информационного века” затрагиваются важные вопросы, касающиеся еще двух
сфер человеческой жизни - образования и гражданских прав и свобод личности.
Любопытно, что если дайзардовские прогнозы о миллионах Эдисонов и
Эйнштейнов отдают утопичностью, то его система реализации свободы слова
вполне реальна и практически работоспособна уже сейчас в виде
многочисленных компьютерных станций и сетей.
Дж.Мартин:
“Представьте себе город будущего... Высотные дома расположены не
слишком близко друг к другу, так что их жителям открываются далекие виды.
Под улицами проведены кабельные сети, обеспечивающие всевозможные виды
коммуникации.
У жителей этого города нет такой необходимости в транспортных
поездках... Банковские операции осуществляются из дома, равно как и
приобретение товаров... Всяческие поощряется работа дома, выполяемая через
терминалы и видеофоны... Преступность канула в прошлое, уличных ограблений
не происходит, потому что люди носят при себе мало наличности... Прежде
люди имели при себе карманный калькулятор, теперь - карманный компьютерный
терминал. Общественныые сети коммуникации повсеместны и дешевы, доступны из
каждой телефонной будки.
Промышленность управляется главным образом машинами. Основную часть
механической работы выполняют автоматические производственные линии и
роботы, а администартивной - системы обработки данных... Во избежание
безработицы продлены уик-энды, профсоюзы же требуют дальнейшего сокращения
рабочего времени. Бумажная работа расценивается как преступное
расточительство времени. Деловые люди носят с собой миниатюрные компьютеры,
через которые они из любой точки связываются со своим офисом.
Представьте себе небольшое
[совмещенное с системой телевидения] устойство с клавиатурой в каждом доме.
Через него по телекоммуникационным сетям передаются несложные сообщения
центральному компьютеру.... После трансляции политической речи или во время
передачи последних новостей зрителией просят сообщить о своей позиции по
тому или иному вопросу. Президент сам может запросить мнение зрителей по
тому или иному положению своей речи... Респондентное телевидение может
стать эффективнейшим каналом коммуникации, часть демократического процесса
- в большей степени, нежели нынешние опросы общественного мнения.
Расцвет демократии - правительства народа, силами народа и для народа
- имел место в Афинах и других греческих городах-государствах. Греческая
демократия была эффективна потому, что у мужчин было достаточно много
свободного времени, чтобы встречаться, дискутировать и получать новейшую
информацию: за них трудились женщины и рабы. Сегодня мы вступаем в век
автоматизации, женщины уравнены в правах с мужчинами, но рабы у нас могут
быть - это машины”[23].
Комментарий: У Дж. Мартина можно наблюдать такое же смешение
утопические и реалистических элементов, как и у У.Дайзарда. В самом деле,
начало процитированного отрывка напоминает первые строки фантастического
романа, а система респондентного телевидения технически реализуема
сегодняшними средства и иногда даже применяется (правда, не для
голосования, а в шоу-передачах, где подведение итогов производится опросом
зрителей по телефону или через звонки в студию).
5. Проблемы нового общества
Ж.Эллюль:
“Сегодня мы переживаем феномен, породивший много надежд. Это -
преображение техники. Мне хотелось бы уточнить, что вплоть до 70-х годов
нашего столетия техника была монолитной силой, ориентированной лишь в одном
направлении. Она была действительно системой и имело только одну мыслимую
цель - рост во всех направлениях, развертывание мощностей, производства и
т.д., хотя некоторые наблюдатели начинали уже ставить под сомнение этот
рост. Сегодня автоматизация и информатизация способны мало-помалу сменить
ориентацию техники. Сама по себе техническая мутация, информатизация
техники, не вызовет никакого изменения в положении пролетариата, неимущих
масс, никакого освобождения человека не принесет, если не будет решимости,
сознательного выбора, воли, способной использовать технику в этом
направлении. Назовем ее политической волей... Информатизация позволила бы
выбраться из технической системы... Но сегодня для этого необходима
подлинная революция по отношению к государству и автономизировавшейся
технике.
На мой взгляд, сейчас... мы вышли к развилке исторического пути, к
месту возможного пересечения между свободным социализмом и кибернетизацией
общества. Дело еще не проиграно. Главное, чтобы мир информатики, пусть даже
самым невинным и немакиавеллистским образом, не стал агентом технической
системы, увенчав свое движение к концентрации, к всепроникающему контролю.
Когда такое кибернетизированное государство “схватится”, как схватывается
ледяная шуга или бетон, то будет, строго говоря, уже слишком поздно”[24].
Комментарий: Данная цитата из работы французского социолога и
политолога Ж.Эллюля свидетельствует о тех трудностях, которые ждут
человечество на пути к информационному обществу. Собственно говоря, эта
проблема - “дамоклов меч”, которые будет вечно висеть над человечеством,
ибо даже в “информационном обществе” опасность появления информатизированно-
бюрократической машины остается.
Д.Белл:
“Сейчас становится все более очевидной угроза полицейского и
политическогонаблюдения за индивидами с использованием изощренной
информационной техники... Все это элементарно подтверждает один из
старейших... политических трюизмов: когда какое-либо агентство, облеченное
властью, устанавливает бюрократические нормы и стремится во что бы то ни
стало насаждать их, создается угроза злоупотреблений. Другой не менее
важный момент заключается в том, что контроль над информацией чаще всего
выливается в злоупотребления, начиная с сокрытия информации и кончая ее
незаконным обнародованием, и что, дабы предотвратить эти злоупотрблениия,
необходимы институциональные изменения, прежде всего в сфере
информации”[25].
Комментарий: Мнение Д.Белла перекликается с предупреждение Ж.Эллюля о
возможности срастания информатики и бюрократии в единую мощную систему.
Возможность поставить человека под контроль техники - это второй “дамоклов
меч”, который будет вечно висеть над головами жителей “информационного
общества”.
К.Ясперс:
“Все возрастающая доля труда ведет к механизации и автоматизации
деятельности работающего человека. Труд не облегчает бремя человека в его
упороном воздействии на природу, а превращает человека в часть машины.
Вследствие уподобления всей жизненной деятельности работе машины
общество становится похоже на одну большую машину, организующую всею жизнь
людей. Бюрократия Египта, Римской империи - лишь подступаы к современную
государству с его разветвелнным чиновничьим аппаратом. Все, что задумано
для осуществления какой-либо деятельности, должно быть построено по образцу
машины, т.е. должно обладать точность, предначертанностью действий, быть
связанным внешними правилами... Следствия этой машинизации проистекают из
абсолютног превосходства механической предначертаннсти, исчисляемости и
надежности. Все, связанное с душевными переживаниями и верой, допускается
лишь при условии, что оно полезно для цели, поставленной перед машиной.
Человек сам становится одним из видом вырья, подлежащего целенаправленной
обработке. Поэтому тот, кто раньше был субстанцией целого и его смыслом -
человек, - теперь становится средством... Люди в своей массе уподобляются
песчинкам и, будучи лишены корней, могут быть поэтому использованы
наилучшим образом. Ощущение жизни служит обычно рубежом между пребыванием
на работе и частной жизнью. Однако частная жизнь становится пустой,
механизируется, и досуг, удовлетворение превращаются в работу”[26].
“Поэтому человек живет либо в состоянии глубокой неудовлетворенности
собой, либо отказывается от самого себя, чтобы превраться в фукнционирующую
деталь машины, не размышляя, предаться своему витальному существованию,
теряя свою индивидуальность, перспективу прошлого и будущего, и
ограничиться узкой полоской настоящего, чтобы, изменяя самому себе, стать
легко заменяемым и пригодным для любой поставленной перед ним цели,
пребывать в плену раз и навсегда данных, непроверенных, неподвижных,
недиалектических, леко сменяющих друг друга иллюзорных достоверностей.
Тот же, кто таит в себе неудовлетворенность, проявляющуюся в вечном
беспокойстве, постоянно ощущает внутренний разлад. Он вынужден всегда
носить маску, менять эту маску в зависимости от ситуации и от людей, с
которыми он общается. Он перестает постигать самого себя, так как, нося
постоянно маску, он в конце концов сам уже не знает, кто он”[27].
Комментарий: Ясперс несколько драматизирует ситуацию “удрученности”
человека в новом обществе, но делает это невольно, беря за точку отсчета
сегодняшний или завтрашний день, а не общественные отношения
“информационного века”. И хотя он предупреждает о тех же опасностях, что
Эллюль и Белл, тем не менее он сгущает краски, забывая о двунаправленном
свойстве информации - она размножается вне зависимости от того, откуда
исходит.
Р.Коэн:
“Мы вправе допустить, что нынешние времена по крайней мере в двух
важнейших отношениях отличаются от прошлого. Во-первых, определенный
количественный рост достиг критической точки, за которой, как принято
говорить, количество переходит в качетво, рост вступает в некоторую новую
фазу... Вторая жизненно важная характеристика нашего времени... это
всемирный характер социальных и технических проблем, или, как сказал бы
молодой Маркс, обнаружение... (родовой сущности( этих проблем,.. среди
которых выделяются следующие:
политические и экономические препятствия к тому, чтобы техника
использовалась для ликвидации нищеты; это относится даже к самым
промышленно развитым странам, не говоря уже о странах (третьего мира(, где
бедность ставит людей на грань вырождения;
неспособность социальных наук - и эмпирических исследований в их
историческом аспекте, и исследований современных общественных изменений,
равно как и методологии общественных дисциплин, - решать свои главные
практические и теоретические задачи;
недостатки образования и воспитания во всем мире, препятствующие решению