Категория игры в немецкой классической философии

первоначальное его значение – восхваление и умилостивление божества песнями

и пляской».

В «Историко-этимологическом словаре» игра определяется так:

1. занятие (нетрудового характера), препровождение времени с целью

развлечения – забавы или со спортивной целью; подчиненное

определенным правилам,

2. «исполнение музыкального произведения на одном или нескольких

инструментах»,

3. «сценическое исполнение роли»

Во многих словарях приводится переносное значение «тайные намерения»,

«рискованное предприятие».

«Большая энциклопедия» приводит такое определение: «вид непродуктивной

деятельности, мотив которой заключается не в ее результате, а в самом

процессе». В истории человечества игра переплетается с магией, культовым

поведением и др. игра связана со спортом, военными и другими тренировками,

искусством».

Итак, выведем рабочее понятие игры и определим основные свойства игры:

Игра – это

1. некая искусственная реальность,

2. свободная деятельность,

3. она имеет цель в самой себе,

4. сопровождается чувством удовольствия,

5. характеризуется адогматичным отношением к миру,

6. обеспечивает восприятие значимого, актуального для человека.

7. являет необходимость подчинения правилам, иначе игра не существует,

8. предполагает того, кто играет – субъекта игры, т.е. носит

субъективный характер,

9. предполагает кого-то или что-то, с кем (чем) играют, т.е. некие

субъект-объектные отношения.

Глава I.

Характеристика немецкой классической философии.

В 19 веке возникает направление в философии, где поднимаются проблемы

разума и это– основная проблема в философии 19 века.

Одним из определяющих философский контекст времени принципом был

оптимистический научный настрой, вера в силу рационального, интеллекта,

который освобождает человека.

Проблема разума рассматривается как способность логически мыслить.

Природа, история, человеческая деятельность выступает как достижимые

внутренне присущей им разумностью

Сам разум понимается широко как одна из присущих человеку познавательных

способностей, благодаря которой он мыслит, формулирует понятия, оперирует

понятиями. В рамках рациональной деятельности выделяются два пласта:

. Мыслительная деятельность, основанная на опыте, (мышление

посредством рассуждения, доказательства, расчета).Это определяется

как рассудок.

. И сверхопытная мыслительная деятельность, которая определяется как

разум.

Интеллект состоит из рассудка и разума.

В классической немецкой философии разум разделяется на индивидуальный и

внеиндивидуальный разум.

Формы разума - идеи, идеалы, теории, ценности, нормы.

|Формы индивидуального разума отличаются от форм внеиндивидуального|

|разума. |

|Внеиндивидуальный разум осуществляется в культуре. |

В рамках немецкой классической философии исследователи выделяют

направление романтизм - движение, охватившее самые различные области

культуры,которое хронологически пришло на смену классицизму в Европе в

начале 19 в, но в какой-то период времени эти два направления

сосуществовали.

Сущностные черты романтизма нашли свое наиболее полное выражение в

творчестве немецких романтиков, прежде всего – Йенского кружка (мы

обратимся к творчеству Ф. Шлегеля как теоретика романтизма).

Специфика романтизма была предопределена переходным характером эпохи.

Отчасти этим объясняется «эстетизм» романтиков, их тяготение к языку

искусства как наиболее адекватной и плодотворной возможности созидания

новой реальности,

Опираясь на формулу Шеллинга «только в личном – жизнь, а все личное

покоится на темном основании», романтики уделяют особое внимание «ночным»

сторонам человеческой души, игре света и тьмы, светотени как стихии

человеческого Я.

Итак, романтики предпринимают попытки найти такие сферы, где бы

внеиндивидуальный разум проявлялся максимально. Романтики обращаются как

таким мотивам в искусстве, как ночь, тень, двойник.

С помощью индивидуального и внеиндивидуального форм духа человек

осваивает мир, постигает, удваивает его в мыслях. По Гегелю разум

закономерен, целесообразен. Он – высший судья, носитель подлинной истины,

гарант высокой нравственности.

Ему противостоит неразумность, случайность, хаотичность истории,

человеческого поведения.

Предполагалось, что через все неподлинное, неразумное разум

прокладывает себе дорогу. «Хитрость разума победит и косность природы и

случайность истории».

1. Орудие разума – индивиды, действующие в истории. Тот, постигает законы

разума, обязательно будет разумно познавать и разумно действовать. Затем

носители разума, науки, просвещения посеют семена исторического разума в

душах других людей, и разум восторжествует.

2. Самая яркая форма разума – научное познание. Также надежды на педагогику

– с ее помощью можно воспитать рассудок, здравый смысл, который есть у

каждого человека от рождения.

3. Знание должно быть ясным, отчетливым, доказательным, системным,

упорядоченным, приведенным в логическую стройную систему. Такое знание

согласовано с внешним миром, т.к. согласно классицистическому

миропонимаю, в мире гласит скрытый внутренний рациональный порядок.

Человеческий ум может его открыть, если найдет правильный метод

познания. Здесь логично говорить о диалектическом методе Г. Гегеля.

Место немецкой классической философии в истории философии.

17 век. Происходит разделение веры и разума, изменяется взгляд на

верховенство церкви. Бэкон выводит «новый органон» – вместо

аристотелевского силлогизма - новый инструмент познания. Бэкон открывает

новый вид индукции, когда особый характер качества обнаруживается при

наличии такого же качества у других вещей.

Декарт считается основателем современной философии. Он выводит правила,

каким нужно следовать, чтобы разумно мыслить. Декарт отбрасывает все, что

нельзя проверить алгеброй, логикой и геометрией. Делается акцент на

мышлении как несомненной отправной точке.

Спиноза как пантеист предлагает рационалистический проект научного

исследования природы.

Гоббс уподобил общество мудро построенному механизму.

Понятие игры применяется только у Паскаля, когда он проверяет существование

Бога – можно «играть на Бога», есть он или нет. Систематически категория

игры не изложена.

Проблемы философии 17 века:

o Способности человеческого ума как часть способностей ума Бога.

o Учение о разуме, о законах мышления

o Психология чувств

o Дедуктивная логика

В 17 веке происходит борьба двух методов - ощущения или разума –

сенсуализма и рационализма . Победу одержал последний. Поэтому 17 век

называют веком философий, написанных more geometrico, и вообще веком

рационализма.

18 век. Это век эмпирических учений. «Век Просвещения».

Центры философских открытий - Франция, Англия. С 17 века остались вопросы о

методе познания, о месте человека в окружающем мире, о целях его

деятельности.

Возрастает роль личности. Ориентация на историзм, гуманизм. С другой

стороны – нельзя полностью погрузиться в чувственность. Появляются идеи

Лейбница о том, что разум – это ступень к Божеству.

Локк (в конце 17 века) предлагает систему, когда через чувства

воспитывается разум человека. Появляется британский эмпиризм: Д. Беркли,

Давид Юм. Основные идеи их в том, что чувства поставляются плотью, а

мышление основано на чувственном восприятии. Поэтому без чувств мышление

невозможно.

Проблемы философии 18 века:

o Через разум возможно движение к Божеству

o Мышление воспитывается через чувства

o Чувства необходимы для познания Бога

Интересно, что в 17 и 18 веке, те, кто внесли значительный вклад в

философию, часто оказывались не больше, чем любителями в научных вопросах.

19 век. Идеализм.

Одна из черт интеллектуальной жизни 19 века – разрыв между

художественными и научными занятиями.

Если раньше мыслители занимались наукой и искусством с позиций общего

принципа гармонии, то в 19 веке под влиянием романтизма возникла жесткая

реакция против давления научного прогресса на человека. Научный образ жизни

с его экспериментами, казалось, подавляет дух свободы и исканий, который

требуется от художников. Научный подход не позволит открыть секреты природы

– этот взгляд разделял и Гете, хотя он не был романтиком.

В то же время появилось расхождение между наукой и философией.

Огромное влияние науки поднимает новые социальные проблемы этического

характера.

Осталось требование – не выходить за рамки опыта и объяснения его. Это

было связано с обращением к Канту и его последователям. Искать причины

феномена и стремиться объяснить переход к миру ноуменов, где категории

объяснения не применяются – оказалось несбыточным. Такой подход к научной

теории характерен для целого поколения ученых, которые интересовались

философским содержанием исследовательской деятельности.

Содержательной линией сравнения классики и современности может стать

интерпретация взглядов на предмет философии, объектом методологического

сравнения становятся стили мышления. Картина мира не таинственна и

постижима имеющимися в распоряжении деятельного человека средствами.

Немецкая классическая философия с точки зрения современной философии

характеризуется как некая общая ориентация, идейная стилистика мышления.

Классика интерпретируется в качестве культурно-философски-

методологического стандарта применения субъективной способности человека

полагания своего Бытия в мире.

Во второй половине 19 века под влиянием романтиков с их субъективизмом,

возрастает интерес к проблемам нерационального вообще.

Именно во второй половине 19 века появляется так и называемая

«иррационалистическая» философия. Это учения Шопенгауэра, Кьеркегора,

Ницше, Дильтея, интуитивиста Бергсона.

Хайдеггер объявлял Шеллинга вершиной немецкой классической философии. К

немецкой классической философии обращаются, отыскивая в ней нерациональное

или иррациональное.

Если дальше проследить развитие иррационалистических идей по хронологии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты