Категория игры в немецкой классической философии

эстетики», Гегель употребляет понятие игра при рассмотрении искусства:

Понятие игры у него возникает при описании такого феномена человеческой

деятельности, как искусство: «искусство не достойно научного рассмотрения,

так как оно остается приятной игрой и, даже преследуя более серьезные

цели, противоречит самой природе этих целей. В общем, назначение его чисто

служебное - как в серьезном, так и в игре; мало того, жизненный элемент

искусства и те средства, которыми оно пользуется в своем воздействии на

людей, - это видимость и обман»33.

Как видим, именно через такое воззрение на искусство мы можем определить

отношение одного из представителей немецкой классической философии к

категории игры.

Итак, Гегель определяет искусство как «приятную игру».

В этом прямая перекличка с Кантом - отнесение игры к сфере

незаинтересованного удовольствия.

Теперь выделим второй путь, второй аспект игры у Гегеля.

В «Эстетике», в главе, посвященной художнику, Гегель подробно разбирает

понятия «фантазия», «гений» и «вдохновение», и именно в статье

«вдохновение» Гегель выводит признаки вдохновения, указывает, что

вдохновение «это состояние деятельного формирования как в субъективном

внутреннем мире, так и в объективном выполнении художественного

произведения»34. С одной стороны, он подчеркивает важность желания создать

произведение у художника, желание, которое «как птица небесная»35, дает

художнику побуждение к творчеству. С другой, он пишет, что «однако часто

величайшие произведения искусства были созданы по совершенно внешнему

побуждению. Оды Пиндара, например, часто возникали по заказу, точно так же

живописцам и архитекторам часто задавались цель и предметы их созданий»36.

Такое отношение между художником и материалом можно охарактеризовать с

помощью понятия «Связь»: художник и материал выступают (под действием

заказа) как «динамически связанные», «обособленные».

Идеальный вариант отношения художника и материала описывается так:

«природный талант вступает в отношение с преднайденным данным материалом,

так, что внешний повод, событие …вызывают в нем настойчивую потребность

придать форму этому материалу и вообще проявить себя на нем».37

Далее Гегель объясняет подробности таких отношений: «поэт полностью

поглощен своим предметом, целиком уходит в него и не успокаивается до тех

пор, пока он не придаст художественной форме законченный и отчеканенный

характер»38.

Именно через понятие «Отношение», теорию рефлексии Гегеля, можно понять

следующее: «После того как художник сделал предмет всецело своим

достоянием, он должен уметь забыть свою субъективную особенность,

…полностью погрузиться в материал, так что он в качестве субъекта будет

представлять собой как бы форму для формирования овладевшего им

содержания»32

«В теории рефлексии Гегеля источником всякого развития объявляется

взаимоотражение качеств. В первый момент вторжения в В а(А) сохраняет свое

сходство с прообразом А, т.е. является копией А. Постепенно а (А) начинает

осваивать В, пытаясь подчинить последнее себе. В свою очередь, основание В

стремится восстановить свою самость и осваивает а(А), десантируя в него

часть своего активного содержания в(В); в первый момент в(В)также

представляют собой копию В. Попеременно перехватывая друг у друга

инициативу, а(А), В и в(В) взаимоизменяют друг друга до той поры, пока

между ними еще остается какое-либо существенное различие. Невидимые

внешнему взору количественные изменения внутри В в конечном счете приведут

к творческому акту: вместо В возникнет повое качество С, образовавшееся

путем овеществления слившихся – через взаимоизменение – воедино прошлых В и

а(А).

Творение эмерджента С объясняется Гегелем как итог активного

противоборства отражающего и образа и образования особого тождества этих

внутренних противоположностей всякого наличного бытия – проекта будущей

новой вещи. Следовательно, всякое взаимоотражение качеств активно и

напряженно; образ быстро перестает быть копией своего прообраза, как только

вступает во взаимодействие с отражающим качеством, но тем не менее вплоть

до коренного изменения качества В остается внутри В представителем иного

бытия, «своим иным»»39.

В этом же издании Д.В. Пивоваров указывает, что «у Гегеля …принципы

рефлексии и творчества в его системе совпадают друг с другом».40

Поэтому будет правомочно сравнить отношения художника и материала по

принципу рефлексии.

Художник и материал сначала выступают как «разные», как динамически

связанные, но, вступая в отношение, на границу друг с другом, и являясь

друг для друга «иным», они начинают «рефлексировать в иное»41, т.е.

возникает некое нематериальное бытие, которое идеально.

Именно такие субъект-объектные отношения по многим своим признакам

подходят под рабочее определение игры (приведем лишь несколько пунктов):

1. очевидно, что в процессе творчества возникает некая искусственная

реальность как между художником и материалом, так и в результате их

взаимодействия (произведение искусства);

2. из текста Гегеля можно вычитать, что именно деятельность, которая не

по заказу, а по свободному желанию художника будет продуктивна, т.е. налицо

обязательность «свободной деятельности»,

3. также очевидны взаимоотношения, т.е. наличие того, кто играет и того,

с кем (с чем) играют.

4. Художник стремится «проявить себя на нем», т.е. проявить себя через

иное, явить свою сущность через материал.

Бытие игры, как идеального процесса, как отношения – нематериально, т.е.

идеально.

Итак, подведем итог: игра у Гегеля с одной стороны отождествляется, как

и у Канта, с искусством, как «приятная игра», как незаинтересованное

удовольствие, нечто незначительное, недостойное научного рассмотрения.

С другой стороны, определив отношения художника и материала как игру,

как субъект-объектные отношения и рассмотреть их с помощью теории

рефлексии, то тогда раскрывается особое понимание взаимоотношений в

искусстве.

В третьих, - и это основной наш вывод,- отталкиваясь от гегелевского

принципа «все, что существует - существует в отношении», а «Отношение» по

многим признакам схоже с игрой, то всё, что «есть», т.е. все, что

наличествует, обладает «бытийностью» - существует в игре. И таким образом,

игра обладает глобальным онтологическим статусом.

§ 3. Ф. Шлегель

Шлегель (Schlegel) Фридрих (1772 - 1829) – немецкий философ, писатель,

языковед, один из наиболее ярких теоретиков романтизма. Вместе с братом А.

В. Шлегелем основал йенский кружок немецких романтиков и выпускал наиболее

известный романтический журнал «Атенеум».

Категория игры у Шлегеля имеет принципиально другой характер, т.к

романтики во многом отличались от философов–классиков и во всем

противопоставляли свои концепции.

Так, идеи о том, что наука, эксперименты мешают понимать природу, лишают

Дух «свободного парения» напрямую противоречат классическому пониманию

жизни, основанной на рассудочных утверждениях, мощи человеческого разума и

вере в прогресс.

В творчестве Ф. Шлегеля можно выделить три аспекта, связанных с

категорией игры.

Во-первых, сами тексты очень афористичны и представляют собой игру слов,

понятий, образов. Как сказал Шиллер о произведениях Ф. Шлегеля: «..это верх

бесформенности!» .

Во-вторых, необходимо погрузиться в контекст эпохи, определить специфику

романтического мироотношения, чтобы проявить игровую доминанту в этом

отношении.

Итак, романтизм отличает «принципиально новое мироощущение человека,

направленность всего пафоса на индивидуальное, на чувства, на

созерцание».42

Именно направленность на индивидуальное, на субъективное, на внимание к

своему Я и обусловливает игровое отношение:

o это создание своего, искусственного мира, пусть изнутри

собственного Я;

o адогматичное отношение к миру – только так, «как устраивает меня»;

o поиск идеала в свободе;

o создание собственной системы ценностей, т.е. своих правил;

o постоянный поиск средств самовыражения.

«Наиболее полно проблема выражения реализует себя в так называемой

романтической иронии. Иронический дискурс - своего рода опознавательный

знак романтизма».43

Шлегель писал: «В иронии все должно быть шуткой и все должно быть

всерьез. В ней содержится и она вызывает в нас чувство неразрешимости

противоречия между безусловным и обусловленным, чувство невозможности и

необходимости полноты высказывания…»44

«Ирония – постоянное самопародирование, притворство. Уход в иронию –

попытка вырваться из пространства общезначимости, нормы, повседневности в

мир чистой свободы»45 – как раз то мироотношение, которое было свойственно

романтикам.

Произведения Шлегеля полны самоиронии – особенно это вычитывается в

основных его критических лекционных статьях - «История европейской

литературы» и «История древней и новой литературы».

Шлегель постоянно противоречит себе, отвергает то, что было заявлено

раньше.

Шлегель доказывает какой-либо тезис, подтверждает это различными

научными доказательствами, а потом спустя какое-то время отрицает его.

Так, в работе «Об изучении греческой поэзии» Шлегель с восхищением

пишет о культуре греков, считает ее способной обновить моральный и

общественный климат эпохи через возвращение к объективной красоте.

«Естественная» и «цельная» античная культура представляет собой свободное и

гармоническое развитие всех природных задатков человека.

«Главная цель греческого искусства – красота, которой подчинен всякий

дидактический, исторический, философский интерес»46.

Греческие поэты для Шлегеля - символ подлинного искусства. Он не

устает повторять, что Эсхил, Софокл, Аристофан, Пиндар, Гомер представляют

совершенные виды греческой поэзии, «золотой век» греческого вкуса.

«Греческий миф представляет собой самый определенный и нежный язык

образов для выражения всех вечных желаний человеческой души со всеми ее

удивительными и необходимыми противоречиями, малый завершенный мир

прекрасных предчувствий творящего детского разума. Поэзия, песня, танец и

общение — праздничная радость составляла те дружественные узы сообщества,

которые соединяли людей и богов. И, действительно, подлинно божественное —

чистейшая человечность — составляло смысл их сказаний, обычаев и особенно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты