Кандидатский минимум по философии (шпаргалки)

определенности. А где определенно, там возможно познание, неопределенное –

непознаваемо.

5. Античная наука и проблема метода познания.

Хотя отдельные элементы научного знания начали формироваться в более

древних обществах (шумеры, Египет, Китай, Индия), возникновение науки

относят к V в. до н.э., когда в Др. Греции сложились соответствующие

условия. Формирование науки требовало критики и разрушения мифологических

систем; для ее возникновения был необходим также достаточно высокий уровень

развития производства и общественных отношений, приводящий к разделению

умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность для

систематических занятий наукой.

Полисный характер греческой жизни (с ее ролью народного собрания,

публичных ораторских состязаний и т.д.) объясняет доверие греков к разуму,

теории, а поклонение безликому абсолюту (природе) – постоянную близость и

даже неразделимость физики (учения о природе) и метафизике (учения о

первоосновах бытия).

Раннегреческая натурфилософия – это способ философствования и способ

миропонимания, в котором physis играет ключевую роль, интегрируя

мироздание: природу с человеком, богов с природой. Но природа при этом не

обособляется ни как объект самостоятельного и специального рассмотрения, ни

как выражение человческой сущности. Она не отрывается от окружающих

человека вещей.

Человек не может и не должен останавливаться на феноменах, он ищет

подлинной природы и на этом пути обращается к началам мироздания.

Методы познания – метафизика и диалектика.

Метафизика – метод, отражающий качественное саморазвитие бытия через

противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной и

умозрительной картины мира.

Термин «Метафизика» ввел систематизатор произведений Аристотеля Андронник

Родосский, назвавший так группу трактов о «бытии самом по себе». Метафизика

обнаруживается у Платона.

Аристотель построил классификацию наук, в которой первое по значению и

четности место занимает наука о бытии как таковом и о первых началах и

причинах всего сущего, названная им «первой философией» (метафизика). В

отличие от «второй философии» (физики) метафизика рассматривает бытие

независимо от конкретного соединения материи и формы.

Диалектика – метод научного познания. Основные принципы диалектики –

всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью

всей исторически сложившейся системы категорий и законов. Слово

«диалектика» впервые применяет Сократ, обозначивший им искусство вести

спор, диалог.

Древние мыслители исходили из представления о космосе как мировом

завершенном целом, пребывающем в покое; внутри этого целого вечно

совершаются непрерывные процессы изменения, движения. Всеобщая изменчивость

бытия представлялась как превращение одного первроначала в другое.

Гераклит – мир внутренне противоречив и мыслится в вечном становлении,

движении, в единстве противоположностей.

Платон понимал под диалектикой знание относительно сущего и истинно

сущего. Этого можно достигнуть лишь с помощью сведения противоречивых

частностей в цельное и общее.

Аристотель развил диалектику дальше – в направлении познания реально

существующего космоса. В своем учении о четырех причинах Аристотель

утверждал, что все они существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и

тождественно с каждой вещью.

В древности наука и философия тождественны. Но уже Аристотель поставил

проблему размежевания философии с другими науками. Различие он видит в том,

что собственно философия интересуется истиной, частные науки интересует

польза. Кроме того философия занята поисками первооснов сущего. Поэтому

науки должны опираться на философию.

В VI в. до н.э. образовалась элейская школа (рассматривали проблему

бытия).

Ксенофен рассматривает бытие как единое, независимо от разнообразия его

конкретно-чувственных форм. Это единое он назвал «богом», отрицая в то же

время существование конкретных богов.

Парменид считал, что к познанию мира ведут два пути – путь мышления и путь

догадок, которым соотв. Две картины мира. Первый путь приводит к миру

единого, вечного и неизменного бытия. Второй – к видимому миру вещей,

началами которого явл. огонь и земля.

Зенон Элейский также различает два типа познания: чувственное и

рациональное. Истинным является рациональное. Зенон отстаивает идеи

вечного, неизменного и целостного сущего. Зенон подверг сомнению движение.

Для этого представил пять опровержений движения (апоран).

1. Движимое не движется не в том месте, где оно, ни там, где его нет.

2. Дихотомия – движение никогда не может закончится.

3. Ахилл и черепаха.

4. Стрела, которая летит.

5. Стадион.

У греков подлинное познание возможно только разумом. Цель познания –

познать бытие, которое стоит за миром.

6. Софисты и Сократ. Самопознание как цель философии.

Софистами называют древнегреческих философов, выступавших в роли

профессиональных учителей «мудрости» и «просторечия». Общее в их взглядах –

отказ от религии, рационалистическое объяснение явлений природы, этический

и социальный релятивизм. Для них характерно в общем материалистическое

понимание природы. Представители этой группы были первыми просветителями –

энциклопедистами. В центре их внимания стоял вопрос познания. Некоторые

софисты приходили к скептическим выводам относительно бытия и его познания.

Представители: Протогор и Горгий.

Эти философы углубляют критическое отношение ко всему, что для человека

выступает как непосредственно данное. Они требуют проверки всякого

утверждения.

Главным искусством софистов было искусство слова. В центре их внимания

человек и психология.

Исходный принцип софистов (Протогор): «Человек есть мера всех вещей:

существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».

Индивид со всеми его особенностями – субъект познания.

Все знания о предметах основаны на восприятии через органы чувств, так что

чувственное восприятие субъективно. Значит, всякое человеческое знание

относительно.

Бытие – это не что иное, как изменчивость чувственного мира, каким

является индивидуальное восприятие.

Руководящий принцип – произвол индивида.

Релятивизм (относительность, условность, субъективность человеческого

познания) в теории познания служит обоснованием нравственного релятивизма.

Софисты показывают условность правовых норм, государств и моральных

оценок. Человеческое общество – мера справедливого и несправедливого.

Тезисы Горгия:

1) Ничего не существует.

2) Если что-то и существует, то его нельзя познать.

3) Если это и можно познать, то нельзя объяснить и передать другому.

Мир только и существует, бытие – изменчиво.

Сократ в центре своих философских интересов ставит проблему субъекта –

человека, что такое человека, что такое сознание. Человек не может познать

природу ( остается только направить человеческое познание на самопознание,

т.е. законы по которым должен жить. «Познай самого себя». Задача Сократа –

обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание и доказать,

что именно оно должно быть главным судьей над субъектом. Эта высшая

инстанция именуется разумом. Она способна дать не только индивидуальное

мнение, а всеобщее знание. Философия понималась Сократом как познание добра

и зла.

Безнравственность – плод познания истины, знание – источник нравственного

совершенства.

Философия у Сократа – путь к знанию, т.е. формирование добродетельного

человека и справедливого государства, а ее главная задача – рациональное

обоснование религиозно-нравственного мировоззрения (мир у Сократа –

творение божества великого и всемогущего, а основа мира – духовный

принцип).

Сократ подчеркивал значение совести, «внутреннего голоса», который был

гарантией постижения подлинной истины.

«Демоны», «гении» имеют божественное происхождение. Через них боги

сообщают смысл всему мирозданию.

Добродетели по Сократу – одержимость, мужество, справедливость. Эти

добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Их и

моральные нормы Сократ считал вечными и неизменными.

Сократовская философия – начало перехода от идеи просто и от материи

просто к их диалектике, то вся философия до Сократа – досократовская.

Создает 2 диалектических метода:

1) Иронию – обнаруживает противоречия в суждениях;

2) Люйевтика – повевальное искусство – с помощью вопросов направить

человека на путь истины к познанию данного явления.

7. Учение Платона о идеях и государстве.

Платон – один из наиболее известных философов Древней Греции. С юности был

учеником Сократа, много путешествовал, основал в Афинах философскую школу,

известную под названием Академии. Одной из главных проблем, что возникли

перед Сократом, была проблема существования общего. Не было сомнений

относительного существования общего, но никто не знал как оно существует.

Предположив реальное существование идеальных предметов Платон

провозглашает эти идеальные предметы (называя их идеалами) совершеннейшими

и поэтому более реальными в своем существовании по сравнению с вещами

повседневного мира. Идеальные предметы – идея – в чистом виде представляет

тот или иной смысл или качество («красота» как таковая, «дом» как таковой).

Предметы повседневного мира выступают в роли чего-то несовершенного, как

это бывает с копией или тенью предмета-оригинала. Идеи, вследствие своего

совершенства, претендуют на роль «действительной» реальности, первичной по

отношению к вещам окружающего мира. В реальном мире люди, живущие в

чувственном мире вещей, не способны воспринимать ничего кроме этих вещей,

которые являются лишь копиями идей. И если бы не разум, люди не догадались

о существовании настоящей реальности.

Способностью к непосредственному созерцанию идей обладает человеческая

душа, которая после смерти покидает тело и находится некоторое время в

бестелесном царстве идей. Затем душа вселяется в новое тело и забывает все,

что видела в царстве идей. Познание, по Платону, в ходе которого

формируется общие понятия, является процессом воспоминания увиденного.

Идеи – вечные, неизменные, совершенные и представляют собой полноту бытия.

Материя, которая является ничем, активно взаимодействует с бытием идей.

Результатом становятся вещи окружающего мира. Идеи у Платона не что иное,

как вещи, лишенные пространственно-временного ограничения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты