идеи абсолютного бытия, человек стал автономным, независимым. Мир не есть
некая сумма многообразных пребывающих в нём форм существования. Он
представляет собой самовосприятие сознания, содержание которого открывается
с помощью рефлексии. Возникает как бы новый тип метафизики, где бытие есть
сознание. Если попробовать кратко рассказать основную мысль Юма то
получится следующее: «всё наше бытие содержится у нас в голове, в нашем
воображении, мы не можем себе представить какое-нибудь иное существование
помимо тех, восприятий, которые появились в рамках нашего узкого кругозора.
Кант говорил: «кроме нашего знания мы ничего того не имеем, с чем можно
сравнить наше знание». СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ философия определила свои
задачи как логический анализ суждений учёных о научных фактах
(неопозитивизм). Витгинштейн разработал доктрину (логический атомизм)
согласно которой универсальным мировым языком признавался язык математики.
То бишь математические формулы отражают истинное устройство мира.
Экзистенциалисты говорили: понятие бытия может быть отнесено только к
существованию индивида или экзистенции, существует более глубокий смысл
человеческого существования, определяющий его непосредственную связь с
бытием. Хайдер говорил: «бытие является неопределяемым понятием, и никакой
логический анализ его невозможен».
3. Философская картина мира: конечное и бесконечное.
Исходным положением в философской картине мира является тезис о том, что
бытие есть, небытия нет. Для того чтобы познавать бесконечный мир человек
должен выделять из этой бесконечности отдельные предметы, как бы
оконечивать бесконечность. Отсюда конечность является необходимой
характеристикой любого объекта, обязательным атрибутом познания.
Определенность – самый первый внешний признак конечного, ограниченность.
Определённость это такие признаки предмета, которые позволяют отличить его
от других предметов. Ограниченность – наличие границ в пространстве,
времени, качественных, количественных и др. отношениях. Граница имеет
противоречивый характер: вне бытие конечного как бы соприкасается с его
небытием. Граница отделяет один предмет от другого, поэтому он существует
сам по себе, обособленно, но граница также связывает предмет с другими
предметами, делает существование других предметов необходимым условием
существования данного. Эти признаки конечного отражаются в таких
категориях как «бытие - в - себе» и «бытие - для - другого». Различие между
этими категориями относительно, они постоянно переходят друг в друга.
Границы конечного постоянно как бы размываются, преодолеваются,
следовательно, конечное это процесс. Единство этих двух противоположностей
(бытие в себе и бытие для другого) есть движение. Движущееся, изменяющееся
конечное, которое вследствие самоотрицания не имеет конца своему движению,
своему изменению – есть бесконечность. Конечное как процесс представляет
собой единство устойчивости и изменчивости. В силу ограниченной
устойчивости конечный объект сохраняет своё бытиё в системе отношений с
другими предметами, другими словами он сохраняет свою качественную
определённость, выражающую границы устойчивости предмета. Границы
изменения качественных признаков предмета составляют его количественную
определённость. Единство качественных и количественных признаков выражается
категорией меры. Всякая частичка есть лишь частичка бесконечного мира. В
конкретных случаях «бытие в себе» и «бытие для другого» обнаруживает себя
частично, полностью они развиваются лишь во всеобщем движении материальной
действительности. Если бесконечен мир в целом, то бесконечна и каждая вещь
в отдельности. Бесконечность – есть универсальный атрибут материи. Выделяют
актуальную и потенциальную бесконечности. Актуальная бесконечность это
бесконечность, представляющая собой завершённое целое. Представляя себе
вселенную как актуальную бесконечность мы подразумеваем, что все законы в
ней повсюду действуют одинаково. Потенциальная бесконечность есть
неограниченная изменчивость или безграничное движение.
Бесконечность состоит из конечных элементов, а так же проявляется в каждом
из них. Иными словами всякое бесконечное содержит в себе конечное и
состоит из этого конечного. С другой стороны в любом конечном объекте
содержится так же бесконечно большое число уровней материи (молекулы,
атомы, электроны, ядра, кварки, лептоны и т.д.).
4. Философское учение о материи. Человек во вселенной.
Термин «материя» в философии появился в связи с попыткой выяснить
сущность и основу всех вещей. Характеристиками материи принято считать
фундаментальные законы науки: материя не сотворима и неуничтожима, а только
переходит из одного состояния в другое. Она причина самой себя и основание
всех изменений. Под материей принято понимать две вещи: а) субстанция,
первооснова, существующая наряду с атрибутами и свойствами б) мир в целом,
как совокупность отдельных предметов. Материя философская категория и
представляет собой единство, содержание и объём. Содержание – сумма
существенных признаков понятия. Объём – то, что мыслится посредством
понятия, определённая предметная область, к которой приложимо данное
понятие. Материя есть объективная реальность. Атрибуты материи отличают ее
от сознания, и являются способом её существования. Атрибуты материи бывают
двух типов: характеризующие отдельно взятый предмет и характеризующие
бесконечное их множество. К первым относятся: движение пространство, время,
количество, сущность и т.д. Ко вторым относятся – бесконечность, вечность,
несотворимость, неуничтожимость и др.
Гегель писал: - «Пребывание есть покой в том смысле, что оно как понятие
противоположно своей реализации, своему движению». Движение и покой в
равной степени абсолютны, и относительны в философском смысле: абсолютны в
смысле универсальности, непреложности для всех конкретных состояний
материи, относительны в смысле пространственной и временной ограниченности,
преходящего характера.
Способ существования материи состоит в том, что во всех своих бесконечных
превращениях материя вечно остаётся одной и той же и ни один из её
атрибутов не может быть уничтожен никогда. Материя имеет сложную
организацию: казалось бы, в связи с её бесконечностью, постоянным
хаотическим изменением структура материи должна быть хаотичной,
беспорядочной, не подчиняющейся строго определённым законам, но на самом
деле всё не так. Мы наблюдаем закономерности в строении материи. Всё
подчинено тому принципу, что бесконечная материя разбивается на множество
отдельных конечных элементов, которые в свою очередь содержат в себе также
бесконечности и процессы, происходящие во всей бесконечной материи подобны
процессам, происходящим в частях. Часть – подобна целому.
Выход человека в космос, развитие науки заставляют задуматься над вопросом
о соотношениях человека, как маленькой разумной пылинки, и вселенной.
Антропный космологический принцип: биологический отбор фундаментальных
констант определяет специфику и структуру вселенной, само возникновение
вселенной в значительной мере детерминировано существованием человека. Из
этого принципа следует, что человек не просто наблюдатель вселенной, а
придаёт ей как бы существование, он помогает ей осмыслить себя,
констатирует факт её существования. Человек является не только мерой всех
вещей, но и их творцом. Академик Н.Н. Моисеев сформулировал свой подход к
проблеме эволюции Вселенной: на первый взгляд кажется, что Вселенная не
имеет какого то конкретного направления в своей эволюции, но все-таки можно
проследить что вселенная, каждая её галактика, каждая планетарная система
стремится породить всё более и более сложные материальные образования,
переходя наконец, к появлению жизни и усложнению форм этой жизни. В связи с
большим возрастом вселенной, вполне вероятно, что в некоторых системах
появились разумные формы жизни за долго до появления земной цивилизации.
5.Универсальные связи и закономерности бытия.
Подвергая мысленному рассмотрению природу или общество, перед нами
предстаёт картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которой
ничего не остаётся неподвижным, а всё движется, изменяется, исчезает и
возникает.
Связь это форма взаимообусловленности и зависимости явлений. Понятие связи
охватывает все процессы движения и взаимодействия. Отношение –
опосредованная связь, приводящая к взаимному изменению предметов,
взаимодействующих между собой, без указания на последующие связи. Для того
чтобы обнаружить законы объективной действительности в природе или в
обществе нужно изучать не предметы сами по себе, но и отношение между ними,
так как любой закон есть отношение. Существенные связи это такие связи,
которые определяют структуру самого предмета, его поведение в определённых
условиях. Существенные связи образуют ту область объективной реальности, в
которой действует закон. Закон и сущность понятия одностепенные,
следовательно, закон есть существенное отношение. Так как сущность есть
относительно скрытая от наблюдателя сторона предмета, то закон представляет
собой внутреннюю связь между предметами. Закономерная связь имеет
необходимый характер – она не может не быть, если для её существования есть
все условия.
Можно сказать, что законы науки являются отражением законов природы и
общества, это наши знания о законах природы и общества, поэтому они
объективны по своему содержанию и субъективны по форме. Объективные законы,
будучи обнаружены, формулируются с помощью естественного или искусственного
языка и записываются в формулах, то есть представляют собой перевод
объективных законов природы на человеческий язык. Субъективная форма закона
представляет собой словесную или математическую формулировку, выражающую
связь между понятиями, в которых сознание отражает объективные связи вещей.
Законы различаются по степени их общности. К универсальным законам бытия
относятся, прежде всего, диалектические отношения между соотносительными
категориями диалектики. Категории: пространство, время, движение, покой,
явление, сущность, качество, количество, мера, отрицание, целое и часть,
система, структура, элемент, содержание, форма, причина и следствие,
необходимость, случайность, возможность, действительное, общее, единичное,
отражение как атрибут материи, отражение как высшая форма отражения
материи.
6. Диалектика и её альтернативы.
Вопросы диалектики и ее альтернативы об их сущности возникают в связи с
тем, что универсальные закономерности бытия отражаются через
соотносительные категории философии, каждая из этих категорий отражает одну
из противоположных сторон какого либо предмета.
Сравнивая предметы между собой, мы обнаруживаем их сходства и различия,
отношение вещи к самой себе и к другим вещам, вызывающее сходство - есть
тождества. Отношение вещи к самой себе и к другим вещам вызывающие отличия