оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или,
напротив, чувство ненависти или презрения. Эти всевозможные удовольствия и
неудовольствия как раз и составляют то, что именуется вкусом, как-то:
хорошее, приятное, прекрасное, нежное, изящное, благородное,
величественное, возвышенное, сокровенное, священное и т.п. Мы, например,
испытываем удовольствие при "виде полезного для нас предмета, мы называем
его хорошим; когда же нам доставляет удовольствие созерцание предмета,
лишенного непосредственной полезности, мы называем его прекрасным". (2*)
Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью
благодаря не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к
ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности
наших вкусов. Ведь не даром же говорят: "Он мне мил не потому, что хорош, а
хорош, потому, что мил". Таким образом, можно сказать, что ценность -это
субъективно-объективная реальность. Вот почему утверждая, что вкусах не
спорят, реально о них всю свою жизнь люди спорят, отстаивая право на
приоритет и объективность именно своего вкуса. "Приятным каждый называет
то, что доставляет ему наслаждение, прекрасным - то, что ему только
нравится, хорошим - то, что он ценит, одобряет, то есть то, в чем он
усматривает объективную ценность" (3*).Нечего и говорить о том, насколько
значимы оценочные суждения для разумной ориентации человека в жизни.
Каждая вещь, вовлеченная в оборот общественной и личной жизни или
созданная человеком, имеет кроме своего физического еще и общественное
бытие: она выполняет исторически закрепленную за ней функцию и поэтому
имеет общественную ценность, например стол - это не просто доска,
опирающаяся на четыре ножки, а вещь, сидя за которой, люди питаются или
работают. Ценности бывают не только материальные, но и духовные:
произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности и
т.д. Понятие ценности выражает общественную сущность бытия материальной и
духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как
ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в условия
общественной жизни личности, выполняет определенную функцию в его
взаимоотношении с природой и социальной действительностью. Люди постоянно
оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих потребностей,
интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер. И эта
оценка может быть объективной, правильной, прогрессивной или ложной,
субъективной, реакционной. В нашем мировоззрении научное познание мира и
ценностное отношение к нему находятся в неразрывном единстве. Таким
образом, понятие ценности тесно связано с понятием культуры.
Культура, трансформируясь, передается, словно по эстафете, от
одного поколения другому. История культуры представлялась бы колоссальной
нелепостью, если бы каждое следующее поколение начисто отметало достижения
предыдущего. В культурном наследии необходимо вдумчиво отделять то, что
принадлежит будущему, от того, что отошло в прошлое.
ВИДЫ, ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.
Многообразие предметного вида культуры определяется многообразием
самой человеческой деятельности. Очень сложно классифицировать различные
виды деятельности, как и представленный (предметный) вид культуры. Но
примем условно, что это может быть приложимо к природе, обществу и
отдельному человеку.
Виды культуры по отношению к природе,
В применении к природе выделяют культуру земледелия, садово-парковую
культуру, специальное выращивание отдельных растений, а также само растение
(зерновые культуры, особые сорта фруктов и овощей и т.д.), рекультивацию
ландшафта, т.е. полное или частичное восстановление определенной природной
Среды, нарушенной предшествующей хозяйственной деятельностью.
Сюда же можно отнести и общую культуру материального производства.
Ведь она существует не только как его продуктивная способность, но и как
воздействие на природную среду. В основном подобное воздействие губительно
для природы, и этот факт в последние десятилетия был осознан как
экологическая проблема, которая угрожает существованию самой цивилизации.
Виды культурной деятельности в обществе.
Материальное производство как посредник между обществом и природой
включает в себя и специфически общественные виды культурной деятельности. К
ней относится прежде всего труд. Еще К.Маркс различал живой и
овеществленный труд. Культура живого труда - это культура непосредственно
производительной деятельности и культура управления производством,
строительством, транспортом и т.д. Здесь возможно и более дробное деление:
культура руководителя, культура или мастерство строителя, культура вождения
автомобиля и т.д. Очевидно, в конечном итоге мы придем к совокупности
знаний, умений, навыков отдельного человека, которой и определяется его
культура и отношение к труду.
Понятие "культура" употребляют при характеристике исторических эпох
(средневековая культура) или памятников (археологическая культура), при
характеристике обществ и регионов (европейская культура), при
характеристике народностей (славянская культура).
Это понятие применяют и по отношению к отдельным сферам деятельности и
жизни (художественная культура, культура быта, досуга, физическая
культура), а также по отношению к видам искусства (музыкальная культура,
театральная культура, культура зодчества). Уровень или степень развития
общества, представленные в каких-либо достижениях, также характеризуют
понятием "культура".
Понятие ''культуры" по отношению к отдельному человеку.
Культура отдельного человека не существует в отрыве от перечисленных
видообразований культуры. И все же: ни отношение к природе , ни отношение к
труду или к каким-то общественным обязанностям - ничто так не характеризует
культуру, как отношение человека к человеку и самому себе. Но именно этому
отношению мы привыкли придавать очень мало значения. Между тем, если
согласиться, что источник культуры - в самом человеке, то пренебрежение
человеком и человеческими отношения-г ми в обществе в конечном итоге
скажется и на состояние его культуры.
Понятие "культура" применяют буквально к каждой человеческой
способности - телесной или духовной (психической). Существуют,
к примеру, давние традиции отношения к телу человека, как к храму. Еще
древние понимали, что оно является самым совершенным произведением природы.
Поклонением гармонии человеческого тела пронизано искусство античности и
Возрождения. Считалось, что если дух - это истинное сокровище, то оно
должно иметь достойную оправу в виде развитого и одухотворенного тела.
Культуру телесности видели в том, насколько она способствует духовному
выражению.
Существовала и другая традиция отношения к телу, родившаяся в
средневековье. Тело, которое рассматривалось как временное пристанище,
сравнивалось с темницей духа. В данной традиции абсолютное предпочтение
отдавалось духу, а прихоти тела - причем далеко не все - следовало
удовлетворять лишь в самой незначительной степени. Ровно настолько,
насколько это необходимо для поддержания духовной жизни.
Сегодняшние взгляды на человеческое тело существенно изменились. Это
выражается прежде всего в том, что в представлении о самом себе человек не
связывает тело с психикой. Тело рассматривается в основном как организм,
ведущий вполне самостоятельное существование. В соответствии с этим
изменились и представления о культуре тела. Чаще всего она ограничена
областью физических упражнений и достижений в спорте. Выработана и система
целенаправленных упражнений для развития мускулатуры или своеобразного
"строительства тела" (культуризм). Это отвечает взглядам людей эпохи
индустриализации, где предпочтение отдается силе и технике.
Общая культура человека все же предполагает единство и гармонию его
тела и души (психики). Гора мышц не уравновесит песчинку интеллекта.
Поэтому древние мудрецы большое значение придавали культуре психики
человека. Вспомним Цицерона: культура духа есть философия. И деятели
Просвещения основное внимание уделяли образованности, просвещенности
человека, т.е. культуре разума.
Предметный и личностный виды культуры.
Среди недостатков в понимании культуры отметим сведение ее к
внешнему, предметному виду. Но видимый нами мир культуры - это одна из ее
частей. Как по одежде лишь встречают человека, но провожают его уже по уму,
так и предметный мир или вид культуры - это только встреча с ней. Видеть
предметы - данной способностью обладают все более или менее развитые живые
существа. Человека отличает умное видение, или умовидение. Ученый в формуле
видит закон природы. Верующий человек во всем видит Бога. Смешной и наивной
кажется нам сегодня вера средневекового человека в леших, ведьм, русалок,
но он-то видел их, и потому для него они были реальны. А средневековому
человеку, возможно, показалась смешной наша способность при чтении видеть
героев, которые никогда и не существовали на свете. Видеть можно одно, а
понимать при этом совсем другое. Мы видим, например, что именно Солнце
вращается вокруг Земли, но понимаем, что в действительности Земля вращается
вокруг него.
Из этого не следует, конечно, что предметный вид культуры не имеет
никакого значения. Английский писатель О.Уайльд считал, что лишь
поверхностный человек не судит по внешности. Для умного человека внешность
чего бы то ни было говорит о многом. Но то, о чем она говорит, скрывается
все же за внешностью. Русский философ В.С. Соловьев писал когда-то:
Милый друг, иль ты не знаешь,
Что все видимое нами
Только отблеск, только тени
От незримого очами... (4*)
Предметный вид культуры - ее видимость. Разумеется, культура не может
существовать без этой видимости, но она и не сводима к ней, как не сводима
психика человека к его телу. Культура имеет еще и личностный вид, который
запечатлен в вещах. По вещи можно судить об уровне интеллектуального,
эстетического, нравственного развития ее создателя, об отношениях между
людьми, о характере эпохи. Но чтобы увидеть личностное выражение культуры,