способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния
религиозного сознания субъекта. В культе, системе ритуалов и
догматов является внешняя форма проявления веры.
г) Этическая направленность. В рамках религиозных систем,
религиозного сознания большое значение приобретают этические
представления, нормы, идеалы, ценности, культивируются чувства
любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести,
милосердия. Религия формирует духовный мир человека.
В дальнейшем, с развитием цивилизации, люди стали подниматься к
теоретическому осмыслению мировоззренческих проблем. Результатом
этого явилось создание философских систем.
3. Философия - это предельно обобщённое, теоретическое видение мира.
Термин "философия" происходит от греческого "филео" (любовь) и "софиа"
(мудрость) и означает любовь к мудрости, к теоретическим
рассуждениям. Впервые термин "философ" употребил древнегреческий
учёный и философ Пифагор (580-500 г.г. до нашей эры) по отношению
к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу
жизни.
Само понятие мудрости несло в себе возвышенный смысл, мудрость
понималась как научное постижение мира, основанное на бескорыстном
служении истине.
Мудрость - это не что-то готовое, что можно выучить затвердить и
использовать. Мудрость - это поиск, требующий напряжения ума и
всех духовных сил человека.
В следствии этого возникновения развитие философии означало
отмежевание от мифологии и религии, а также выход за рамки
обыденного сознания.
Философия и религия как мировоззрение часто решают сходные задачи по
объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение
человека.
Их коренное отличие состоит в том, что религия в решении
мировоззренческих задач опирается на веру, а философия есть
отражение мира в теоретической, рационально понятной форме.
Черты философского мировоззрения:
1. Философское мировоззрение это теоретический взгляд на мир с позиций
активного существа, осознающего как самого себя, так и то с чем ему
приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей
о человеке, о мире и об отношении человека к миру. Эти идеи
позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а
также мотивировать свои поступки.
2. В философии сформировался жёсткий категориальный аппарат : логос,
причинность, закон, идея, необходимость и т.д.
Язык философии - не образы, не картинки, а категории.
3. Философия логична и доказательна.
Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в
соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.
4. Философия - рефлективный тип мировоззрения. В нём содержатся
размышления над собственными представлениями о мире и месте человека
в этом мире т.е. размышления над собственными размышлениями.
5. Свободомыслие - объективный принцип философии. По самой своей природе
философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей,
отказ от веры в догматы и постулаты.
Вывод:
1) Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей
истории.
2) "Чистые" типы мировоззрения практически не встречаются и в
реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.
Природа философских проблем.
Философские проблемы - это проблемы не об объектах (природных или
сотворённых людьми), а об отношении к ним человека. Не мир (сам по
себе), а мир как обитель человеческой жизни - вот исходная точка
зрения философского сознания.
"Что я могу знать? Что должен делать? На что могу надеяться?", - именно
в этих вопросах заключены, по Канту, высшие интересы человеческого
разума.
Философские вопросы - это вопросы о судьбе, предназначении человека и
человечества.
Не философы придумывают эти вопросы. Их создаёт жизнь. Они предстают
как фундаментальные противоречия живой человеческой истории,
имеющие открытый, независимый характер. Проходя через всю
человеческую историю, выступая в определённом смысле как вечные
проблемы, они приобретают в различные эпохи, в различных культурах
и свой конкретный неповторимый облик. Философы - в меру своих сил и
способностей - решают эти вечные, смысложизненные вопросы. Сам
характер философских проблем таков, что простой, однозначный,
окончательный результат их разрешения невозможен, их теоретическое
решение мыслится не как окончательное, снимающее проблему, а как
решения призванные:
-резюмировать прошлое
-определить конкретный облик проблемы в современных условиях
-прагмастически осмыслить будущее
Философия, постигая историческую эпоху, опережающе отражает направления
и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях.
Универсальной проблемой философии является проблема взаимоотношения
"мир - человек". У неё много обличий: "субъект - объект",
"материальное - духовное", "объективное - субъективное" и т.д.
Издавна философы страшились выделить в этой универсальной проблеме
главную, так называемый основной вопрос философии.
В марксистской философии этот вопрос был сформулирован Ф. Энгельсом:
"Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии,
есть вопрос об отношении мышления к бытию".
Такой подход к формулировке основного вопроса философии базируется на
фундаментальных фактах человеческой жизни:
-существуют материальные явления и духовные (сознание, воля,
мышление);
-каждый человек выделяет себя из всего того, что его окружает и
отличает себя от всего другого;
-он соотносит свои цели с действительностью, оценивает
действительность.
"Двойственный" характер человеческой, "удвоение" человеком себя и
своего мира в сознании является базисом выделения в качестве
основного вопроса об отношении материального и духовного.
Основной вопрос философии имеет две стороны:
Первая: что первично - дух или материя? В зависимости от ответа на этот
вопрос философы делятся на два главных направления.
Представители первого - материалисты - за основу берут материю, а
сознание рассматривают как нечто вторичное, зависимое от материи.
Разновидности: метафизический материализм, вульгарный материализм,
диалектический материализм.
Представители второго - идеалисты - первичным считают дух, сознание, а
материальный мир, вторичным.
Идеализм существует в двух основных разновидностях: -субъективный
идеализм - представители которого считают первичным сознание
человека, субъекта;
-объективный идеализм - сторонники которого считают первичным дух,
существующий незавимо от человека.
Материализм и идеализм - это монистические направления в философии
(греч. монос - один), так как то и другое направление за основу берут
какое-то одно начало.
Наряду с философским монизмом существует течение дуализм (лат. дио -
два), сторонники которого рассматривают материю и сознание как два
параллельных начала.
Вторая сторона основного вопроса философии: Познаваем ли мир?
Большинство философов утвердительно отвечает на этот вопрос.
Однако часть философов отрицает возможность познания мира полностью или
частично. Это были представители агностицизма (греч. а - нет, гносис
- знание). Часть философов признавая познаваемость мира, выражала
сомнение в достоверности знаний, их называли скептиками, а
направление - скептицизм (греч. скептикоз - критикующий).
Рассматривая основной вопрос философии, необходимо отметить, что далеко
не все философы с ним согласны. Более того, большинство философов, в
прошлом и сейчас, даже и не считают своим важнейшим делом решение
именно этого вопроса.
На первый план в различных философских учениях выносятся проблемы путей
достижения истины, проблемы нравственного долга, свободы, практики и
др.:
-Французкий философ А.Камю "Вопрос о смысле жизни я считаю самым
неотложным из всех вопросов";
-Русский философ Н.А.Бердяев - основная проблема - проблема свободы
человека: его сущности, природы, предназначения;
-Немецкий философ П.Рикерт - проблема зла и насилия.
Но тем не менее, любой философ, рассматривая ту или иную проблему,
так или иначе рассматривает соотношение "мир - человек", а значит
хочет он того или не хочет, обращается к основному вопросу
философии.
Философия в системе культуры
Как продукт духовной деятельности людей, философия является неотъемлемой
частью культуры человечества.
Сама по себе культура (в широком смысле слова) является совокупностью
материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством, а также
деятельностью людей по воспроизведению и обновлению социального бытия.
Отсюда, жизнь человека протекает в системе ценностей, которые для него -
это ориентиры в выборе своей судьбы. Ориентация индивидов на систему
ценностей и подчинение нормам общежития лежит в основе их приобщения к
культуре и выработки у них гражданских качеств. Умение жить в обществе -
это не дар природы, а культурное достояние. Философия имеет прямое
отношение к теоретическому осмыслению мира ценностей. Само появление
философии - это рождение особого, вторичного типа общественного
сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики,
культуры.
Отсюда, в целом философское знание есть сердцевина духовной культуры
общества, и чем богаче та или иная философская концепция, тем более
широкое поле структуры делается в ней предметом мировоззренческого
осмысления.
Выводы по первому вопросу:
1. Возникновение философии есть закономерный результат развития