Лекция Философия как мировоззрение

способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния

религиозного сознания субъекта. В культе, системе ритуалов и

догматов является внешняя форма проявления веры.

г) Этическая направленность. В рамках религиозных систем,

религиозного сознания большое значение приобретают этические

представления, нормы, идеалы, ценности, культивируются чувства

любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести,

милосердия. Религия формирует духовный мир человека.

В дальнейшем, с развитием цивилизации, люди стали подниматься к

теоретическому осмыслению мировоззренческих проблем. Результатом

этого явилось создание философских систем.

3. Философия - это предельно обобщённое, теоретическое видение мира.

Термин "философия" происходит от греческого "филео" (любовь) и "софиа"

(мудрость) и означает любовь к мудрости, к теоретическим

рассуждениям. Впервые термин "философ" употребил древнегреческий

учёный и философ Пифагор (580-500 г.г. до нашей эры) по отношению

к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу

жизни.

Само понятие мудрости несло в себе возвышенный смысл, мудрость

понималась как научное постижение мира, основанное на бескорыстном

служении истине.

Мудрость - это не что-то готовое, что можно выучить затвердить и

использовать. Мудрость - это поиск, требующий напряжения ума и

всех духовных сил человека.

В следствии этого возникновения развитие философии означало

отмежевание от мифологии и религии, а также выход за рамки

обыденного сознания.

Философия и религия как мировоззрение часто решают сходные задачи по

объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение

человека.

Их коренное отличие состоит в том, что религия в решении

мировоззренческих задач опирается на веру, а философия есть

отражение мира в теоретической, рационально понятной форме.

Черты философского мировоззрения:

1. Философское мировоззрение это теоретический взгляд на мир с позиций

активного существа, осознающего как самого себя, так и то с чем ему

приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей

о человеке, о мире и об отношении человека к миру. Эти идеи

позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а

также мотивировать свои поступки.

2. В философии сформировался жёсткий категориальный аппарат : логос,

причинность, закон, идея, необходимость и т.д.

Язык философии - не образы, не картинки, а категории.

3. Философия логична и доказательна.

Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в

соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.

4. Философия - рефлективный тип мировоззрения. В нём содержатся

размышления над собственными представлениями о мире и месте человека

в этом мире т.е. размышления над собственными размышлениями.

5. Свободомыслие - объективный принцип философии. По самой своей природе

философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей,

отказ от веры в догматы и постулаты.

Вывод:

1) Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей

истории.

2) "Чистые" типы мировоззрения практически не встречаются и в

реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.

Природа философских проблем.

Философские проблемы - это проблемы не об объектах (природных или

сотворённых людьми), а об отношении к ним человека. Не мир (сам по

себе), а мир как обитель человеческой жизни - вот исходная точка

зрения философского сознания.

"Что я могу знать? Что должен делать? На что могу надеяться?", - именно

в этих вопросах заключены, по Канту, высшие интересы человеческого

разума.

Философские вопросы - это вопросы о судьбе, предназначении человека и

человечества.

Не философы придумывают эти вопросы. Их создаёт жизнь. Они предстают

как фундаментальные противоречия живой человеческой истории,

имеющие открытый, независимый характер. Проходя через всю

человеческую историю, выступая в определённом смысле как вечные

проблемы, они приобретают в различные эпохи, в различных культурах

и свой конкретный неповторимый облик. Философы - в меру своих сил и

способностей - решают эти вечные, смысложизненные вопросы. Сам

характер философских проблем таков, что простой, однозначный,

окончательный результат их разрешения невозможен, их теоретическое

решение мыслится не как окончательное, снимающее проблему, а как

решения призванные:

-резюмировать прошлое

-определить конкретный облик проблемы в современных условиях

-прагмастически осмыслить будущее

Философия, постигая историческую эпоху, опережающе отражает направления

и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях.

Универсальной проблемой философии является проблема взаимоотношения

"мир - человек". У неё много обличий: "субъект - объект",

"материальное - духовное", "объективное - субъективное" и т.д.

Издавна философы страшились выделить в этой универсальной проблеме

главную, так называемый основной вопрос философии.

В марксистской философии этот вопрос был сформулирован Ф. Энгельсом:

"Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии,

есть вопрос об отношении мышления к бытию".

Такой подход к формулировке основного вопроса философии базируется на

фундаментальных фактах человеческой жизни:

-существуют материальные явления и духовные (сознание, воля,

мышление);

-каждый человек выделяет себя из всего того, что его окружает и

отличает себя от всего другого;

-он соотносит свои цели с действительностью, оценивает

действительность.

"Двойственный" характер человеческой, "удвоение" человеком себя и

своего мира в сознании является базисом выделения в качестве

основного вопроса об отношении материального и духовного.

Основной вопрос философии имеет две стороны:

Первая: что первично - дух или материя? В зависимости от ответа на этот

вопрос философы делятся на два главных направления.

Представители первого - материалисты - за основу берут материю, а

сознание рассматривают как нечто вторичное, зависимое от материи.

Разновидности: метафизический материализм, вульгарный материализм,

диалектический материализм.

Представители второго - идеалисты - первичным считают дух, сознание, а

материальный мир, вторичным.

Идеализм существует в двух основных разновидностях: -субъективный

идеализм - представители которого считают первичным сознание

человека, субъекта;

-объективный идеализм - сторонники которого считают первичным дух,

существующий незавимо от человека.

Материализм и идеализм - это монистические направления в философии

(греч. монос - один), так как то и другое направление за основу берут

какое-то одно начало.

Наряду с философским монизмом существует течение дуализм (лат. дио -

два), сторонники которого рассматривают материю и сознание как два

параллельных начала.

Вторая сторона основного вопроса философии: Познаваем ли мир?

Большинство философов утвердительно отвечает на этот вопрос.

Однако часть философов отрицает возможность познания мира полностью или

частично. Это были представители агностицизма (греч. а - нет, гносис

- знание). Часть философов признавая познаваемость мира, выражала

сомнение в достоверности знаний, их называли скептиками, а

направление - скептицизм (греч. скептикоз - критикующий).

Рассматривая основной вопрос философии, необходимо отметить, что далеко

не все философы с ним согласны. Более того, большинство философов, в

прошлом и сейчас, даже и не считают своим важнейшим делом решение

именно этого вопроса.

На первый план в различных философских учениях выносятся проблемы путей

достижения истины, проблемы нравственного долга, свободы, практики и

др.:

-Французкий философ А.Камю "Вопрос о смысле жизни я считаю самым

неотложным из всех вопросов";

-Русский философ Н.А.Бердяев - основная проблема - проблема свободы

человека: его сущности, природы, предназначения;

-Немецкий философ П.Рикерт - проблема зла и насилия.

Но тем не менее, любой философ, рассматривая ту или иную проблему,

так или иначе рассматривает соотношение "мир - человек", а значит

хочет он того или не хочет, обращается к основному вопросу

философии.

Философия в системе культуры

Как продукт духовной деятельности людей, философия является неотъемлемой

частью культуры человечества.

Сама по себе культура (в широком смысле слова) является совокупностью

материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством, а также

деятельностью людей по воспроизведению и обновлению социального бытия.

Отсюда, жизнь человека протекает в системе ценностей, которые для него -

это ориентиры в выборе своей судьбы. Ориентация индивидов на систему

ценностей и подчинение нормам общежития лежит в основе их приобщения к

культуре и выработки у них гражданских качеств. Умение жить в обществе -

это не дар природы, а культурное достояние. Философия имеет прямое

отношение к теоретическому осмыслению мира ценностей. Само появление

философии - это рождение особого, вторичного типа общественного

сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики,

культуры.

Отсюда, в целом философское знание есть сердцевина духовной культуры

общества, и чем богаче та или иная философская концепция, тем более

широкое поле структуры делается в ней предметом мировоззренческого

осмысления.

Выводы по первому вопросу:

1. Возникновение философии есть закономерный результат развития

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты