Курсовая работа по философии за 1-й курс.

природе, он подчинён её законам».

Материально- производственная (экономическая) сфера общественного бытия –

это область общественной жизни связанной с деятельностью человека по

производству, обмену, распределению и потреблению материальных благ,

материальных условий жизнедеятельности людей.

Основным компонентом материально- производственной сферы является труд: 1)

труд есть комплексное социальное явление, реальность, через которую

функционируют законы экономической сферы, осуществляется жизнь людей; 2)

способ производства материальных благ, раскрывает сущность материально

производственной д-ти человека. 3) механизм функционирования материально

производственной сферы. Труд – процесс, совершающийся между человеком и

природой, процесс в котором человек своей деятельностью опосредует,

реагирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Производство общественной жизни есть постоянное воспроизведение условий

существования отдельного человека и общества в целом. Оно охватывает

материальное производство, духовное и производство самого человека. Можно

считать материальное производство самой важной сферой общественного

производства. Для всех стран, и для России в частности, важнейшей областью

материального производства (экономики) можно считать сельское хозяйство.

Исторических примеров того, что именно СХ определяет не только благополучие

экономики, но и безопасность государства можно привести массу.

Социальная сфера общества удовлетворяет потребности людей в материальных и

духовных товарах и услугах, образование, осуществляет социальную защиту,

здравоохранение, защиту от чуждых и опасных явлений природы, социальная

сфера – удовлетворение потребностей личности человека. Классы общества –

это один из субъектов социальной сферы. Классы и другие соц. общности

придают процессу удовлетворения потребностей личности свой особый колорит

(например, один из заместителей премьер-министра в современной России

отдыхает в Новой Ореанде (место отдыха Брежнева) чего не мог себе позволить

чиновник этого ранга во времена царской России).

Политика – особая сфера деятельности, регулирующая отношения людей,

объединённых в социальные группы, этно - национальные объединения с целью

сохранения определённой структуры, организации, а также с целью её

совершенствования и развития в интересах как правящей соц. группы, так и

всего общества в целом. Политические отношения – взаимодействие субъектов

политики и власти (государство, партии, этнические группы).

Духовная сфера включает в себя церковные отношения (по поводу различных

верований людей), искусство и связанные с этим социальные общности.

Общественное сознание – духовная жизнь общества на определённом этапе

исторического развития: система общественных идей, взглядов, теорий, а

также соц. настроения и нравы людей, особенности психического склада класса

и др. соц. групп. Структура ОС: 1)уровень отражения общественного бытия

(обыденное сознание, теоретическое сознание) 2) форма и способ отражения

общественного бытия. В соц. аспекте: общественная идеология, психология,

формы общественного сознания.

9. Общество как исторический процесс.

Существуют два подхода к вопросу об историческом процессе. Первый –

формационный, имеет дело с общей логикой развития человеческого общества.

Исторический процесс – совокупность самых разных фактов, явлений, событий.

Одни из них более важны для субъектов истории, другие – менее, одни

непосредственно связанны с логикой истории, другие – нет. Маркс разбил всю

историю на пять формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная,

буржуазная и коммунистическая. Согласно Марксу каждая последующая формация

является более прогрессивной. Азиатский способ производства: общественный

строй, в котором отсутствует частная собственность на средства

производства, нет класса эксплуататоров, деспотическая власть. Причиной

возникновения этого строя на востоке являлись суровые климатические

условия. Формационный подход имеет свои недостатки: 1) социализм – некая

аморфная идея, не имеющая предпосылок в предыдущих формациях 2) идея о том,

что капитализм достиг своего апогея верна, следовательно, учение о соц.

революции несостоятельно 3) переход от капитализма к коммунизму посредством

революции был оправдан 4) утверждалось, что между капитализмом и

социализмом лежит переходный период, на практике же бы слом буржуазной

концепции 5) на этом подходе нельзя основывать прогнозы, тактику полит.

деятельности.

Второй – цивилизационный подход, изучение исторического процесса с точки

зрения многообразия его, его прохождения от локальных, региональных стадий

до общепланетарного уровня. Постулаты этой теории: 1) не существует единого

процесса развития человеческой истории, развиваются лишь конкретные

локальные цивилизации. 2) Жёсткой взаимосвязи между цивилизациями нет.

Жёсткая взаимосвязь есть лишь между компонентами одной цивилизации.

Локальная цивилизация развивается посредством системы «вызов- ответ». Вызов

– трудности, препятствия, ответом на которые является преодоление, в

конечном счете, развитие цивилизации.

10. Человек и исторический процесс. Субъекты истории.

Все общественные отношения разделяются на первичные (материальные) и

вторичные (духовно-практические). В общественной жизни объективное и

субъективное, практическое и духовное неразделимы.

Свободно-волевая деятельность и закономерности в обществе:

1)М. Вебер (субъективный идеализм): абсолютизировал неповторимость

исторических событий и на этой основе отверг наличие какой-либо

закономерности в обществе. Но если в обществе нет объективной тенденции,

то невозможно прогнозирование событий, а стало быть, теряет смысл

и цели социальное бытие.

2)Марксизм: в обществе имеют место объективная необходимость,

причинная обусловленность и повторяемость (т.е. общественная жизнь

детерминирована), но существуют особенности общественных законов.

Человечество всегда должно будет корректировать линию своего

поведения, считаясь с законами живой и неживой природы.

Маркс: "люди не свободны в выборе своих производительных сил, которые

образуют основу всей их истории, потому что всякая производительная сила

есть приобретенная сила, продукт предшествующей деятельности".

Свобода есть деятельность на основе познанной необходимости. Необходимость

отражает нечто устойчивое, упорядоченное, что и отражается в законах

сохранения. Свобода же отражает развитие, появление нового,

разнообразного, новых возможностей.

Необходимость выражает наличное, показывает, каков мир есть, а

свобода

отражает будущее - каким мир должен быть. Развитие общества и есть

постоянный процесс перехода необходимости в свободу.

Гегель: мировая история - процесс возрастания свободы. Свобода многолика,

но сущность ее одна - наличие разнообразных возможностей, следовательно,

она - наибольшая ценность.

Маркс: лишь при условии обретения социальной свободы начинается

развитие человеческих сил, которое является самоцелью.

11. Природа человека и смысл его существования.

Философская антропология – раздел философии, изучающий человека как особый

род сущего, осмысливающий проблемы человеческой природы и человеческого

бытия, выявляющий потенциал антропоцентрической картины мира.

Представители различных направлений мысли – философы, писатели, учёные –

сходятся на признании человека уникальным творением Вселенной, принимая это

мнение как аксиому. В философии сложилось и противоположное мнение о том,

что человек не имеет ярко выраженной оригинальности, что между ним и

животным нет никакого барьера. Можно спросить: «Как же так, ведь человек

имеет совесть, культуру, мораль, в отличие от животного?». Оказывается что

многие из явлений, считающихся достоянием человечества, непосредственно

имеют аналоги в социальном поведении животных. Многие животные сбиваются в

стаи, живут как бы в обществе, как и человек. Но если рассмотреть человека

с разных сторон в сравнении с животными то оказывается, что по многим

параметрам человек оказывается уникальнее, выше, чем зверь (он имеет разум,

волю, совесть, долг, дар общения). По поводу того уникален человек или нет,

было сломано много копий. Бытовало даже мнение что разум – есть зло, не

будь разума, человечество достигло бы счастья. Сейчас существует мнение,

что человек это не эволюционное существо, якобы человечество заселило

землю, прибыв с другой планеты. На данном этапе развития науки нельзя

однозначно описать человека, объяснить его сущность. Можно показать лишь на

одно уникальное свойство: открытость, незавершённость его как создания. В

отличие от других существ, он в состоянии преодолевать видовое

несовершенство, ограниченность. Возможно, также считать, что отличительной

особенностью человека являются его возможности по созданию материальных

благ. Труд сделал из обезьяны человека (Маркс).

Всё время мы говорили о человеке, как о существе социальном, общественном.

Но человек не есть общество, человек, прежде всего личность,

индивидуальность. Да, конечно, общество влияет на формирование этой

личности. Но без «я» не было бы общества, «не я». Индивидуальность – есть

совокупность мировоззрения человека, здравого смысла, рассудка,

способностей, разума, мудрости. Индивидуальность не только обладает

различными способностями, но еще и представляет некую их целостность.

Каждый индивид изначально отличается от других, ему подобных, прежде всего

особенностями строения организма. Затем своей индивидуальностью

(формирующейся под влиянием воспитания в семье), затем тем чего

индивидуальность смогла добиться в обществе.

Личность – представляет человека как субъекта отношений и сознательной

деятельности или как устойчивую систему социально значимых черт,

характеризующих индивида как члена того или иного общества, общности. Таким

образом, личность есть индивидуальность в обществе.

12. Сознание, его происхождение и сущность.

Отражение - всеобщие свойство материи воспроизводить в своих свойствах

особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие.

Основные свойства отражения:

неживая природа:

а) в результате отражения свойства отражаемого объекта передаются

отражающему в виде следа, копии или отпечатка

б) воздействие одного объекта на другой не стимулирует активности этих

объектов.

живая природа:

а) отражение активно; б) оно всегда целенаправленно; в) оно может

носить опережающий характер; г) оно несет функциональный характер.

Общие свойства отражения

а) оно воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь

частично;

б) упорядоченность отражаемого объекта воспроизводится с большими или

меньшими искажениями.

Эти особенности присущи любому отражению, но характер отражения меняется

с возникновением жизни. Т.к. перевод системы из состояния менее

удовлетворяющему некоторым требованиям, в состояние, более

удовлетворяющее ему, называется управлением, то любой живой организм

самоуправляющаяся система. В результате длительного отбора способность

организмов реагировать на внешние воздействия все более

совершенствовалась. Наконец произошел качественный скачок, и возникла

нервная система. В ходе биологической эволюции нервная система

усложняется. В процессе развития вида в мозгу возникают новые структуры, в

процессе развития особи вырабатываются новые программы деятельности,

сохраняемые в памяти. В результате этого поведение животного все

более определяется внутренними программами. С усложнением телесной

организации растет удельный вес форм поведения вырабатываемых в

индивидуальной жизни особи, возрастает значение головного мозга. У

человека происходит качественный скачок и возникает сознание.

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной

действительности. Сознание представляет собой единство психических

процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного

мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек

попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями и

формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их

использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно

потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ

его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство

является частью сознания, так как обладает значением и смыслом. Однако

сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны

нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психические

процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в процессе

общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с

языком. Сознание существует в 2 формах - общественном и

индивидуальном. Основными подходами к происхождению сознания были

следующие:

Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная

душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, его

мышление- искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает,

чувствует в человеческом сознании.

Декарт: сознание - внепространственная субстанция, впервые рассматривает

проблему самосознания. Гегель: Сознание - одно из воплощений

всемирного разума. Впервые рассматривает социально - историческую

природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает

теория отражения. Согласно этой теории сознание это высшая форма

отражения.

Таким образом, сознание формируется деятельностью, чтобы затем влиять на

эту деятельность, определяя и регулируя ее.

13. Познание. Его возможности и границы.

Философское учение о познании называется эпистемологией или гносеологией.

Гносеология – это часть философии, которая изучает то, как мы получаем

знания о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько

достоверно или недостоверно человеческое знание. Если бы философия смогла

разобраться в человеческой природе, понять, как мы познаём –

преимущественно с помощью наших чувств (зрения, слуха, осязания), или же

путём чистого размышления, или же как-то объединяя данные чувств с идеями

разума, то нам было бы проще понять познать всё остальное. Эпистемология

включает в себя два основных направления: Скептическая эпистемология и

критическая. Скептики (одним из представителей которых был Декарт)

говорили: пока мы не докажем, что можно хоть что-то знать с полной

достоверностью, мы не должны утверждать, что в мире нечто реально

существует, а не является нашей фантазией, сновидением или иллюзией,

внушённой нам неким злым демоном. Критическая эпистемология исходит из

того, что люди обладают знанием и в науке и в повседневной жизни, но это

знание окружено и переплетено с тем, что кажется знанием, а на самом деле

может быть или спекулятивной метафизикой или ложной претензией на

ясновидение. Говоря, что мы знаем нечто, мы предполагаем, что имеем об этом

достаточно правильное и достоверное представление. Таким образом, в обычной

жизни мы считаем знанием такие убеждения, которые соответствуют реальному

положению дел и которые имеют определённые основания.

