Вопрос о преодолении информационного неравенства (если исходить из
той посылки, что оно всё же преодолимо) сводится к четырём важнейшим
приоритетам.
Первый из них – это вопрос нормативной базы. В отсутствие
соответствующего законодательства никакие попытки устранить информационное
неравенство не могут иметь успеха. В России такой базы нет.
В других странах, например, в Аргентине, вопрос использования
гражданином электронной почты уже вносится в Конституцию как одно из прав
человека. В Великобритании принята правительственная программа можно
сказать «всеобщей интернетизации» населения, которая должна к 2005
году обеспечить всем доступ к сети. Он должен быть бесплатным и в пределах
«пешеходной доступности»
Второй приоритет – вопрос образования, того, что называют
«человеческий капитал». Необходимо уделить особое внимание нынешнему
подрастающему поколению. Следует обучать и уже взрослых граждан. В России
большинство населения просто не готово к тому, чтобы эффективно
использовать ИКТ. Часть так называемых «продвинутых пользователей»
достаточно небольшая.
Третий – вопрос технологического доступа к сетям. Вопрос развития
телекоммуникаций, средств доступа – телефонной связи, сетей передачи
данных, мобильной связи и т.д.
Надо отметить, что несмотря нет телефонной связи в большом
количестве населённых пунктов России, острота проблемы может быть хотя бы
частично снята с применением мобильных телефонов. Сейчас уже наметилась
тенденция существенного снижения стоимости использования таких средств
доступа. Необходимо также оказывать государственную поддержку центрам
доступа в отдалённых районах.
И четвёртый приоритет – повышение благосостояния посредством ИКТ, то
есть развитие электронного бизнеса, электронной коммерции, перевод части
бизнес-операций, бизнес-процессов в сеть.
Есть точка зрения, что информационное неравенство – явление
неизбежное и социально обусловленное и с этим ничего нельзя сделать.
Сторонники данного подхода ведут речь лишь о нахождении некоего социально-
этически приемлемого уровня. Сейчас не менее 10% российских детей обречены
на информационное неравенство и социальную неконкурентоспособность. Сама
ситуация в образовании не менее парадоксальна, чем в целом по
информатизации в обществе. С одной стороны, идёт реформа образования,
декларируется переход к постиндустриальному обществу, с другой – ярко
выражена деградация науки, образования, деиндустриализация. На окраинах
России из-за отсутствия финансирования дети не могут получить и начального
образования. Общая обстановка тяжёлая и совершенно утопично надеяться на
то, что информатизацией можно преодолеть социально-экономические проблемы в
наших условиях [11].
Осознать проблему информационного неравенства важно для России уже
сегодня, когда развитие информационного общества находится на начальной
стадии, но идёт довольно высокими темпами. Информационное неравенство
развивается вместе с развитием самих ИКТ. Складывается ситуация, когда
быстрый прогресс в области информатизации углубляет информационное
неравенство, и в этом состоит одна из серьёзных трудностей его преодоления.
Для эффективной борьбы с информационным неравенством необходима активная
позиция государства. Если государство не начнёт думать о тех слоях
населения, которые остаются «за бортом» информатизации, общество разделится
на узкий круг информационной элиты и аутсайдеров.
Для решения проблемы информационного неравенства принципиально важно
партнёрство государства и гражданского общества. Это партнёрство должно
быть направлено не только на развитие самой инфраструктуры информационного
общества, но и на её социальную ориентацию, то есть стимулировать
«проникновение» ИКТ в новые социальные ниши. Информационное неравенство –
социальная проблема с высокой степенью приоритетности для государственных и
муниципальных структур. Это означает, что эта проблема может и должна
решаться с помощью мер социальной политики. Ключевым элементом деятельности
по преодолению информационного неравенства является тесное социальное
партнёрство государства, сообщества предпринимателей и некоммерческого
сектора.
Проблема неравного доступа к информации становится одним из ключевых
вопросов современного общества во многих странах мира. В особенности это
актуально для постсоветского пространства, где образовательный уровень
населения традиционно высок, и где в последние годы имела место поспешная
«экономизация» всех сфер социальной жизни. Отсутствие долговременных
программ поддержки социальных проектов в сфере информатизации привело к
тому, что ИКТ обслуживают исключительно экономические цели. Это означает,
что значительные группы населения (люди с малыми доходами, пенсионеры,
инвалиды, дети из малообеспеченных семей) практически не имеют доступа к
информационным ресурсам, следовательно, не имеют перспектив жизни в
информационном обществе.
Социальное разделение по отношению к информации становится в России
болезненным вопросом, вызывает болезненное противостояние. Развитие
альтернативных некоммерческих проектов чрезвычайно важно, так как должно
привести к относительному уравниванию возможностей для разных социальных и
культурных групп.
Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что ситуация с
информатизацией в России крайне противоречива, её нельзя оценивать
однозначно, она характеризуется определённой двойственностью. С одной
стороны, в России ускоренными темпами идёт развитие информационной
индустрии, в значительной степени информатизированы многие отрасли
хозяйства, системы национальной и общественной безопасности, банковская
сфера и сфера государственного управления и правопорядка. С другой стороны
– не снята с повестки дня проблема «информационной бедности», когда целые
слои населения лишены доступа к ИКТ, и которая имеет также региональное
преломление (информационное неравенство между регионами).
Кроме того, существуют значительные пробелы в законодательстве,
которое регулирует информатизацию в России. Не получило надлежащей правовой
защиты право граждан на охрану персональных данных, не приняты законы о
праве на информацию, о телевидении. Требуют дополнений законы об охране
авторских и смежных прав, о средствах массовой информации, об участии в
международном информационном обмене и т.д..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информатизация общества – это организованный социально-экономический
и научно-технический процесс создания оптимальных условий для
удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан,
органов государственной власти, организаций, общественных объединений на
основе формирования и использования информационных ресурсов. Информатизация
включает в себя медиатизацию, компьютеризацию и интеллектуализацию. Наука
выделяет два подхода к информатизации технократический и гуманитарный.
Научным сообществом не выработан единый подход к определению понятия
информационного общества. Проблематика информационного общества как нового
типа общественных отношений, разрабатывалась Д.Беллом, А Туреном,
О.Тоффлером и др. Одно из самых распространённых определений
информационного общества такое: информационным называется общество, в
котором обработкой информации занято больше людей, чем обработкой сырья и
материи. Ключевой тенденцией информационного общества является
последовательное возрастание роли информации и знания в современном
обществе. Информация и знания становятся всё более важными факторами
производства, движущей силой экономического развития и процветания
общества. Информация становится реальным социальным ресурсом.
Важнейшей особенностью информационного общества является перенос
акцента в производстве с использования материалов на производство
информации и оказание услуг, что влечёт за собой значительное снижение
добычи и переработки сырья и расхода энергии. Преимущественное развитие
получает «третичный» сектор экономики – оказание услуг. Отличительным
признаком информационного общества является свобода доступа к информации и
свобода её распространения, признаётся ведущая роль науки, знаний,
получения, распространения информации, а также университетов, учёных,
менеджеров-консультантов. В информационном обществе производство товаров и
услуг существенно зависит от сбора, обработки и передачи информации.
Признавая достоинства информационного общества, нужно также сказать
и о его недостатках и рисках, связанных с ним. Как и любое другое,
информационное общество несовершенно, а ИКТ нейтральны. Последствия их
применения целиком зависят от ценностных установок и политических решений.
Взрывное развитие ИКТ, либерализация международной торговли, триумф
рыночной экономики приводят к размыванию национальных и политических границ
и к ускорению темпов индустриализации и унификации культур – частично за
счёт образования глобальных конгломератов в области информации,
коммуникации и досуга.
Интенсивное использование глобальных сетей способствует
возникновению новых форм культурной агрессии со стороны наиболее развитых
стран в отношении менее развитых, появляется опасность утраты целыми
сообществами своей культурной и национальной самобытности, включая
самобытность языковую, происходит навязывание человечеству потребительских
предпочтений и вкусов в интересах узкой группы транснациональных компаний-
производителей.
Усиливающаяся глобализация производства и мобильность всемирных
корпораций могут неблагоприятным образом повлиять на политику охраны
окружающей среды, а также на право на труд и социальную защиту.
Актуальной становится проблема ограничения информации, считающейся
социально и экономически опасной, проблема безопасности персональных и
других видов данных, проблема соблюдения авторских прав и прав
производителей электронной информации.
Развитие и широкое использование ИКТ привело к появлению ещё одного
измерения бедности – так называемой «информационной бедности», когда
население дифференцируется по принципу возможности доступа к информационным
технологиям. Значительные группы населения (люди с малыми доходами,
пенсионеры, инвалиды, дети из малообеспеченных семей) практически не имеют
доступа к информационным ресурсам, следовательно, не имеют перспектив жизни
в информационном обществе. Специалисты отмечают также существование
информационного неравенства между регионами.
Взрывное развитие ИКТ, предоставляя большие возможности обществу, в
то же время создаёт предпосылки для установления диктатуры и глобального
контроля власти над обществом, манипуляции общественным сознанием.
Характеризуя развитие информатизации в России, необходимо отметить
двойственность ситуации и противоречивость протекания этого процесса. С
одной стороны, бурными темпами развивается информационная индустрия,
стремительно растёт рынок информационных услуг, с другой стороны для
России, к сожалению, остаётся весьма актуальной проблема «информационной
бедности». Если государство не начнёт думать о тех слоях населения, которые
остаются «за бортом» информатизации, общество разделится на узкий круг
информационной элиты и аутсайдеров. Эта проблема может и должна решаться с
помощью мер социальной политики. Ключевым элементом деятельности по
преодолению информационного неравенства является тесное социальное
партнёрство государства, сообщества предпринимателей и некоммерческого
сектора.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Абдеев Р.Ф. Философия новой информационной цивилизации. – М.: ВЛАДОС,
1994. – 216 с.
2. Анохин П.К. Конструкция мозга. – М.: Иностранная литература, 1962. –
232 с.
3. Г.В. Атаманчук Теория государственного управления.- М.: Изд-во РАГС,
1997. – 280 с.
4. Балабанов И.Т. Интерактивный бизнес. – СПб.: Питер, 2001. – 314 с.: ил.
– (Серия «Краткий курс»).
5. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. – Изд. 2-е. – М.: ФАИР-
ПРЕСС, 1999. – 560 с.
6. Н. Винер Кибернетика и общество. - М.: Наука, 1991. - 620 с.
7. ГОСТ 7.83-2001. «Электронные издания. Основные виды и выходные
сведения» // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».
8. Доктрина информационной безопасности РФ от 09.09.2000 №Пр-1895 //
Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».
9. Журналистика в информационном обществе /Под ред. Я. Засурского. -
М.:Изд-во МГУ, 2001. – 276 с.
10. Информациология и информационная политика /Под ред. Попова Л.Г. -
М.:Луч, 1999. – 276 с.
11. Информационное общество: истоки, проблемы тенденции /Под ред. А.А.
Иванова. М.: Институт развития информационного общества, 2000. 840 с.
12. Каныгин Ю.М., Маркашов В.Е. Информатизация: социальный аспект //
Вестник ВОИВТ, 1990, № 2, с.31.
13. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для
вузов. – М.: Академический Проект, 2002. Изд. 4-е, испр. и доп. – 640
с.
14. Киселев Ю.Н. Электронная коммерция: практическое руководство. – СПб:
ООО «ДиаСофтЮП», 2001. – 224 с.
15. Козье Д.К. Электронная коммерция. М.: ИТД «Русская редакция», 1999. –
268 с.
16. Компьютеры и экономика: экономические проблемы компьютеризации общества
/Под ред. И.М. Макарова. – М.: Наука, 1991. – 346 с.
17. Л.Н Королёв, В.К. Власов Компьютеризация в науке и производстве. - М.:
Знание, 1988. - 35 с.
18. Краткий толковый словарь русского языка /Под ред. В.В. Розановой. М.;
Русский язык, 1987. – 252 с.
19. Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных
работ. – Мн.: ООО «Сэр-Вит», 2002. – 256 с.
20. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. –
СПб.: Питер, 1994. – 187 с.
21. С. Моль Информационное воздействие в современном мире. - М.: Крымский
мост, 484 с.
22. Москва и информационное общество /Под ред. С.В. Орлова и Ю.Е. Хохлова.-
Институт развития информационного общества, 1999. - 800 с.
23. Новая постиндустриальная волна на Западе /Под ред. Иноземцева В.Л.- М.:
Академия, 1999. – 640 с.
24. Попов В.М. и др. Глобальный бизнес и информационные технологии:
современная практика и рекомендации. М.: Финансы и статистика, 2001. –
287 с.
25. Г. Поспелов Теория и практика коммуникации. М.: Академия, 1998. – 574
с.
26. Проект открытой программы саморегулирования «Организационно-правовые
стандарты электронной коммерции» // Справочно-правовая система (СПС)
«Консультант Плюс».
27. Проект Федерального закона РФ «О государственной политике Российской
Федерации по развитию и использованию сети Интернет» // Справочно-
правовая система (СПС) «Консультант Плюс».
28. Проект Федерального закона РФ «О предоставлении электронных финансовых
услуг» // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».
29. Проект Федерального закона РФ «О сделках, совершаемых при помощи
электронных средств (Об электронных сделках)» // Справочно-правовая
система (СПС) «Консультант Плюс».
30. Проект Федерального закона РФ «Об информатизации банковской системы
российской федерации с использованием мировой информационной сети
Интернет» // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».
31. Проект Федерального закона РФ «Об электронной торговле» // Справочно-
правовая система (СПС) «Консультант Плюс».
32. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М.: Дело, 1991. –
217 с.
33. Свитич Л.Г. Социальная информациология. - М.: Алгоритм, 2000. – 250 с.
34. Соколова А.Н., Геращенко Н.И. Электронная коммерция: мировой и
российской опыт. – М.: Открытые системы, 2000. – 224 с.
35. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. 816 с.
36. Урсул А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу. //
Философские науки. 1991, №5. С.20 – 37.
37. Федеральная целевая программа РФ «Электронная Россия» от 28.01.2002 №65
// Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».
38. Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите
информации» от 20.02.1995 №24-ФЗ // Справочно-правовая система (СПС)
«Консультант Плюс».
39. Федеральный закон РФ «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 №1-
ФЗ // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».
40. Школьникова И.Г. Информационные технологии – «Галактика» на выставке
Бухучет и аудит’2003: некоторые итоги. // Экономика и жизнь. – 2003. –
№4. – С.15-16.
41. Р. Эшби Массовая информация: стратегия и тактика потребления. - М.:
Дело, 1993. – 469 с.
42. Т. Яглом Массовые коммуникации в современном мире: методология анализа
и практика исследования.- С-Пб.: Питер, 2000. 190 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9