Курсовая работа по философии за 1-й курс.
Министерство образования Российской Федерации Волгоградский государственный
технический университет
Кафедра философии
Курсовая работа по философии за первый курс.
Выполнил: ст. гр. М-135 Климов. И.
Проверил: Щербаков. Ю. А.
Волгоград-2002
Содержание:
1) ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ, НАУКА, КУЛЬТУРА.
Мировоззрение, его структура и
основные типы. Предмет, структура и функции философии. Философия, наука,
культура. Основные направления философии.
2) ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ. Представления о бытии в истории философской
мысли: Древней Греции, средних веков, Нового времени, современной
западной философии. Бытие как философская категория.
3) ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА: КОНЕЧНОЕ И БЕСКОНЕЧНОЕ. Исходное понятие
бытия. «Конечное» и «бесконечное» как философские категории. Формы
проявления единства конечного и бесконечного.
4) ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ. ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕЛЕННОЙ. «Материя» как
философская категория. Материя и её атрибуты. Движение и покой. Способ
существования материи. Современная наука о строении и свойствах материи.
Материальное единство мира. Человек во Вселенной. Антропный
космологический принцип.
5) УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВЯЗИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ БЫТИЯ. Понятия связи, отношения,
закона. Законы объективного мира и законы науки. Универсальные
закономерности бытия.
6) ДИАЛЕКЕТИКА И ЕЁ АЛТЕРНАТИВЫ. Диалектика. Противоположности.
Противоречие. Виды противоречий. Альтернативы диалектики.
7) ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ. Общая характеристика принципа детерминизма.
Причина и следствие. Принцип причинности. Необходимость, случайность,
свобода.
8) ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА. Понятие общества. Общество и природа. Основные
сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая. Духовная
жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы.
9) ОБЩЕСТВО КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. Философские концепции исторического
процесса. Периодизация исторического процесса. Единство и многообразие
мировой истории.
10) ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. СУБЕКТЫ ИСТОРИИ.
Диалектическое единство объективного и субъективного в
истории. Необходимость и случайность в истории. Человек, свобода и
необходимость, ответственность. Субъекты истории. Самосознание народа в
историческом процессе.
11) ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. Философские проблемы
антропогенеза. Человек как единство природного и социального. Индивид,
индивидуальность, личность. Структура и типология личности. Личность и
ценности. Цель и смысл жизни.
12) СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ. Отражение как всеобщее свойство
материи. Сознание как высшая форма отражения действительности. Общественно
– историческая сущность сознания. Сознание, самосознание, личность.
Сознание и бессознательное.
13) ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦИ. Философия о познаваемости мира и
его законов. Общественная практика – основа и цель познания. Единство
чувственной и рациональной сторон в познании. Сенсуализм и рационализм.
Истина и заблуждение. Практика как критерий истины.
14) НАУКА КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. Наука как специфическая
форма развития познания. Методы и формы научного познания. Границы
научного познания.
1. Предмет философии. Философия, наука, культура.
Мировоззрение – система взглядов и представлений человека о мире, о месте
человека в нём, об отношении человека к миру и к самому себе.
Структура мировоззрения:
1) Мироощущение – эмоциональная сторона мировоззрения. Мировоззрение на
уровне ощущений и настроений.
2) Мировосприятие – наглядно-образное представление о мире.
3) Миропонимание – интеллектуальная или теоретическая сторона
мировоззрения.
Особая роль мировоззрения заключается в том, что обуславливая понимание
личностью идеалов цели и смысла жизни оно ориентирует её на деятельность
которая, в конечном счете, находит своё выражение в стремлении личности к
счастью.
Различают основные типы мировоззрения: религиозное - восприятие, оценка
явлений природы, общества, науки с точки зрения религиозных догм, норм,
морали; научное (рационалистическое) – восприятие явлений и событий жизни с
точки зрения законов науки, рационализма, атеизма. Эти два типа
мировоззрения являются противоположностями (на них стоит мир), помимо них
есть другие типы, которые являются как бы смесью этих двух.
Предмет философии изучает отношение между «я» и «не «я». В начале своего
развития (зарождения сознания) человек осознал, что одновременно с ним, с
индивидуумом «я», существует и «не «я», все, что не принадлежит человеку и
в некотором смысле противостоит ему. Изначально нашей собственностью, миром
«я» является лишь наше тело, постепенно, с развитием человека, в сферу «я»
входит всё больше материальных, духовных благ, мы начинаем себя
ассоциировать с ними, в соответствии с этим мы должны защитить сферу своего
«я» и ассоциированные с ней блага от того, что мы считаем миром «не «я», к
этому стремиться мировоззрение человека. Для того чтобы «я» достиг успеха,
в своём мировоззрении он должен сформировать ответы на вопросы: «каков
мир?» и «каков я в нём?». Мир «не «я» производен от мира «я» и творится им,
ведь для того чтобы выжить «я» должен приспосабливать мир «не «я» под себя
как бы ассоциировать всё больше и больше «не «я» с собой (с миром «я»).
Отношение человека «я» к миру «не «я» может быть теоретическим или теорико-
познавательным и практически- преобразовательным. На базе первого
соотношения складывается гносеология (учение о познании) или эпистемология;
на базе второго праксеология (учение о практической деятельности) на основе
того и другого логика.
Помимо этого различают философию природы и философию общества, науки и
техники, права, этики, эстетики, философию религии и т.д.
Функции философии: 1) Мировоззренческая - теоретически обоснует
мировоззрение;
2)Наука – не является мировоззрением, хотя и выполняет эту функцию;
3)эвристическая (поисковая) 4)прогностическая – позволяет формулировать
гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира;
5) аксеологическая – связывает философское мировоззрение с потребностями
человека, связанными с ними ценностями.
Основные направления философии.
Вопрос об отношении мышления к бытию (сознания к материи, духа к природе,
психического к физическому) является основным вопросом философии. Потому
как философия отвечает на вопрос – « что является из этих категорий
первичным, материальное или идеальное» - философов относят к материалистам
(считающим первичной материю) или к идеалистам (считающим первичным дух,
сознание, существующие над и до материи, творящие её). В свою очередь
идеализм подразделяют на объективный и субъективный. Объективный идеализм
признаёт основой всего существующего объективное независящее от человека
духовное начало. Субъективный идеализм исходит из того, что сознание
человека первично, единственно реально, а всё остальное лишь результат
духовного творчества субъекта. Последователи деизма признают существование
бога, но ограничивают его функции лишь творением материи. Так же в древней
философии выделялись плюралистические концепции, выдававшие за основу всего
сущего такие начала как земля, вода, воздух и т.д.
2. Проблема бытия в философии.
Как и всякая наука, философия изучает только то, что есть. Вопрос сводится
к тому, что с точки зрения философии - есть. Иными словами философия
изучает бытиё. Бытиё есть существование, наличие. Основными личностями,
оказавшими сколь либо значительное влияние на древнюю философию, являлись:
Парменид, Гераклит, Левкипп и Демокрит, Горий, Платон.
Основной тезис Парменида – бытие есть, небытия нет. Бытие одно, оно
единственно, не изменяется, не исчезает и не возникает, неделимо,
бесконечно, в нём всё подчинено железной необходимости. Оно не движется,
существует вне пространства и времени. Он различал также бытие чувственных
вещей, как кажущееся бытие, ибо вещи возникают и исчезают, а возникновение
и исчезновение не есть характеристики истинного бытия.
Гераклит исходил из того, что всё изменчиво: «в одну и ту же реку мы входим
и не входим, потому что на входящих в неё прибывают всё новые и новые
воды», уподобляя весь мир реке. Гераклит является по сути дела одним из
основоположников диалектического учения, о котором речь пойдёт позже.
Процесс, составляющий внутреннее содержание любой вещи, любого явления,
выступает, как пребывающий во времени-сохраняющийся процесс именно в силу
этого мы входим и не входим в одну и ту же реку, в силу этого же мы не
только не выходим, но и входим в нее.
Платон говорил: «Надо различать, что всегда существует и никогда не
становится и что существует, но никогда не становится». Это различие между
становлением и бытием, между явлением и сущностью Платон распространил на
все предметы исследования. Признаки Платоновского понятия прекрасного
являлись: объективность, безотносительность, независимость от всех
чувственных определений, от всех ограничений и условий пространства,
времени и т.д. Прекрасное есть вид, идея, т.е. истина сущее
сверхчувственное бытие, постигаемое одним только разумом.
Левкипп и Демокрит – создатели атомистского учения. Их основной тезис:
небытие существует, так же как и бытие. Небытие есть пустое пространство, в
отличие от бытия не имеет плотности, единственна, беспредельна и
бесформенна. Каждый отдельный член бытия неделим, абсолютно плотен, очень
мал, не содержит в себе пустоты – атом. Бытие - совокупность бесконечно
большого числа атомов.
Горий утверждал что небытия и бытия нет. Он сделал такие выводы на основе
рассуждений по трём тезисам. Если что ни будь существует то возможны три
случая: 1) Оно есть бытие 2) Оно есть небытие 3) Оно есть и то и другое.
Если первое – то оказывается невозможным существование небытия, если второе
– то оказывается что нечто, должно быть, и не быть одновременно, что
бессмысленно, если третье – то бытие и небытие есть одно и то же, чего не
может быть.
СРЕДНВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ отличается своей религиозностью. Яркий представитель
средневековой философии – Фома Аквинский считал, что бытие как таковое есть
один только бог, всё остальное, материальное и не материальное, имеет
ограниченное, не подлинное бытиё. Он установил иерархию причастия каждой
вещи к бытию – чем выше в шкале ценностей вещь, тем больше она принадлежит
самой себе, с другой стороны все вещи причастны только одному богу, не имея
между собой взаимной причастности.
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ отступила от религиозных позиций, отказалась от