Кандидатский минимум по философии (шпаргалки)

Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции; в этих

корреляциях, в отношениях между явлениями оно может уловить проявление

закона. Но в чистом виде он дается только в результате теоретического

исследования.

б) Средствам.

Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом

взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Он предполагает

осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность.

На теоретическом уровне объект может изучаться только опосредованно, в

мысленном эксперименте. Задачей теоретического исследования является

познание сущности в чистом виде.

Эмпирические объекты – абстракции, наделенные признаками, которые можно

обнаружить в реальном объекте, но не наоборот.

Теоретические объекты – наделены не только теми признаками, которые мы

можем обнаружить в реальном взаимодействии реальных объектов, но и

признаками, которых нет ни у одного реального объекта (материальная точка –

тело, лишенное размера и сосредоточившее в себе всю массу).

в) Методам.

Методы эмпирического исследования – реальный эксперимент и реальное

наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания,

ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений

объективную характеристику изучаемых явлений.

Методы теоретического исследования – идеализация (метод построения

идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными

объектами; методы построения теории (восхождение от абстрактного к

конкретному, гипотетико-духовный метод); методы логического и исторического

исследований.

Структура эмпирического и теоретического уровней знания.

Эмпирический уровень.

1. Наблюдения – первичная информация в форме непосредственных чувственных

данных субъекта наблюдения.

2. Эмпирические факты – рациональная обработка данных наблюдения и поиск в

них устойчивого, инвариантного содержания.

Теоретический уровень.

1. Частные теоретические модели и законы – теория, относящаяся к достаточно

ограниченной области явлений. Закон характеризует отношения идеальных

объектов теоретической модели, а опосредованно он применяется к описанию

эмпирической реальности.

2. Развитая теория – обобщающая теоретическая модель, которая охватывает

все частные случаи.

54. Проблема истины в философии и подходы к ее решению.

Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Достижение истины – непосредственная цель познания в любой его форме.

Основное свойство истины – объективность. Будучи объективна по своему

внешнему материальному содержанию, истинно по своим внутренним идеальным

содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных

субъективных формах (законах, теориях). Истина есть процесс, а не некий

одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме.

Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории

абсолютного и относительного.

Существует две крайние в понимании отношения абсолютных и относительных

моментов в истине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента,

релятивизм – изменчивой стороны каждой истины.

55. Методы научного исследования. Общенаучные и специальные методы.

В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания –

эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то

же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и

теоретическое исследование. Эмпирическое знание имеет сложную структуру и

можно выделить по меньшей мере два подуровня: наблюдений и эмпирических

фактов.

Данные наблюдения содержат первичную информацию, которую мы получаем

непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Эта информация дана в

особой форме – в форме непосредственных чувственных данных субъекта

наблюдения, которые фиксируются в форме протоколов наблюдения. Протоколы

наблюдения выражают информацию, получаемую наблюдателем, в языковой форме.

В протоколах указывается кто осущ-ет наблюдение, с помощью каких приборов,

даются характеристики прибора.Это не случайно поскольку в данных наблюдений

наряду с объективной информацией о явлениях содержится некоторый пласт

субъективной информации, зависящий от условий наблюдения, приборов и т.д.

Приборы могут давать ошибки, поэтому данные наблюдения еще не являются

достоверным знанием, и на них на может опираться теория. Базисом теории

являются эмпирические факты. В отличии от данных наблюдения – это всегда

достоверная, объективная информация; это такое описание явлений и связей

м/у ними, где сняты субъективные наслоения. Поэтому переход от наблюдений к

фактам сложный процесс. Этот процесс предполагает следующие познавательные

операции. (1) рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них

устойчивого, инвариантного содержания. Для формирования факта необходимо

сравнить наблюдения выделить повторяющиеся, устранить случайные и с

погрешностью. (2) для установления факта необходимо истолкование

выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого

истолкования широко используются ранее полученные теоретические знания. В

формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от

теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний,

которые в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в

формировании новейших фактов, и т.п.

Методы научно-эмпирического исследования. (1) Наблюдение –

целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе

которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях

изучаемых объектов. Процесс наблюдения не пассивное созерцание

действительности – это особая деятельность, включающая наблюдателя, объект

наблюдения и средства наблюдения. Важнейшей особенность наблюдения является

его целенаправленный характер, которая обусловлена наличием предварительных

идей, гипотез, которые ставят задачи наблюдению. Наблюдение связано с

описанием, которое закрепляет и передает результаты наблюдений с помощью

определенных знаковых средств. Эмпирич описание – это фиксация средствами

естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в

наблюдении. Описание подразделяется на два вида – качественное и

количественное. Количественное описание осуществляется с применением языка

математики и предполагает проведение различных измерительных процедур. В

узком смысле слова его можно рассматривать как фиксацию данных измерения. В

широком смысле оно включает также нахождение эмпирических зависимостей м/у

результатами измерений. Лишь с введением метода измерения естествознание

превращается в точную науку. В основе операции измерения лежит сравнение

объектов по каким либо сходным свойствам или сторонам ( рассказать

самостоятельно). Наблюдение и сравнение могут проводится как относительно

самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи с экспериментом. В отличии от

обычного наблюдения в эксперименте исследователь активно вмешивается в

протекание изучаемого процесса с целью получить о нем определенные знания.

Исследуемое явление наблюдается здесь в специально создаваемых и

контролируемых условиях, что позволяет восстанавливать каждый раз ход

явления при повторении условий.

56. Общество и природа, как подсистемы объективной реальности.

Функционирование общества, как естественно-исторический процесс.

Термин «Природа» служит для обозначения объективной реальности, всего

того, что существует. Высшее ее порождение и часть – человек. Природа

делится на 2 части: Связанную с деятельностью человека и не связанную с

ней.

Общество – представляет собой совокупность исторически изменяющихся форм

совместной деятельности людей, определенным образом связанных между собой и

образующих некоторую целостность на основе необходимости материального

производства в интересах ее (этой целостности) самосохранения, само

производства и саморазвития.

Природа как целое – вечна и бесконечна. Человеческое общество исторически

ограниченно как в пространстве так и во времени.

Человеческое общество не может возникнуть, существовать и развиваться вне

и независимо от природы.

Природа как условие жизни и развитие общества не является постоянной и

неизменной величиной.

Формы восприятия природы.

Античность: Природа понималась как подвижное , изменяющееся целое; человек

мыслился как одна из ее частей.

Средневековая христианская культура: Окружающая человека природа

кассматривалось как нечто сотваренное богом и более низкое чем сам человек,

так как только он наделен божественным началом – душой. Более того ,

природа не редко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или

подчинить, а жизнь человека выступала как божественное начала (души) с

греховным природным началом (телом). И это служило оправданием для

негативного отношения к природе. Природа начиналась как нечто

неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу.

Эпоха возрождения: отношение к природе меняется, человек открывает для

себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней

источник радости, наслаждения, вдохновения.

Период становления промышленного капитализма: Природа начинает пониматься

как объек интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая из

которой человек может черпать без меры и без счета. Эти воззрения

преобладали до середины 20 века, когда начали понимать всю опасность такого

отношения к природе.

Взаимодействие человека и природы

Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания

существовала на всех этапах человеческой природы, но не оставалась

постоянной, а изменялась диалектическим противоречивым образом.

Четыре типа взаимодействия общества с природой:

Присваивающий (для первобытного общества)

Производящий (С начало аграрная экономика затем индустриальное

производство)

Подчиняющий (Капиталистический строй)

НТР (Вторая половина 50х годов 20го века)

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических

процессов в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является

экологическая проблема.

Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и

углубляющемся противоречии между производительной деятельностью

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты