Критика расизма. О двух сторонах всякого вопроса

сохранение старого. Символ, способный указывать на такое множество

противоположных вещей, великолепно отвечает потребностям тех, кто хотел бы

придавать ему любой угодный им смысл. Затушевывая различие между метафорой

и фактом, они могут выдать идею за описание реального мира. И они могут

найти себе легковерных слушателей.

Вот поэтому и не надо предавать ей любой смысл. Она имеет только один

смысл – жидкости благодаря которой мы живём.

В феодальном обществе, где перед аристократами стояла проблема

закрепления владений за семьей, было полезно считать, что собственность

способна переходить от отца к сыну по праву «крови».

Просто им нужно было передать свои владения не какому-то левому

человеку, а человеку, которому он всецело доверял, знал с самого рождения.

Апологеты системы умели задрапировать в пестрые одежды этого мифа тот

простой экономический факт, что каждая аристократическая семья являлась

центром крупного земельного владения. При капитализме, когда источники

богатства надо искать в управлении системами заводов и в доступе к крупным

рынкам, идея (или символ) крови неизбежно должна была расшириться до охвата

целых народов. Это распространение понятия было достигнуто в XIX в. за счет

соединения идей «крови» и «нации». Граф Гобино, менее скандально известный

как автор детективов, воздвиг свою теорию социального превосходства на

национальных разделениях. XX в. осталось раскрыть механизмы сочетания

«крови» с «расой».

Свою теорию он может и воздвиг, но это ещё не значит, что она верна, а

скорее она полностью лишена смысла, лучше бы свои детективы писал. В

сочинении «Опыт о неравенстве человеческих рас» Ж. А. Гобино объявил

«высшей» расой светловолосых и голубоглазых арийцев, которых он считал

создателями всех высоких цивилизаций. В дальнейшем расистские идеи тесно

переплелись с социальным дарвинизмом: естественный отбор и борьба за

существование в человеческом обществе.

Ещё Т. Р. Мальтус (1766-1834) в труде «Опыт о законе народонаселения»

(1798) стремился объяснить бедственное положение трудящихся «абсолютным

избытком людей», действием «естественного закона народонаселения».

Население имеет тенденцию размножаться в геометрической прогрессии, в то

время как средства к существованию могут увеличиваться лишь в

арифметической прогрессии. Соответствие между численностью населения и

количеством средств существования должно регулироваться эпидемиями,

войнами, голодом, непосильным трудом, истребляющим огромные массы людей.

Идея кровного родства по расе служила двум главным целям: она служила

для наций извинением на случай осуществления ими иностранных завоеваний и в

то же время позволяла разделять собственное население у себя в стране.

Скажем, поскольку люди немецкой национальности и их потомки рассеяны по

всему свету, для нацистов была очень полезной возможность заявлять, что

Германия находится там, где есть германская «кровь». При всяком расширении

территории рейха немцев, нововозвращенных в лоно отечества, можно было

называть «спасенными» от ига чуждого народа низшей расы. Вермахт,

несомненно, надеялся домаршировать до полного такого «спасения» всех лиц с

немецким происхождением. Миру пришлось самому спасаться от этих спасителей.

В то же самое время нацисты упрочили свое владычество на родине, создав

подозрительное разделение внутри собственного народа. Оседлав

распространенный и фанатично поддерживаемый предрассудок, они взвалили на

евреев вину за все ими же самими обостренные или спровоцированные бедствия.

Быстрыми, хотя и незаметными, скачками началось ожесточение целого народа,

и в конце концов люди, которые не были фактическими убийцами, дозрели до

готовности по крайней мере наряжаться в одежду жертв.

Фашисты – уроды. Им лишь бы оправдать чем-нибудь свои захватнические

войны. Убийцы всегда найдут оправдание своим поступкам.

Если исследование о социальных приложениях мифов «крови» недостаточно

для демонстрации их лживости, несколько научных фактов должны привести к

однозначному выводу. Прежде всего кровь делится на группы, однако эти

группы не имеют ни малейшего отношения к расовой классификации. Они

обнаруживаются у представителей любой мыслимой расы. Люди демократического

склада ума, должно быть, испытывают некоторое удовлетворение, узнав, что у

них одинаковые группы крови с австралийскими бушменами и американскими

аборигенами. И чем-то вроде печати на единстве человечества может служить

то наблюдение, что самая нужная при переливании часть крови — плазма, а она

совершенно одинакова у каждого.

Довольно таки спорно:

. наблюдается повышенная концентрация группы В системы АВО в

Китае, Индии, где были часты эпидемии оспы (люди с этой группой

реже заболевают оспой и лучше её переносят);

. при заселении Америки у индейцев почти полностью исчезла группа

В и сильно сократилась группа А;

. у австралийских аборигенов в результате дрейфа генов увеличилась

частота группы А.

Во-вторых, носитель наследственных черт — не кровь, а биологические

единицы, называемые «генами». Оказывается, что данные генетики, подобно

всем другим научным данным, свидетельствуют больше в пользу единства

человечества, чем его расовой иерархичности. Поскольку люди, скорее всего,

имеют общее происхождение и поскольку на протяжении истории между

человеческими сообществами практиковались смешанные браки, для различных

народов по всему миру обладание определенным геном может быть

зарегистрировано в сочетании с любой физической характеристикой. Поэтому,

вознамерившись отграничить определенную «расу» на почве конкретных свойств,

вы обнаружите, что все индивиды ввиду каких-то одних своих качеств подлежат

зачислению в нее, а ввиду каких-то других — отчислению.

Нельзя разграничивать расы. Ни к чему путному это не приведёт. Они

сосуществовали тысячелетиями и жили в мире не мешая друг другу. Потомство

от смешенных браков может быть довольно плодовитым, например: А. С. Пушкин.

В-третьих, расизм пытается выдать за наследственные совершенно

ненаследуемые черты поведения. Глухонемота и гемофилия определяются генами,

но никакие данные не указывают на то, что подобным образом детерминируется

политическое и социальное поведение. Если, например, постулировать

существование гена прибыльности в капиталистическом смысле, то придется

предположить, что феодалы и древние рабовладельцы мотивировались в своем

поведении еще какими-то другими генами, которые перестали быть

доминантными. Придется говорить, что гены капиталистического поведения

находились при феодализме в рецессивной фазе или что они возникли благодаря

мутации. Честное историческое описание социальных изменений уступит тогда

место туманной и мифической прикладной генетике.

А при чём тут гены? Просто они добивались своих целей другими

средствами. В своё время фашисты заменили положения евгеники расовой

гигиеной, узаконив геноцид.

В чрезвычайно широких рамках унаследованной анатомии и физиологии

человеческое поведение определяется влиянием окружения. Сильнейшее влияние

оказывает само общество. Капиталисты существуют не благодаря каким-то

особым талантам по части наследственности, а в силу конкретного

общественного способа производства и распределения товаров. Тот же

общественный способ определяет как появление, так и природу класса

промышленных рабочих. Не генетика виновата, что эти классы таковы, каковы

они есть, или что так называемые расовые группы оказываются привязаны к

тому или другому классу. Даже господствующий фольклор признает этот факт,

пропагандируя возможность восхождения от одного класса к другому.

Это и козе понятно. Но при чём тут философия? Этим социология

занимается.

Итак, только по социальным и никогда не по биологическим причинам

негров «последними нанимают, первыми выгоняют», предоставляя им доступ по

большей части к работе обслуживания. Только по социальным и никогда не по

биологическим причинам евреев видишь по большей части связанными с

несколькими конкретными профессиями и призваниями. И эти социальные причины

не делают большой чести правителям общества, потому что негры обязаны своей

участью чьему-то решению держать их в качестве громадного резервуара

максимально дешевой рабочей силы, а евреи — желанию «арийских» бизнесменов

устранить ловких конкурентов.

Евреев не видишь связанными с какой-то отдельной профессией, просто

связь их с определённой профессией укоренилась в сознании людей посредством

присущим их нации качествам. Но на самом деле такой связи не существует.

Наследственность играет большую, но отнюдь не исключительную роль в

определении умственных и творческих способностей человека. На психические

особенности и поведение весьма сильное влияние оказывает среда: воспитание,

образование, трудовые навыки, воздействие коллектива и т.п.

По-моему, попытка улучшить породу или «кровь» людей ни к чему хорошему

не приведёт. Да, будут интересные физиологические опыты, наблюдения,

которые продвинут науку вперёд; но сумела же мадам Ломоносова родить своего

гениального сына безо всяких научных ухищрений. Нет смысла увеличивать

скорость естественного отбора, всё должно идти естественным путём. Нужно

создавать определённые условия труда, при которых будет как можно меньше

лишних, брошенных людей. Первую роль, конечно, должно играть образование.

Но если нацисты подарили нам миф о «душе расы», предопределяющей ее

поведение, то, надо признать, они подарили нам также и наиболее полное

опровержение этой доктрины. В самом деле, когда они вплотную подошли к

проблеме консолидации своего режима и мобилизации германского народа на

завоевание других стран, они вовсе не доверились никакой возвышенной

тевтонской личности и никаким первобытным шорохам леса. Наоборот, они

захватили прессу, радио, школы, университеты, различные средства культуры и

навязали им свою волю. Иначе говоря, они использовали каждое мыслимое

средство воспитания в своем народе желаемых качеств.

Вот так сейчас и действуют американцы, оправдывая своё стремление к

наживе мифами о странах, в которых живут лишь одни террористы (все 20

миллионов жителей Ирака).

Что бы ни говорила фашистская теория, фашистская практика откровенно

признает, что социальное поведение обусловлено воспитанием. А если так, то

мы с полным основанием можем ожидать, что от воспитания оно и изменится.

Соответственно, если мы обнаружим у некоторых людей черты поведения,

которые сочтем нежелательными, наш долг будет заключаться не в сегрегации

или аннигиляции этих людей, а в устранении причин, идущих от окружения.

И даже так мы останемся не правыми, так как эти черты нежелательны для

нас, а для них они вполне естественны. Так например для меня нежелательная

сторона у БОМЖей – их неопрятность, а они считают для себя это нормой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты