Категория игры в немецкой классической философии

только как синтез свободы и необходимости. (т.е. одно без другого

невозможно).

Более того, Кант указывает на то, что свободное искусство без труда

превращается в «простую игру» и это, по его мнению, не наилучший образ.

Как видим, положительную оценку философ связывает с понятием

«целесообразности».

Кант выводит понятие «целесообразности», которое применимо к искусству и

к художественному творчеству: «Целесообразность – универсальный принцип как

для природы (единого гармонического мира), так и для человека, обладающего

способностью к художественному творчеству, сопровождаемому чувством

удовольствия. Целесообразность проявляется в искусстве через прекрасное.

Один из исследователей философии Канта, Крутоус В. П., пишет, что

«основания суждения о прекрасном является состоянием «свободной и

гармоничной игры воображения и рассудка»21.

Целесообразность в эстетической области как бы не имеет цели и

представляет собой свободную игру способностей человека. Прекрасное

демонстрирует свою форму и тем оставляет удовольствие. Содержание в нем

либо отсутствует, либо не представляет интереса, либо недостижимо».22

Мы можем сделать вывод о том, что искусство не является биологической,

жизненно необходимой деятельностью. Оно не нужно, чтобы решить проблему

выживания. Искусство не несет выгоды, но, несомненно, по Канту, дает

незаинтересованное удовольстие, неутилитарную выгоду.

Человеку необходимо искусство – свободная игра его способностей (слуха,

зрения), как нам кажется, для утверждения своей экзистенции, существования,

для получения удовольствия от этого ощущения.

Более того, наслаждение искусством для Канта – это соучастие в «игре»,

мыслитель отождествляет игру с искусством.

Также для Канта одними из основных важнейших эстетических понятий

являлись именно «эстетическая видимость» и «свободная игра».

Эстетическая видимость – это сфера, где существует красота, а свободная

игра – это специфическая особенность красоты – двойственное существование,

т.е. существование одновременно в двух планах – реальном и условном.

Итак, исходя непосредственно из текста мыслителя, мы можем вычленить

определение игры: Игру Кант понимает как «занятие само по себе приятное».

Далее мыслитель подчеркивает то обстоятельство, что ремесло, в отличие

от искусства, не является свободным, тогда как игра (искусство) – «это

всегда созидание посредством свободы, или произвола, полагающая в основу

своих действий разум»23.

Здесь стоит обратить внимание на то, что именно немецкая классическая

философия стала разделять интеллект на разум и рассудок. И это различие

весьма существенно для понимания нами категории игры именно в этот период.

Рассудок – это мыслительная деятельность, основанная на опыте, (мышление

посредством рассуждения, доказательства).

Разум - сверхопытная мыслительная деятельность, т.е. не основанная на

опыте.

Кант в определенном смысле был эмпириком, т.е. в своих трудах утверждал,

чтонельзя выходить за рамки опыта и объяснения его.

А игру он определяет как «произвол», в основании которого – именно

разум. Таким образом, он относит игру как феномен в мир ноуменов, где

категории объяснения не применяются.

Игра им понимается как не-рассудочное, не объяснимое.

Мысль о том, что игра по природе своей свободна, позже высказывает и Й.

Хейзинга (мы этот принцип вынесли в рабочее определение игры, см. с. 36):

«Всякая Игра есть прежде всего и в первую голову свободная деятельность.

Игра по приказу уже больше не игра»24.

Кант в работе «Критика способности суждения» производит разведение видов

искусств, выводит их определенную иерархию. Причем практически каждый вид

искусства описывается как какая-нибудь игра: чувств, мыслей, ощущений,

способностей.

«Существуют только три вида прекрасных искусств: словесное,

изобразительное и искусство игры ощущений (в качестве впечатлений внешних

чувств)».

Так, к словесным искусствам Кант относит красноречие и поэзию, и

различает их по довольно афористичному принципу: «Красноречие - это

искусство заниматься делом рассудка как свободной игрой воображения; поэзия

- заниматься свободной игрой воображения как делом рассудка. …

Следовательно, оратор возвещает о деле и осуществляет его так, будто оно

просто игра идеями, чтобы занять слушателей. Поэт возвещает только о

занимательной игре идеями, и тем не менее рассудку представляется, будто

поэт намеревался заниматься только его делом. … оратор дает, в сущности,

меньше, поэт - больше, чем обещает»25.

Как видим, Кант указывает на якобы несерьезность игры, хотя именно

через игру поэт доносит идеи, т.е. самое важное - сущность поэзии.

Таким образом, поэзия представляется более честным делом, т.к. игровой

процесс не скрывается, а наоборот, открыто заявляется о его наличии, и поэт

больше влияет на рассудок слушателей через игру воображения. Благодаря

этому качеству, поэзия стоит у Канта на высшей ступени иерархии:

«Первое место среди всех искусств занимает поэзия (она почти полностью

обязана своим происхождением гению и меньше всего руководствуется примерами

и предписаниями). Поэзия расширяет душу тем, что дает воображению

свободу…Поэзия …не прибегает к обману, ибо она сама объявляет свое занятие

лишь игрой, которая, однако, может быть целесообразно использована

рассудком для его дела…»26.

В этом нам видится особенность мыслителя именно как классициста,

мыслителя Века Разума: та игра, которая используется рассудком «для его

дела», удостаивается высшего места, а музыка, именно по противоположному

воздействию – «она играет лишь ощущениями» - ставится Кантом на нижнюю

ступень в иерархии искусств.

Обращаясь к такому виду искусства, как живопись, Кант сравнивает ее с

мимикой, которая в свою очередь, помогает понять мысли художника.

«Уподобление изобразительного искусства (по аналогии) мимике,

сопровождающей речь, оправдывается стремлением духа художника дать

посредством своих образов телесное выражение того, что и как он мыслил, как

бы заставить само произведение говорить посредством мимики - обычная игра

нашей фантазии, наделяющей безжизненные вещи в соответствии с их формой

духом, который говорит из них»27.

Итак, опять игра помогает человеку понять идею произведения искусства.

Воспринимающий произведение искусства с помощью «обычной игры фантазии»

может понять замысел художника.

Третий раздел искусства, по Канту, так и называется: «Искусство

прекрасной игры ощущений». Музыка, по Канту, это художественная игра

слуха, а искусство колорита, соответственно, игра зрения.

«Искусство прекрасной игры ощущений …может касаться лишь соотношения

различных степеней настроенности чувства, воспринимающего ощущение, то есть

его тона; и в этом широком смысле оно может быть разделено на

художественную игру ощущений слуха и зрения, то есть на музыку и искусство

колорита»28.

Изобразительные искусства, по Канту, также превосходят музыку, потому

что они, «вовлекая воображение в свободную и вместе с тем соответствующую

рассудку игру»29, неким образом соединяют рассудочные понятия с

чувственностью, тем самым становясь доступными «высшим познавательным

способностям».

В этом мы также видим диалектические основания: только соединив рассудок

и чувства, соотнеся их в равной пропорции, получается инвариант, некое

целое, которое познается зрителем.

Кант обращает внимание и на «оздоровительные» качества игрового

процесса. «Всякая меняющаяся свободная игра ощущений (не основанная на

каком-либо намерении) доставляет удовольствие, поскольку она усиливает

чувство здоровья»30.

Следует отметить достаточно любопытный факт, что в систему искусств Кант

вводит смех и шутку, которые рассматриваются мыслителем как положительно

влияющие на здоровье: «В шутке …игра начинается с мыслей; …а участие

рассудка …ощущается в теле через вибрацию органов, которая содействует

восстановлению их равновесия и благотворно влияет на здоровье»31.

«Смех - это аффект, возникающий из внезапного превращения напряженного

ожидания в ничто». Именно это превращение, которое для рассудка безусловно

не радостно, все же косвенно вызывает на мгновение живую радость. И уже

собственно «ожидание, как игра представлений, создает в теле равновесие

жизненных сил»32.

Итак, подведем итог: Игра для Канта – это некий ноумен, с помощью

которого философ определяет искусство и производит иерархию его жанров.

Игра для классика – это некое стихийное начало, непознаваемое, хотя и

отождествляемое с искусством.

Искусство предполагает, что человек играет своими способностями,

ощущениями и через это познаёт идеи произведений. Однако, иерархия искусств

все-таки выстраивается на рациональном основании: поэзия на первом месте,

потому что она, играя, может быть использована рассудком.

С одной стороны игра – это безусловно очень важное для эстетики Канта

понятие, несущее не связанную с проблемой выживания целесообразность,

неутилитарное удовольствие; а с другой стороны – это непознаваемый феномен,

присутствие которого относит объект на нижнюю ступень в иерархии.

§ 2. Г.-В.-Ф. Гегель.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - представитель немецкой

классической философии, создатель систематической теории диалектики на

основе объективного идеализма.

Именно в системе объективного идеализма исследователи видят истоки его

эстетики. Искусство и вся обширная область эстетического впервые были им

представлены в виде диалектического процесса.

Исследователи, к сожалению, не указывают на разработку Гегелем категории

игры как логического понятия. Они пишут, что Гегель дал характеристику

наиболее общих эстетических категорий: прекрасного, возвышенного,

трагического и комического.

Однако, мы можем выявить два аспекта категории игры у мыслителя. Во-

первых, обратиться непосредственно к тексту «Эстетика», где Гегель подробно

исследует все виды искусства и именно из текста выкристаллизовать понятие

игры. Во-вторых, используя рабочее определение игры, обратиться к

знаменитой работе «Наука логики», где представлена теория рефлексии

Гегеля, которая по многим свойствам может классифицироваться как игра.

Итак, обратимся к тексту «Эстетика».

Именно здесь, в разделе, посвященном «Установлению границ и защите

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты