Кьеркегор: жизнь и творчество
Жизнь и творчество
Сёрена Кьеркегора
Курсовая работа
Ярославль
2002
Оглавление
Оглавление 2
Введение 3
Глава1 6
Детство и юность 6
Драматическая помолвка 9
Ключевые понятия 11
Назидательные речи 14
"Корсар" 15
Атака на церковь 17
Смерть и признание 19
Глава 2 21
"Или-или" 23
"Страх и трепет" 26
"Стадии жизненного пути" 28
Заключение 31
Список литературы 33
Введение
Эпоха, в которую возвысился и был низвергнут Наполеон, стала
определяющей для судеб Королевства Дании, до этого главенствующей северной
державы. Не успели отгреметь войны, как в 1813 г. датское государство
обанкротилось, а в 1814 г. Норвегия расторгла личную унию с Данией и
заключила союз со Швецией, перейдя под руку шведского короля. Датская же
наука, изобразительное искусство и литература, напротив, пережили в этот
период необычайный расцвет, продолжавшийся до середины столетия, а потери в
области политики и экономики компенсировались завоеваниями духовного
порядка.
Именно в такой среде раскрылся гений философа Серена Кьеркегора[1],
которому и посвящена эта работа.
Датский религиозный мыслитель Серен Кьеркегор — фигура чрезвычайно
своеобразная. Не многие мыслители XIX в. могут сравниться с ним по тому
влиянию, которое он оказал на духовную и интеллектуальную жизнь буржуазного
общества XX века. Не многие мыслители являются предметом таких оживленных
дискуссий, подвергаются столь многочисленным и разнообразным трактовкам,
комментируются и расшифровываются в таком огромном количестве толстых книг,
брошюр и журнальных статей, как Кьеркегор, произведения которого при жизни
не только не переводились с датского на иностранный языки, но и не
рассматривались как философские: соотечественники ценили в нем талантливого
писателя, обладающего прекрасным стилем, но даже самые дальновидные из них
не могли бы предположить, какое будущее ожидает его творчество.
Размышления Серена Кьеркегора и в наше время остаются актуальными.
Воздействие мышления этого писателя и философа начало сказываться только в
конце XIX и особенно в начале XX, порождая в душах людей разочарования и
надежды, радости и тревоги, воспоминания и прозрения. Да и сами его
размышления, мысли и идеи, подобно падающим звездам, быстро вспыхивают и
сгорают, оставляя лишь ментальный свет в необозримом небосводе
человеческого мышления, человеческих чувств и переживаний.
Предметом исследования этой работы стали философские размышления
Кьеркегора о человеке и его экзистенции. Такая проблематика во многом
объясняется складом его личности, чертами характера, которые, несомненно,
сказались на личностном облике его философствования, на стиле исследования
и изложения.
Поэтому первая глава работы посвящена биографии философа, который,
будучи болезненной, замкнутой личностью, ведя отчаянную полемику с видными
деятелями Дании, иронизируя над церковью, все таки сумел завоевать мировую
славу, хотя уже и после своей смерти. Также в этой главе описаны и
проанализированы некоторые, наиболее важные для понимания философии
Кьеркегора, работы, такие как "Повторение"(1843), "Понятие страха"(1844),
"Философские крохи"(1846).
Вторая глава работы посвящена проблеме бытия единого и единственного
человека. Здесь последовательно рассматриваются три "сферы существования"
человека: эстетическая, этическая и религиозная.
Эстетическая и этическая стадии рассмотрены в контексте работы "Или-
или", где Кьеркегор раскрывает психологические механизмы жизнеотношений,
предлагает типологию соответствующих характеров и демонстрирует их
парадоксальную обреченность на примере судьбы римского императора Нерона.
Религиозная сфера непосредственно связана с понятием веры. Источник
веры и ее специфика рассмотрены в небольшом сочинении Кьеркегора "Страх и
трепет"(1843). "Страх и трепет" вовсе не чисто теологическое произведение,
в нем подробно дискутируются многие чисто философские проблемы и категории,
развернута полемика с Декартом, Лейбницем, Кантом и Гегелем. Часто автор
обращается к античным философам, прежде всего к Сократу, Платону и
Аристотелю. Но главным источником остается Слово Божье и протестантская
догматика.
В этих произведениях Кьеркегор с исключительным мастерством описывает
разные жизненные позиции, меняя при этом стили письма, однако достаточно
последовательно показывая, что христианский образ жизни достигается
движением от эстетического через этический к религиозному. В этих
сочинениях содержатся точные определения таких категорий, как вера, истина,
откровение, разум; анализируется проблема этической ответственности в
конкретных ситуациях; разрабатывается оригинальная и глубокая философия
религии.
Вместе с тем при любом отношении к идейному содержанию и философской
ценности воззрений Кьеркегора нельзя не признать, что это был человек
большой умственной одаренности, владеющий необычайным литературным
мастерством.
Цель работы — познакомиться с личностью этого мыслителя; рассмотреть
наиболее значимые для понимания его философии работы; показать особенность
его взглядов на проблему бытия человека.
В работе были поставлены следующие задачи:
1. Познакомиться с биографией Серена Кьеркегора;
2. Показать формирование этой личности как философа и факторы,
повлиявшие на это;
3. Рассмотреть ряд наиболее важных работ;
4. Исследовать проблему экзистенции человека, рассмотреть три "сферы
его существования" и проанализировать работы "Или-или" и "Страх и
трепет".
Глава1
Детство и юность
Родился Серен Кьеркегор 5 мая 1813 года. Местом рождения Серена был (в
последствии его снесли) дом на аристократической Нюторв — Новой площади в
Копенгагене.
Родители являли собой полную противоположность друг другу. Мать Серена
Анна, маленькая круглолицая толстушка, нежно и весело опекающая своих
детей, вначале была служанкой в доме его отца. Микаэль Кьеркегор вступил с
нею в брак вскоре после смерти первой жены, и гораздо скорее, чем
полагалось по закону, у них родился ребенок.
Микаэль Педерсон был угрюмым, мрачным, суровым человеком, религиозным
фанатиком, предавшимся после прекращения торговли, молитвам и покаянию в
грехах. Два "великих греха" тяготели над ним, омрачая все его
существование. Грехи эти долго оставались тайной для Серена, а позднее,
когда он узнал о них, оказали и на него удручающее влияние. Первым грехом
отца было проклятие, посланное им господу богу, обрекшему десятилетнего
пастушка на невыносимо тяжелую работу. Вторым же грехом было совращение
служанки — будущей жены. "Я родился в результате преступления, я появился
вопреки воле божьей…"— писал его младший сын в "Дневнике" незадолго до
смерти. Вот и замаливал отец Серена до самой кончины в 82-летнем возрасте
эти великие прегрешения, грозившие ему муками ада, превратив тем самым
последние 40 лет своей жизни в ад кромешный.
С 6-лет Серен начал учиться в школе. Хилый, болезненный мальчик, с
искривленным позвоночником и кривыми тонкими ножками, не оставался в долгу
перед насмешниками и обидчиками. Задористого и язвительного, отец прозвал
его "вилкой".[2] Мать Серена умела читать по складам, а вот писать не
выучилась. Зато она прекрасно понимала, как нужна свобода ее непоседливому
бойкому на язык сыну, который озорничал на уроках и дразнил однокашников. О
материнском влиянии на Кьеркегора судить трудно, что же касается отца, тот
сыграл в его жизни роковую роль.[3] "С детства, — писал он впоследствии, —
я находился во власти невыносимой деспотии… Будучи ребенком, я подвергался
строгому и суровому христианскому воспитанию, говоря по-человечески,
безумному воспитанию…"[4] Отец воспитывал сына в духе угрюмого
христианства, дабы тот возлюбил распятого Христа, оплеванного толпой.
Будучи начитан, отец любил вести философские беседы со своими двумя
высокоодаренными сыновьями — Педером Кристианом (род. 1805) и Сереном. В
1830-е гг. обоих братьев, так же как и отца, не покидала мысль, что семью
их поразил гнев Господень. Отец проклял Бога, и Божья кара за этот грех,
видимо, заключалась в том, что ни одному из его детей не суждено
переступить возраст Христа и что он переживет их всех: в 1819 и 1833 г.
Микаэль Кьеркегор потерял двух сыновей, в 1822, 1832 и 1834 г. — трех
дочерей (две последние оставили ему малолетних внуков). В 1834 г.
скончалась также его жена. Серен с удивлением отметил тот факт, что в 1839
г. его старшему брату исполнилось тридцать четыре, а самому ему в 1848 г. —
тридцать пять.[5]
Осенью 1830г. по воле отца 17-летний Серен был зачислен студентом
теологического факультета Копенгагенского университета. Зачисленный, как и
все студенты, в королевскую лейб-гвардию, он через 3 дня был отчислен из
нее по состоянию здоровья. Вопреки желанию отца, теология не заинтересовала
молодого студента. Кьеркегор, как и многие его талантливые сверстники,
переживал духовный кризис. Уже в 1834г. жизнь его разбивается. Рушится
вера. Невообразимо трудно "найти идею, ради которой я буду жить и умру", —
так пишет он 1 августа 1835 года. "Тщетно ищу я, — писал он в начатом в
1834г. "Дневнике", что-либо, что могло бы оживить меня. Даже звучный язык
средневековья не в состоянии заполнить образовавшуюся во мне пустоту". Его
больше привлекала эстетика, и занятия на теологическом факультете тянулись
целое десятилетие.[6]
Следующей весной развлечения Кьеркегора принимают характер дебошей,
что, по его же собственным словам, ему придется искупать всю оставшуюся
жизнь. 1сентября 1837г. Кьеркегор выехал из родительского дома, а в конце
того же года отец уплатил его долги, достигшие почти тысячи трехсот
ригсдалеров, пообещав выдавать ему пятьсот ригсдалеров ежегодно. В 1838г.
Кьеркегор возрождается духовно. "19 мая, в 10Ѕ утра" он пережил прилив
"неописуемой радости", святое обращение. 9 августа умирает его отец — это
было "страшным потрясением", вместе с тем Кьеркегору ясно: тот "умер ради