Три условия того, что некий субъект S знает предмет P:

1) условие истинности: S знает P если истинно что P;

2) условие убеждённости: если S знает P, то S убеждён (верит) в P

(выглядывая в окно, мы видим солнце и говорим что солнечно, значит так

и есть);

3) условие обоснованности: S знает P, когда может обосновать своё

убеждение в P;

Из них следует – знание есть адекватное и обоснованное убеждение.

Перцептивное знание – это постановка реальных явлений и событий жизни в

соответствие с тем, какое значение придаёт этому наше сознание.

Здравый смысл – представления людей о природе, обществе, самих себе,

складывающееся под воздействием их жизненного повседневного опыта и

общения.

Мир предстаёт в сознании человека в формах и понятиях повседневного

здравого смысла, поэтому можно говорить о его концептуальной первичности.

Мы осваиваем новые знания только лишь на базе первичного нашего здравого

смысла. Если формулировать своими словами общественная практика – основа и

цель познания, так как то, на основе чего мы можем познавать, здравый

смысл, формируется в результате общественных отношений, опыта,

складывающегося на их основе, рассмотрев общественную практику мы сможем с

лёгкостью познать остальной мир.

Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которой ощущения,

восприятие – основа и главная формы достоверного познания. Сенсуалисты

противостоят рационалистам, считающим разум основой познания и поведения

людей.

Классическая концепция истины: истина есть соответствие представлений или

утверждений реальному положению дел. Несмотря на простоту этого утверждения

оно спорно, так как затруднительно сравнивать идеальное знание с

материальными вещами. Можно лишь сравнивать одно утверждение с другим.

Исходя из этого, многие стали считать, что истина есть регулятивная идея,

идеал, к которому надо стремиться. Различают ещё две концепции истины:

когерентная и прагматистская. Сторонники когерентной концепции утверждают,

что критерием истинности знания является согласованность его с более общей,

охватывающей системой знания. Прагматики истинным признают такое знание,

которое имеет благие последствия для человеческой жизни, и которое может

успешно применятся на практике.

14. Наука как феномен духовной жизни общества.

Наука - систематизированное знание, выраженное в абстрактно- логической

форме главным структурным звеном которого является закон. Человечество

всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами

бытия есть выражение устремлений творческой активности разума,

составляющего великую гордость человечества. Мы постигаем законы природы не

из любознательности, а для преобразования природы под себя.

Научное познание:

1. Наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к

объектам обыденного опыта.

2. Особенности научных знаний как продукта научной деятельности.

В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования.

Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во-первых, способов

(методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера

достигаемых научных результатов. Эмпирической исследование предполагает

выработку исследовательской программы, организацию наблюдений,

эксперимента, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их

классификацию, первичное обобщение. Словом, для эмпирического познания

характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание - это

сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких

порядков. Здесь орудием выступают

понятия, категории, законы, гипотезы и т.д. Оба эти уровни связаны,

предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое (опытное) познание

предшествует теоретическому. Научное познание ограниченно жёсткими

пределами рационализма и доказательности, всякое новое явление или закон

должны соответствовать общей картине мира, которая сложилась на сегодняшний

день (оно должно быть доказано с помощью имеющейся на сегодня научной базы)

таким образом сложилась ситуация, похожая на средневековую инквизицию

(когда догматы церкви жестоко подавляли всякую новую идею), если же снять

эти жёсткие рамки, то можно сделать новый шаг и открыть множество доселе

неизвестных явлений. Если же говорить о тех направлениях науки, которые

сейчас успешно развиваются (физика, химия, астрономия и т.д.) то с

границами дело там обстоит не так однозначно. Если считать что материя

бесконечна то бесконечным должно быть и то многообразие форм, в которых она

проявляется, следовательно, говоря математическим языком, пределом научного

познания является бесконечность.

Использованная литература:

1) «Курс лекций по философии» под ред. В. А. Калашникова. М.-1999г.

2) «Учебник по философии» Фролов. И.Н. М.-2000г.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты