Кандидатский минимум по философии (шпаргалки)

оставившего позади современность с ее нормами и ложью.

30. Структура психики по Фрейду. Сознание и бессознательное.

Психоаналитическая трактовка человека и общества. Понятие «либидо» и его

роль в структуре личности. Сублимация.

Фрейд – австрийский врач и психолог, профессор Венского университета,

создатель психоанализа. Главным в психоанализе было открытие

бессознательного и его специальное изучение.

Психика расщепляется на две противоположные сферы: сознательное и

бессезнательное. Они являются определяющими характеристиками структуры

личности. Однако они не равнозначны.

Бессознательное – это особенная область психики.

Бессознательное – это суть человеческой психики. Сознательное

надстраивается над бессознательным.

Структура личности по Фрейду состоит из трех компонентов:

1. «Я» – сфера сознательного, посредник между «Оно» внешним миром.

2. «Оно» – глубинный слой бессознательных влечений, определяет поведение

человека, сферы бессознательного.

3. «Сверх Я» – внутриличностная совесть, своего рода цензура.

«Сверх Я» порождено неспособностью «Я» обуздать бессознательные порывы и

подчинить их требованиям реальности.

«Я» пытается сохранить согласие и с «Оно», и с внешним миром. При этом

образуется новая инстанция «Сверх Я» – совесть или бессознательное чувство

вины. «Сверх Я» отражает социальные запреты.

«Оно» можеи привести к конфликтным ситуациям и нарушениям психики

(неврозам). Неврозы – заболевания, порожденные конфликтом между

сознательным и бессознательным; они там, где ослабевает контроль сознания.

Фрейд считает, что основой бессознательного является сексуальное влечение.

Свою гипотезу он основывает на мифологических сюжетах и художественной

литературе.

Либидо – сексуальное влечение, психическая энергия. Сначала Фрейд под

либидо понимает энергию, в виде которой сексуальное влечение появляется в

духовной жизни человека. Затем понимает как энергию всех влечений, которые

охватываются словом «любовь».

Сублимация – отвлечение от сексуального влечения в своей деятельности.

Фрейд вводит понятие психологии искусства. Существует связь между

содержанием произведения и переживаниями автора.

Впоследствии Фрейд перенес методы психоанализа на историю общества, все

события которой оцениваются как проявления комплексов (неизбежных

столкновений бессознательных влечений с реальностью) как у личности, так и

у целых народов.

31. Бытие мира и бытие человека в философии экзистенциализма. Проблема

свободы.

Экзистенциализм или философия существования – иррациональное направление

современной философии. Хайдеггер пишет работу "бытие и время", в которой

ставит вопрос о смысле бытия. Бытие должно стать предметом философии. Бытие

не есть эмпирическая реальность, данная во внешнее восприятие, не

рационалистическая конструкция, предложенная научным мышлением. Оно

постигается непосредственно человеком через свое бытие, т.е. экзистенцию.

Условием возможности раскрытия сущего, как такового, для человеческого

бытия является Ничто. Ничто дает о себе знать в настроении ужаса, при этом

происходит ускользание сущего. Ничто впервые ставит наше бытие перед сущим,

как таковым. Только благодаря скрытности Ничто наука способна сделать

сущее, как таковое, предметом исследования.

Структуру человеческого бытия Хайдеггер обозначает как "заботу". Она

представляет единство трех элементов:

- "бытие в мире" – неразрывность чел. бытия и мира;

- "забегание вперед" – отличие человеческого бытия от любого

вещественного бытия;

- "бытие при внутримировом сущем" – отношение к вещам не как к

наличным, предполагающим дистанцию между человеком и вещью, а как к

"сподручным", "обреченность вещам".

Ясперс считает, что бытие нельзя рассматривать ни как целое, ни как

бесконечно расчлененное. Бытие, согласно Ясперсу, непознаваемо. Человека

нельзя рассматривать объективно, его необходимо понять как экзистенцию.

Ясперс не сомневается, что существует "бытие в себе". Мы только не можем

его знать. Мы создаем бытие только как "бытие в мире" – это предметное

бытие, груз повседневных забот.

Ясперс в трактате "Бытие и ничто" анализируют формы проявления бытия в

человеческой реальности.

1. "Бытие для себя" – непосредственная жизнь самосознания;

2. "Бытие в себе" – заменяет объективную реальность;

3. "Бытие для другого" – конфликтность межличностных отношений.

Старая философия не видела различия между бытием мира и бытием человека.

Бытие человека рассматривалось по аналогии с бытием вещей. Особенность

человеческого бытия в том, что он знает о своем бытии. Конечность

человеческого существования и осознание этой конечности порождает вопрос о

бытии. В человеческом бытии другое по сравнению с вещественным бытием –

отношении сущности и существования. В бытии вещей сущность предшествует

существованию. В бытии человека существование предшествует сущности, т.к.

человек – всегда становящееся существо.

В центре внимания экзистенциализма стоит проблема свободы. Свобода должна

быть понята из экзистенции. Она проявляется в "забегании вперед". Человек

свободен в том смысле, что он сам "проектирует" себя, не определяясь ничем,

кроме своей субъективности, суть которой в полной независимости от чего бы

то ни было. Человек сам ответственен за свое будущее, он не оправдывает

себя обстоятельствами.

Свобода человека неотчуждаема и неистребима. Она предстает как тяжелое

бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может

отказаться от свободы, перестать быть самим собой, стать как все. При этом

он погружается в безличный мир, мир поглощения личного общим,

безличностным.

32. Концепция отчуждения человека и пути его преодоления в

экзистенциализме.

Человек, истолковав, себя как сущее, наряду с другими сущими, приходит в

состояние "отчуждения". При "неподлинном бытии" человек рассматривает себя

по сравнению с другими людьми. При этом возникает так называемый

"объективный взгляд на личность", при котором она может быть заменена любой

другой личностью. Эта мысленная подстановка другого на свое место и себя на

место другого создает феномен усредненности и приводит к потере

собственного существования. Такую власть общего, безличного над

индивидуальным Хайдеггер называет "das Man" .

Согласно Ясперсу, подлинный смысл бытия открывается человеку в периоды

глубоких потрясений (болезнь, страх, смерть). В эти моменты человек

освобождается от груза повседневных проблем, от своих интересов и

повседневных представлений о деятельности. "Пограничная ситуация" ставит

человека на границу между бытием и небытием. Человек осознает себя как

экзистенцию, что позволяет ему перейти от "неподлинного" бытия к

"подлинному". "Подлинное существование" выступает как осознание человеком

своей конечности и свободы.

33. Неопозитивизм. Принципы верификации, фальсификации, конвенционализма.

Позитивизм – направление буржуазной философии. Основные идеи позитивизма

были сформулированы Кантом. Философия, по его мнению, не имеет оснований

претендовать на феноменальность, т.к. она ориентировалась первоначально на

теологические "абсолюты", а затем на метафизические, но никогда не была

научной. Позитивным, т.е. реальным, является чувственно-физическое

существование.

Исторически выделяют три этапа в развитии позитивизма:

1. Кант, Милль, Спенсер – первый позитивизм;

2. Макс и Авенариус – эмпириопозитивизм (отказались даже от формального

признания объективно-реальных законов);

3. Неопозитивизм.

Особенности неопозитивизма:

- отрицание научной осмысленности вопросов о существовании объективной

реальности и ее отношения к сознанию;

- рассмотрение логики и математики как совокупности дедуктивных

построений, опирающихся на произвольные соглашения (конвенции).

Витгенштейн считает, что мир – это совокупность фактов, а не вещей, а

знание – это совокупность высказываний.

На первом этапе неопозитивизма (логический позитивизм) его представители

видели свою цель в создании специального логического метода для

разграничения осмысленных утверждений и утверждений, лишенных смысла. Для

этого был разработан принцип "верификации" – требование проверки

предложений об опыте.

Предложение истинно, если оно подтверждается фактами и если могут быть

указаны воображаемые факты, которые, если были бы действительны, это

предложение опровергли бы, и наоборот.

Австрийский философ Поппер выступил с критикой верификации, т.к. возникли

проблемы верифицируемости общих предложений (гипотез, законов природы). Он

предложил заменить их "фальсификацией" – способом указания на такие

эмпирические условия, при которых гипотезы были бы правдивы, но ложными.

Отсутствие опытного подтверждения гипотезы свидетельствует не в ее пользу.

Но наличие опытного опровержения гипотезы говорит о ее ложности.

На этапе "символического позитивизма" неопозитивисты переходят к

пониманию реальности, как совокупности значений. Высказывания являются

истинными только тогда, когда содержат утверждения о состоянии вещей, и

положение вещей соответствует утверждению.

Семантики считали, что философия должна объяснять явления человеческой

жизни, исходя из структуры языка. Слова, сами по себе ничего не значат. Это

только символы. И, чтобы избежать конфликтов, необходимо только отказаться

от слова, которое вызывает несогласие.

Согласно идее "конвенциализма", смысл высказываний выражается не их

объективным смыслом, а местом этих высказываний в системе других

высказываний.

В соответствии с этим Карнап выдвигает "принцип терпимости" – можно

терпеть любую избранную решением субъекта непротиворечивую логическую

систему.

Фальсификация – научная процедура, устанавливающая ложность теории или

гипотезы в результате теоретической и экспериментальной проверки.

Принцип фальсифицируемости – критерий демаркации науки от "метафизики"

(выдвинут Потером).

34. Религиозная философия.

Федоров, Соловьев, Бердяев, Флоренский, Булгаков. С их точки зрения выход

в космос обусловлен нравственными причинами. Федоров: “Общее дело”. Задача

не только выбросить смерть, но и воскресить всех живших на земле. В религии

мы стремимся брать пример с Христа-страдальца, а надо не страдать а

воскрешать. Воскрешение по цепочке от отца к сыну. Если говорить, что будем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты