Лекция Философия как мировоззрение
"утверждаю"
начальник кафедры гуманитарных
и социально - экономических дисциплин.
подполковник В. Грабарь
" " 1998г.
ЛЕКЦИЯ №1
ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗРЕНЧЕСКА СИСТЕМА, ЕЁ СМЫСЛ И
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
Лекция обсуждена и одобрена на ПМК
философии
Протокол № от " "
1998 г. Председатель ПМК
философии
Полковник
В. Карпов
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИЛОСОФИЯ»
Товарищи курсанты !
Сегодня мы с Вами начинаем изучать новую. неизвестную для вас (в своем
большинстве)область знаний ,которая носит название «Философия».
Перед нами встает ряд вопросов :
-«Зачем нам нужна философия ?»
-«Что есть такое философия ?»
-«Каков ее предмет и смысл?»
-«Как изучать философию?»
Ответив на три последних вопроса мы придем к пониманию первого
вопроса.
Отвечая на 4-й вопрос «Как изучать философию?» мы должны исходить из
понимания философского знания ,которое позволяет выделить этапы
его овладения:
1-й этап: Овладение категориальным аппаратом философской науки ,так
как знание категорий является фундаментом успешного
изучения философии.
2-й этап: Формирование философско-методологического стиля мышления .
Так как специфика философского познания состоит в том, что она
выполняет функцию опережающего отражения действительности.
3-й этап: Знакомство и овладение системой собственно философских
методов познания.
Как же построен наш курс «Философии»?
Он рассчитан на 90 часов , читается в 3 и 4 семестрах ,состоит из 7
разделов:
Первые три раздела рассмотрим в 3 семестре:
1-й раздел :Роль философии в жизни человека и обществе.
2-й раздел: Человек во вселенной. Философская ,религиозная и научная
картины мира.
3-й раздел : Познание , его возможности и границы.
Знание и вера.
В 4-ом семестре:
4-й раздел : Общество :Многообразие культур ,цивилизаций, форм
социального опыта .
5-й раздел: Природа человека и смысл его существования .
6-й раздел : Человек в мире культуры .
7-й раздел: Философские проблемы мира, войны и армии.
Учебные занятия проводятся в форме лекций ,семинаров, индивидуальных
контрольных собеседований, самостоятельной работы под
руководством преподавателя.
Формы отчетности:
4-й семестр - экзамен.
В 4-ом семестре выполняется курсовая работа по философии за которую
выставляется оценка в приложение к диплому.
На кафедре организована военно-научная работа курсантов ,в том
числе и на ПМК «Философии».
Основная литература :
1. Основы философии. Учебное пособие .Под редакцией Е.В. Попова.
М .: «ВЛАДОС», 1997.
2. Канке В.А. Философия . Исторический и систематический курс. М.:
«ЛОГОС» ,1997.
3. Введение в философию , В 2-х частях М.: Политиздат ,1989.
3. Философский энциклопедический словарь .М.: «ИНФРА-М»,1997.
4. Философия. Программа, планы семинаров, практических занятий и
самостоятельной работы под руководством преподавателя .Пермь.:1998.
Дополнительная литература :
6. Радугин А.А. Философия курс лекций .М.: «ВЛАДОС»1995
6. Философия .Учебник . Под. Ред. Кохановского В.П. Ростов- на
Дону.:»ФЕНИКС» ,1998.
7. Философия .Курс лекций .Под ред. Калашникова В.А. «ВЛАДОС»,1997
8. Основы философии в вопросах и ответах. Уч. Пособие. Ростов - на
Дону.: »ФЕНИКС» ,1997.
9. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия .Учебник. М.: «ПРОСПЕКТ», 1997.
ТЕМА: Философия как мировоззренческая система ,ее смысл и
предназначение.
План лекции:
Вступление
1 вопрос: Философия как мировоззрение , ее особенности .
Основные проблемы.
2 вопрос: Философия как наука . Предмет и функции
философии.
Заключение
Время:
Аудитория: №
Литература :
1. Основы философии. Учебное пособие .Под ред. Е.В. Попова.
М .: «ВЛАДОС», 1997.с.4-23
2. Канке В.А. Философия . Исторический и систематический курс. М.:
«ЛОГОС» ,1997.с.3-9
3. Введение в философию , В 2-х ч. М.: Политиздат ,1989.с20-74
4. Философский энциклопедический словарь .М.: «ИНФРА-М»,1997.с.6-37
5. Философия .Программа, планы семинаров, практических занятий и
самостоятельной работы под руководством преподавателя
.Пермь.:1998.с.6-113
ВСТУПЛЕНИЕ.
А сейчас переходим к рассмотрению 1-й лекции 1-го раздела курса
«Философия»: «Роль человека в жизни человека и общества».
Тема : « Философия как мировоззренческая система ,ее смысл и
предназначение».
В чем актуальность данной темы?
1. В период глубинных перемен ,происходящих во всех структурах
политики ,экономики , культуры нашей страны, становятся главными
проблемы мировоззренческой ориентации человека , осознание им
своего места и роли в обществе, социальной и личной активности,
ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей
деятельности.
2. В становлении и формировании мировоззренческой культуры философия
всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом
критически- рефлексивного размышления но глубинными ценностями и
жизненными ориентациями. Философия во все времена эпохи брала на
себя функцию бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том
, что такое человек, как ему жить, на что ориентироваться, как
вести себя в период кризисов культуры.
3. Личная значимость данной темы выражается необходимостью уяснения
себе ,что такое философия, каков ее предмет и смысл,
в чем состоит ее назначение.
Мы выделили в лекции два вопроса , потому что наиболее распространен
взгляд на философию:
1. во- первых - как на тип мировоззрения (о чем будем говорить в
первом вопросе);
2. во- вторых- как на науку (2-й вопрос).
Кроме того , имеют место взгляды на философию:
-как на форму общественного сознания ;
-как на мироощущение
-как на миропонимание;
-как на практическое действие (В. Канке. Философия.).
Вопрос №1:
Философия как мировоззрение, её особенности.
Основные проблемы философии.
1. Объективные и субъективные предпосылки возникновения философии.
Философия - одна из древнейших и увлекательнейших областей
человеческого знания, духовной культуры, ставшая в последствии
устойчивой формой общественного сознания, зародилась в VII-VI веках
до нашей эры в Индии, Китае, Древней Греции.
Возникновению философии способствовали объективные и субъективные
предпосылки, сложившиеся на тот исторический период в древнем
обществе:
А) Объективные предпосылки:
1) Социально-политические:
-общественное разделение труда;
-систематическое производство материальных благ, содержательно
изменившее человека и поставившее его в принципиально новое
отношение к природе: приспособление к условиям жизни
сменяется их преобразованием;
-разделение общества на классы;
-возникновение государств, городов- мегаполисов с
демократической формой государственного устройства (Афины Спарта);
2) Культурно-исторические:
-создание письменности;
-возникновение наук (математики, астрономии, физики,
географии, медицины);
-возникновение и развитие различных видов искусства;
-возникновение образовательных учреждений (ликеи, академии);
-наличие в обществе мифологии и религии как здоровых начал
культуры.
Б) Субъективные предпосылки - т.е. предпосылки связанные с развитием
самого человека, его духовного мира.
1) Осознание древним человеком бытия в целом, самого себя и своих
границ.
Перед человеком открывается глубина мира и собственная
значимость. Человек начинает осмысливать мир и себя как
проблему, начинает ставить радикальные вопросы, ищет понимания
и спасения.
Этот духовный процесс имел решающее значение для формирования
философии и начался он за тысячелетие до нашей эры, т.е. до
рождества Христова. Карл Ясперс, немецкий философ XX века, это
время назвал "основным временем". В период между 800 и 200 г.г.
до нашей эры произошёл самый резкий поворот в истории,
принёсший много необычного.
В этот период:
-в Китае - жили мыслители Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы;
-в Индии - возникли Упанишады, жил Будда;
-в Иране - Заратустра учил о мире, где идёт борьба добра со
злом;
-в Палестине - выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и
Второисайя;
-в Греции - это время Гомера, философов Фалеса, Парменида,
Гераклита, Платона, драматургов Эсхила, Еврипида и
Софокла, историка Фукидиды и механика Архимеда.
Всё, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в
течении немногих столетий в Китае, Индии и на Западе Европы,
независимо друг от друга.
2) Сформировавшиеся возможности человеческого сознания и психики,
связанные с абстрактным, рационально-чувственным отображением
мира
Уже древние философы указали на два источника из которых
"рождается" философия:
а) Способность удивляться.
Древнегреческий философ Аристотель считал, что всё наше
знание, а философия в особенности обязано такой способности
человека, как способности "удивляться". Чем богаче, сложнее
духовный мир личности, тем сильнее развита у ней эта
способность. Человеку умственно, нравственно развитому
приятно и даже жизненно необходима постоянная, непрерывная
работа мысли. "Мыслю - следовательно существую", - говорит
великий философ и учёный Декарт (XVII в.).