– различия. Диалектика это учение о противоположностях, соединенных в одном
предмете и выражающих свойства этого предмета (единство
противоположностей). Если рассмотреть живой организм, то окажется что в
каждое мгновение жизни он тождественен с собой и в то же самое время он
отличается от самого себя вследствие того что в живом организме постоянно
происходят электрохимические и химические преобразования которые несколько
модифицируют его по сравнению с предыдущим его состоянием. Но в общем
организм остаётся тождественен самому себе или конкретно тожественен.
Абсолютное (без различий) тождество может существовать лишь в наших
головах, как результат отвлечения от реальности. Абсолютное тождество, как
и его противоположность по отношению к различию уместны только в
математике. Истинное, конкретное тождество всегда содержит в себе различия.
Противоположности – противоположные проявления одной и той же сущности. Это
дифференцированная сущность, которая представляет собой их единство,
целостность. Противоположности это взаимополагающие стороны одного целого,
характеризующиеся противоположным направлением существенных свойств их
изменений и тенденций развития. Единство и борьба (взаимоотрицание)
противоположностей – есть противоречие. Развитие противоречий происходит в
таком порядке:
Неодинаковое существование -> различие -> противоположности ->
противоречия. Противоречия действуют как в живой, так и в неживой природе,
их взаимодействие есть источник всякого развития.
Виды противоречий:
1) по характеру противоречия делятся на необходимые (вытекающие из сущности
системы, которых не может не быть, если есть данная система) и случайные
(не вытекающие из сущности системы).
2) по месту системы различают противоречия внутренние и внешние.
3) по роли развития выделяют противоречия основные (определяющие все другие
противоречия) и не основные (влияющие на развитие системы, но не
определяющие его).
4) По способам разрешения – антагонистические (не разрешимые в рамках
данной системы) и не антагонистические (соответственно разрешимые). Эти
противоречия встречаются, как правило, в социологии.
Диалектике противостоит метафизика. Метафизика занимается тем, что лежит в
основе физических явлений (в наше время этим термином обозначают учение о
том, что пребывает за границами эксперимента).
Так же диалектике противостоит софистка или её разновидность – эклектика.
Софистика обычно выхватывает какой либо случайный признак и по нему
характеризует все явления.
Эклектика выступает за то чтобы учитывать не одну, а многие стороны
предмета.
Оба направления в большинстве случаев действуют неверно: в первом случае
предмет рассматривается однобоко и, вследствие этого неверно, во втором –
либо не учитывается иерархия связей либо заведомо не учитывает всех сторон
предмета, либо второстепенные стороны выдаются за главные и наоборот, либо
не выражается объективная противоречивость предмета.
7.Детерменизм и индетерминизм.
Понятие причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи и
развития. С точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется
как один из видов связи, а именно генетическая связь явлений, в которой
одно при определённых условиях порождает другое. С точки зрения принципа
развития причинность определяется так: всякое изменение и тем более
развитие, т.е. изменение в сторону появления нового качества, имеет свою
причину и следствие. Причинные отношения присутствуют при любых процессах
изменения.
Ограничение на применение принципа причинности накладываются принципом
всеобщей связи. К не имеющим причинно - следственных связей относятся такие
виды связей как пространственно-временные корреляции, функциональные
зависимости, отношения симметрии... Однако любое явление имеет свои
причины и следствия, не с одним так с другим.
Одной из характеристик причинности является ее связь с категорией времени.
Время - форма существования материи, в которой наиболее естественно
реализуются причинно-следственные связи. До сих пор причинно-следственная
связь, взятая в аспекте времени понимается по разному. Одни считают, что
причина всегда предшествует следствию. Какое-то время причина и следствие
сосуществуют, а потом причина угасает, а следствие превращается в новую
величину. Другие утверждают, что интервалы частично накладываются, третьи,
что причина и следствие строго одновременны. Четвертые говорят, что
бессмысленно говорить о причине, которая существует и значит, действует,
если ее следствие еще не вступило в сферу бытия.
Но понятие причины и следствия равно используются для характеристики
одновременно протекающих событий, явлений примыкающих друг к другу во
времени, и явления, для которых следствие зарождается в недрах причины.
Иногда они разделены временным интервалом и связаны между собой через цепь
промежуточных звеньев. Следствие может иметь несколько причин, одни из
которых являются необходимыми, другие - случайными.
Существенной чертой причинности является непрерывность действия её причинно-
следственных связей. Не может быть ни первой причины, ни последнего
следствия.
Всем типам временных отношений свойственна длительность. Время длительно,
необратимо и асимметрично, асимметричны и причинно- следственные отношения.
Причинность нельзя рассматривать только как однонаправленное действие
причины на следствие, т.к. она является внутренним содержанием связи и
взаимодействием явлений. Следствие распространяет свое влияние не только
вперед (как нов причина), но и назад, на производящую его причину,
видоизменяя ее силы, особенно когда причинная связь не мгновенна, а
протяженна. Это растянутое во времени взаимодействие причины и следствия
называемое принципом обратной связи. Он действует всюду, особенно в само
организованных системах, где происходит восприятие, хранение, переработка и
использование информации. Без обратной связи немыслимы устойчивость,
управление и поступательное движение системы.
Итак, все причинно-следственные процессы в мире вызваны не односторонним
действием, а основываются по крайней мере на отношениях между 2
взаимодействующими предметами, и в этом смысле причинность должна
рассматриваться не просто как вид связи, а и как тип взаимодействия.
Существует несколько типов классификации причинно-следственных отношений,
построенных по разным основаниям. Прежде всего, это классификация по
внутреннему содержанию процессов причинения. Внутренний механизм причинения
связан с переносом материи, энергии и информации. В этом типе классификации
причин выделяют материальные и идеальные, информационные и энергетические
причины, которые тоже делятся на физические, химические, биологические,
психологические, социальные причины.
По этому признаку различают причину и условие события. Причина - то, что
предает свою силовую потенцию, т.е. вещество, энергию, информацию, а
условие - совокупность обстоятельств причинного события. (Не участвующих в
переносе ...)
2-й тип классификаций строится на основе способов проявления причинной
связи, который подразделяются на динамические (однозначные) и
статистические (вероятностные). (Квантовая механика, информационные
взаимодействия)
Выделяются также причины общие, специфические и главные; объективные и
субъективные, непосредственные и опосредованные; всеобщие, особенные и
единичные.
Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм - методологический принцип,
согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и причинно
обусловлено, следует возможность познания и предсказания событий, имеющих
как однозначно определённую, так и вероятностную природу. Механический
детерминизм - однозначная причинная обусловленность=> абсолютно строгое
предсказание.
Индетерминизм - методологическая позиция, в которой отрицается как
объективность причинных связей, так и ценность причинных объяснений в
науке. Г. Риккерт: "Причинное объясняет действительно лишь в пределах наук
о природе и неприменимо к наукам о духе, т.е. наукам общественным".
Человеческая воля (или в телеологии - воля божественная) рассматривается
детерминизмом как автономная сила, свобода в своих проявлениях от всякой
причинности и необходимости, т.е. ничем не обусловленная. Индетерминисты
трактуют принцип объективности необходимости как фатализм.
8. Общество и его структура.
Общество – организованная человеком форма материи, совместной деятельности
людей. Она продукт человеческой деятельности. Понятие общества с точки
зрения социологии: общество это устойчивая группа людей с общими
интересами, общей историей, общим местом проживания, общей работой и т.д. В
отличие от биологической деятельности, которая направлена на овладения
готовыми предметами природы, этот социальный мир производится человеком.
Потребности человека заставляют его производить необходимые для жизни
продукты, товары, средства к жизни. Наряду с производством материальных и
духовных благ идёт формирование и самого человека, его образа жизни.
Социальной формой движения материи выступает производство материальной и
духовной жизни человека, что и есть реализация его как материального и
духовного существа. Один способ производства отличается от другого не тем
что производят, а тем как производят. Этим отличаются различные общества,
формации или цивилизации.
Человеческая жизнь, состоящая из совокупности разнообразных видов
деятельности и представляющая собой общественное производство средств жизни
и одновременно воспроизводство самого человека как материального и
духовного существа, и называется общественным бытием. Деятельность человека
порождает и нравственные потребности в соответствии с которыми строится
поведение человека. Так как человек может жить лишь в общении с другими то
необходимо регулирование его поведения на основе нравственности, обычаев и
т.д. Складывающиеся таким образом нормы человеческого поведения становятся
неотъемлемой чертой человеческого бытия.
Проблема взаимоотношения человека с природой вытекает из того, что человек,
являясь природным существом, противопоставляет себя остальной природе
посредством своей деятельности (человек – хозяин природы). Исследование
отношения человека к природе связано с самопознанием человека. Человек в
известном смысле соотносится в природе с самим собой. Природа выступает для
человека в зависимости от того, как человек выступает по отношению к ней,
т.е. каковы те соц. условия, тот общественный организм, внутри которого
человек осваивает и «присваивает» природу. Проблема отношения человека к
природе всегда имела особо острый характер в переломные эпохи истории, в
периоды ломки общественных отношений прежних формирований, когда
открывались новые перспективы общественного сознания. Материализм, в новое
время, выдвину такой тезис: «человек дело рук природы, он существует в