Кьеркегор: жизнь и творчество

"Отечестве" двадцать одну статью, а кроме того, издал небольшую брошюру,

прежде, чем он основал свой собственный журнал "Мгновение", который выходил

с 24 мая по 24 сентября 1855 г. (десятый номер был подготовлен к печати,

когда Кьеркегор смертельно заболел). В третий раз "вмешавшись" в свою

судьбу, Кьеркегор испытывает блаженство творчества, ибо он должен

разъяснять людям существующие понятия, "будоражить их, жалить иронией,

насмешкой, сарказмом". "Мгновение" — христианский аналог "Корсара", здесь в

ходу язвительные заголовки, парадоксальные афоризмы; поражая своих

противников стрелами сатиры и иронии, поэт расцветает. О цели, которую он

преследует, говорится в помещенной на страницах "Отечества" статье "Чего я

хочу?": "Очень просто: я хочу честности". А результат — в №5 "Мгновения":

"христианство, собственно, еще и не пришло в этот мир, оно так и не шагнуло

дальше своего образца, по крайней мере, дальше апостолов".

Смерть и признание

В промежутке между выпуском №7 и №8 "Мгновения" Кьеркегор опубликовал

речь под названием "Неизменность Бога", в основу которой положен стих из

послания Иакова (I,17). В ней, в частности, описывается, как странник

отыскивает в пустыне источник, неизменно дарующий прохладу, и говорит:

"Слава Богу". А ведь он "нашел всего лишь источник, что же должен сказать

тот, кто нашел Бога! Но и он также должен сказать: "Слава Богу, я нашел

Бога!"

Кьеркегор, как показывает новейшее исследование истории его болезни,

предпринятое медиком Ибом Сегором, страдал прогрессирующим параличом

спинного мозга. Нередко он терял сознание и падал, как дома, так и на

улице. 2 октября 1855 г. его поместили во Фредерикский госпиталь (ныне

Музей прикладного искусства). У его постели дежурил друг детства, пастор

Эмиль Боэсен. Однако Кьеркегор не допустил к себе священника и отказался

принять последнее причастие. Был он также и против того, чтобы на его

похоронах присутствовали духовные лица. Тем не менее в соборе Богоматери,

где состоялась панихида, проповедь произнес епископ П.К. Кьеркегор, брат

философа, а в числе прочих горсть земли на крышку гроба бросил настоятель

собора Э.К. Трюде — к негодованию молодого врача Хенрика Лунда,

посчитавшего нужным вступиться за своего покойного дядю.

По свидетельству многих современников, глаза Серена Кьеркегора излучали

необыкновенный свет. Одним из последних, кто застал Кьеркегора в живых, был

его четырнадцатилетний племянник, впоследствии знаменитый историк Трельс-

Лунд. Он рассказывает в своих мемуарах, что получил разрешение навестить

больного в госпитале. На прощанье Кьеркегор сжал в ладонях его руку "и

сказал: "Спасибо, что пришел ко мне, Трельс! И всего тебе доброго!" Но эти

простые слова сопровождались взглядом, какого я никогда ни у кого не видел.

Глаза его сияли неземным, горним, блаженным светом, который, казалось,

озарял всю палату. Все было в этом потоке света: пылкая любовь,

претворившаяся в блаженство печаль, пронзительная ясность и насмешливая

улыбка."

После смерти Кьеркегора идеи его вызвали сильный резонанс в Дании, а

также в Норвегии, где их подхватил Хенрик Ибсен; сам взыскуя честности,

горячего личного участия, призывая подкреплять слово делом, он представил

Кьеркегора Европе. Уже в 1861 г. Кьеркегор начал выходить в немецких

переводах, мало-помалу с ним начали знакомиться во Франции, США, и в

конечном итоге он завоевал мировую известность. Интерес к его творчеству

настолько велик, что может сложиться впечатление, будто философа куда лучше

знают за границей, чем на родине.[11]

Так, в кратких словах в главе мы провели знакомство с биографией

писателя, показали его сложный и, вместе с тем, необычный жизненный путь.

Подводя итог, надо сказать, что это была действительно гениальная личность,

идеи которой, во многом объясняющиеся складом его личности: болезненностью,

необщительностью, замкнутостью и т.п., хотя и не нашли отзывов

современников, но впоследствии завоевали мировую известность и оказали

влияние на европейскую и мировую философию и литературу. Ему многим обязаны

такие деятели культуры, как Г. Ибсен, М. Унамуно, А.П. Чехов, Н.А. Бердяев,

К. Барт.

Глава 2

В середине XIX века в философии складывались принципиально различные

течения. Позитивисты так или иначе обращались к научным, преимущественно

естественнонаучным данным, и использовали их в своей трактовке философии и

ее проблем. Не менее влиятельными были и течения, которые сознательно

противопоставляли себя естественнонаучному познанию с господствующим в нем

рационализмом - иррационалистические течения. Они, вообще говоря, не

отвергали науку, ее практическое значение для человеческой жизни, но

отказывались видеть в ней адекватный способ познания окружающего мира и

самого человека.[12]

Именно Серен Кьеркегор стал одним из основоположников иррационализма

XIX века и одним из первых философов, деятельность которого ознаменовала

поворот от классической философии к современной.

На первый план С. Кьеркегор выдвигает проблему человека. Никакие

научные рациональные методы, считал он, не годятся для познания человека.

Оно возможно только посредством саморефлексии и чувства.

Человек и его экзистенция становятся для Кьеркегора, а затем и для

очень широкого философского течения, предметом совершенно особого

вненаучного, иррационального типа познания, насколько оно вообще считается

возможным. Человек выходит за пределы науки как нечто абсолютно недоступное

ей.[13]

Итак, в центр своих философских размышлений Кьеркегор ставит проблему

бытия единичного - единого и единственного человека. Чтобы объяснить

особенность своей философии, Кьеркегор последовательно описывает и

анализирует три "сферы существования" человека - эстетическую, этическую,

религиозную.

То есть жизнь человека в целом, как считает Кьеркегор, покоится на тех

или иных правилах поведения, на тех или иных нормах и принципах отношения к

жизни, т.е. на этике. Но этика различна и Кьеркегор различает три

несводимых друг к другу типа жизни, выражающиеся в трех противоположных

стадиях (уровнях) жизни. По сути, Кьеркегор говорит о трех различных

этиках.

Исторически первая стадия, на которой протекает жизнь человека, это

эстетическая. Кьеркегор понимает эстетику как чувственность вообще,

руководствуясь, по-видимому, лишь этимологическим аспектом слова. "на этой

стадии человек обуреваем наслаждениями, одержим страстями. Это этика

большинства, строящаяся на принципе: "срывай день". Крайним выражением

эстетического бытия является эротика. Стремление постоянно искать

чувственного наслаждения разлагает изнутри эстетического человека. Он

становится пленником собственных устремлений. Неизбежно наступает

пресыщение и ощущение бессмысленности существования, сопровождающееся

отчаянием".[14]

Второй стадией жизни человека является этическая. Этическая стадия

противоположна эстетической. Основой этической этики является сознание

ответственности и долга каждого человека перед другим человеком, перед

человечеством. На этом уровне жизни культивируются постоянство и привычка,

а основным требованием становится требование стать самим собой.

В своей работе "Наслаждение и долг" (понятия, соответственно

коррелирующие с эстетическим и этическим началами жизни), Кьеркегор писал:

"Эстетическим началом может назваться то, благодаря чему человек является

непосредственно тем, что он есть; этическим же - то, благодаря чему он

становится тем, чем становится".[15]

Этическое, согласно Кьеркегору, — "нечто всеобщее, а всеобщее — это то,

что применимо к каждому, что может быть, с другой стороны, выражено так:

оно имеет значимость в каждое мгновение". Этика, как всеобщее, прекрасно

действует в сфере социальности, подчиняя всеобщему любое движение индивида,

она, в общем-то, всегда знает, что должен и когда должен делать

индивид.[16]

Такая дихотомия "эстетическое-этическое" получила полное освещение в

работе "Или-или".

"Или-или"

Книга "Или-или" была опубликована 20 февраля 1843г. под вымышленным

именем: ее издатель — некий Виктор Эремита (то есть Победоносный Отшельник

или же Одинокий Победитель), в руки которого случайно попали записки,

сделанные двумя разными лицами, почему произведение и разбито на две части

— "Записки А." И "Записки Б.". Название книги предлагает читателю две

жизненные позиции — уже здесь Кьеркегор выступает как философ выбора. Судя

по всему, А., который пишет на дорогой бумаге форматом в четверть листа,

натура утонченная, избранная, однако же, непоследовательная. Б.,

предпочитающий бумагу во вторую долю листа, состоит на службе в

министерстве: он асессор, то есть судья. Это человек, ведущий упорядоченный

образ жизни и имеющий обо всем твердые представления, в основе их —

безоговорочная вера в Бога, институт брака и общество, которому он служит.

Кьеркегор выводит здесь два человеческих типа — он называет их эстетиком и

этиком, — которые раскрываются в различных ситуациях, главным же образом в

своих рассуждениях.

"Записки А." хаотичны и обрывочны, ибо эстетическое, то есть

атеистическое и не отягощенное моралью мировоззрение не может быть

представлено сколько-нибудь последовательно. Его жизнь — череда не

связанных между собой мгновений, потому что душа его никак не найдет точку

опоры. "Душа моя подобна Мертвому морю, — пишет он, — через которое не

может перелететь ни одна птица: на полпути она падает вниз и гибнет".

Презирая занятых будничными делами филистеров, А. Ищет рассеяния в

произвольном "севообороте", и все равно существование его бесплодно и

уныло. Свои исключительные способности он употребляет на тонкий анализ

литературных персонажей; привлекают его и характеры обманутых женщин,

таких, как гетевская Гретхен или Эльвира из оперы Моцарта "Дон-Жуан". Но

впрямь ли они трагические жертвы мужского предательства? А. Понимает оперу

Моцарта интуитивно. Дон-Жуан воплощает для него примитивную силу,

заключенную в музыке, непреодолимый соблазн животной страсти. Первую часть

книги завершает "Дневник обольстителя", чей автор не тождественен А., — тот

уверяет, что переписал дневник с рукописи своего друга (Виктор Эремита в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты