан и т. п.;

- обеспечение равной доступности социальных и культурных благ вне

зависимости от места проживания гражданина;

- обеспечение полного охвата населения правительственными услугами;

- преодоление информационного неравенства;

- обеспечение трекинга (отслеживание статуса) документов, посылаемых в

государственные структуры, позволяющего в любой момент узнать, в каком

статусе (как и кем рассматривается, какие решения по данному документу

приняты) находится данный документ;

- расширение спектра предоставляемых государственными учреждениями услуг;

- реформирование высокозатратных структур государственной власти;

- радикальное улучшение качества использования информации в рамках всего

общества.

Один из наиболее важных элементов концепции информационного

общества, обеспечиваемый механизмами электронного правительства, –

прозрачность деятельности государственных учреждений и процессов

взаимодействия с ними, будь то государственные тендеры, лицензирование

коммерческой деятельности или просто общение государственного чиновника с

гражданином.

С 1999 года действует официальный сайт правительства России. Как

один из вариантов решения проблемы – создание разветвлённой системы сайтов

всех органов государственной власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты