или" он завершает проповедью некоего сельского священника, который поучает,
что перед Богом мы всегда неправы.
Осознает он свои пределы и в "Стадиях жизненного пути". Он способен
вообразить себе человека, которому жизненные обстоятельства мешают вступить
в брак; он допускает, что в исключительных случаях человек может разорвать
священные узы, причем ему, видимо, так и не дано узнать, был ли этот
разрыв повелением Бога, виновен он или не виновен: "все это превыше моего
разумения". Своими рассуждениями асессор, сам того не ведая, подготавливает
последнюю часть "Стадий жизненного пути", которая называется "Виновен?" —
"Не виновен?" Повесть страдания". Ее автор именует себя в послесловии
братом Тацитурнием — молчаливым монахом — и поясняет, что повесть эта есть
"психологический эксперимент": "Я соединил две несходные индивидуальности:
мужскую и женскую". По замыслу автора, мужчина целиком поглощен своей
духовной, иными словами, вечной природой и предназначением, женщина же
"довольно заурядна", то есть естественна, мила, поверхностно религиозна,
чуточку наивна. Он получает имя Quidam (некий мужчина), она — Quжdam (некая
женщина). У этих двоих лишь одна точка соприкосновения: они любят друг
друга. О том, что из этого вышло, повествует своеобразно скомпанованный
дневник Quidam'а. Дневниковые записи охватывают полугодовой период. Год
тому назад, пишет Quidam утром 3 января, он решил посвататься к Quжdam и
получил ее согласие. В последующих утренних заметках он вспоминает, как
протекала их помолвка, как он безуспешно старался привить ей ревность к
вере, — разделяющая их пропасть становится все шире, они не находят общего
языка. Он было расторгает помолвку, но, вняв мольбам невесты, идет на
попятный. Скрывая свои чувства под маской негодяя и подлеца, он тщетно
пытается заставить ее порвать с ним. Наконец, 7 июля он холодно и
решительно заявляет, что между ними все кончено. Эти заметки — "Труд
воспоминаний в утренние часы". Одновременно у Quidam'а рождается безумная
надежда на то, что, вопреки всему, они могут соединиться, о чем
рассказывает "Попытка спасения в полночный час". В полночь 7 июля он
приходит к заключению: наступает спячка, "я устраняюсь. 3 января снова
начнутся волнения". Суждено ли ему обрести свободу? Получить ответ на
мучающий его вопрос? Quidam религиозен; ему недостает одного — признания
своих грехов, что приведет его к покаянию и сделает в подлинном смысле
христианином. Глубочайшую проблему Quidam'а можно сформулировать так: не
Бог ли, не рука ли промысла ввергла его в эту мучительную ситуацию, чтобы
он познал покаяние и стал, в христианском понимании этого слова,
свободным.[23]
Таким образом, человек и его экзистенция становятся для Кьеркегора, а
затем и для очень широкого философского течения, предметом совершенно
особого вненаучного, иррационального типа познания, насколько оно вообще
считается возможным. Человек выходит за пределы науки как нечто абсолютно
недоступное ей.
Заключение
Итак, творчество Кьеркегора — это диалог автора с самим собой, а потому
всякая попытка однозначной расшифровки, превращения в монолог мешает
проникнуть в его истинное содержание и адекватно сформулировать
поставленные в нем проблемы. Вместе с тем такая попытка чрезвычайно
соблазнительна, ибо дает интерпретатору возможзность использовать для
обоснования своих идей богатую и тонкую аргументацию Кьеркегора, заставить
работать созданный датским мыслителем мир образов, включить в определенную
систему описанные им экзистенциалы (если пользоваться термином, возникшим
уже в XX веке). Вот почему в современной буржуазной философии существует
так много интерпретаций Кьеркегорова учения: экзистенциалистская,
протестантско-теологическая, фрейщдистская и даже католическая (несмотря на
то, что Кьеркегор, как протестант, дает для нее слишком мало оснований).
Итак, в ходе написания этой курсовой работы были выполнены следующие
задачи:
1. Мы ознакомились с биографией философа; было показано становление этой
личности как философа, начиная с самых ранних лет и заканчивая зрелым
периодом его творчества;
2. были также определены важнейшие события и обстоятельства, такие как
смерть отца, разрыв помолвки с Региной Ольсен, вызвавший общественное
неодобрение и сыгравший одновременно роль катализатора в творческой
жизни Кьеркегора, взаимоотношения с епископами Мюнстером и Мартенсеном
— события, несущие след этого печального опыта во всех его работах;
3. были рассмотрены и проанализированы наиболее важные и значительные
для понимания работы философа: "Повторение" (1843), "Понятие страха"
(1844), "Философские крохи" (1846);
4. во второй главе была разобрана проблема экзистенции человека,
рассмотрены три стадии человеческого бытия: эстетическая, этическая и
религиозная. Первые две стадии были исследованы в контексте работы
1843 г. "Или-или", третья стадия — в работе "Страх и трепет" того же
года. Все три вновь разбираются в "Стадиях жизненного пути".
В работе "Или-или" Кьеркегор рассматривает Записки двух людей: А —
эстетика и В — этика. Причем к обоим началам бытия сам автор относится
отрицательно, предпочитая им религиозный уровень существования.
Нужно также сказать, что этим произведением Кьеркегор ломает
тысячелетнюю традицию западноевропейской философии: онтологические,
логические, гносеологические проблемы уступают место проблемам этическим,
моральным, а главной задачей философии становится обязанность сделать все
от нее зависящее,чтобы человек мог стать самим собой.
В произведении "Страх и трепет" рассмотрен источник веры, основание
высшей стадии развития человека, стадии экзистенции. Такое рассмотрение
веры, которую олицетворяет Авраам, позволяет здесь увидеть его неповторимую
еднственность, несущую чудо.
Выполнив задачи работы, были достигнуты и цели этой работы:
познакомиться с личностью этого мыслителя; рассмотреть наиболее значимые
для понимания его философии работы; показать особенность его взглядов на
проблему бытия человека.
Список литературы
1. Биллесков Янсен Ф.И. Сёрен Кьеркегор: жизнь и творчество Б.М.1994.
2. Быховский Б.Э. Кьеркегор. М.:"Мысль",1972.
3. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. М.: "Искусство", 1970.
4. Долгов К.М. От Киркегора до Камю.М.: "Искусство", 1990.
5. Иррационализм в середине XIX века
http://nrc.edu.ru/ph/r4/index.html
6. Кьеркегор Серен. Страх и трепет. М.: Терра — кн.клуб: "Республика",
1998.
7. Подорога В.А. Метафизика ландшафта. М.: "Мысль", 1987.
8. Соколов Б.Г. Движение "против": Серен Кьеркегор и Лев Шестов.
http://lmi.philosophy.pu.ru/PUTI/BSokolov.html
9. Суворова А.Н. Введение в современную философию
http://www.philosophy/ru/edu/ref/suvorova/00.html
10. Экзистенциализм — философия существования. С. Кьеркегор, Ж. П. Сартр,
К. Ясперс. http://sireo.narod.ru/Philo/Ques29/htm
-----------------------
[1] В нашей литературе последних лет имя датского философа Киркегора
транскрибировалось как "Кьеркегор", хотя некоторые ученые считают, что в
соответствии с нормами датского произношения было бы правильнее вернуться к
тому написанию этого имени, которое было принято одним из первых
переводчиков сочинений Кьеркегора на русский язык П. Ганзеном.
[2] Быховский Б.Э. Кьеркегор М.,"Мысль",1972 с.37-39
[3] Биллесков Янсен Ф.И. Сёрен Кьеркегор: жизнь и творчество Б.М.1994 с.4
[4] Быховский Б.Э. Кьеркегор М.,"Мысль",1972 с.38
[5] Биллесков Янсен Ф.И. Сёрен Кьеркегор: жизнь и творчество Б.М.1994 с.4-5
[6] Быховский Б.Э. Кьеркегор М.,"Мысль",1972 с.39
[7] Биллесков Янсен Ф.И. Сёрен Кьеркегор: жизнь и творчество Б.М.1994 с.5-6
[8] Быховский Б.Э. Кьеркегор М.,"Мысль",1972 с.43
[9] Биллесков Янсен Ф.И. Сёрен Кьеркегор: жизнь и творчество Б.М.1994 с.5-6
[10] Быховский Б.Э. Кьеркегор М.,"Мысль",1972 с.40
[11] Биллесков Янсен Ф.И. Сёрен Кьеркегор: жизнь и творчество Б.М.1994 с.6-
7, 12-15.
[12] Иррационализм в середине XIX век. http://nrc.edu.ru/ph/r4/index.html
[13]Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. М.: "Искусство", 1970. С. 32.
[14] С. Кьеркегор, Ж. П. Сартр, К. Ясперс. Экзистенциализм — философия
существования. http://sireo.narod.ru/Philo/Ques29/htm
[15] Долгов К.М. От Киркегора до Камю.М.: "Искусство", 1990. С. 14.
[16]Соколов Б.Г. Движение "против": Серен Кьеркегор и Лев Шестов.
http://lmi.philosophy.pu.ru/PUTI/BSokolov.html
[17] Биллесков Янсен Ф.И. Сёрен Кьеркегор: жизнь и творчество Б.М.1994. С.7-
8
[18] Подорога В.А. Метафизика ландшафта. М.: "Мысль", 1987. С. 67.
[19] Кьеркегор Серен. Страх и трепет. М.: Терра — кн.клуб: "Республика",
1998. С.64.
[20] Кьеркегор не противоречит себе, когда говорит о долге. Долг и
ответственность имеют основание в этическом начале; последнее "есть общее,
и, как общее, оно обязательно для всех и каждого. Этическое обязательно
имеет значение в каждую минуту, всегда... оно само является целью для
всего, находящегося вне его, и по включении этого в себя, этическому дальше
идти некуда. Любое единичное лицо имеет свою внешнюю цель в общем, и
этической задачей индивидуума является постоянно выражать себя в общем;
отрешаться от всей единичности, чтобы стать общим"
[21] Суворова А.Н. Введение в современную философию
http://www.philosophy/ru/edu/ref/suvorova/00.html
[22] "Истина в вине" (лат.)
[23] Биллесков Янсен Ф.И. Сёрен Кьеркегор: жизнь и творчество Б.М.1994. С.8-
10.