общественного сознания, коренной поворот в духовной жизни общества.
2. Возникновение философии тесно связанно с заменой миросозерцания на
мировоззрение, которое, в свою очередь, является сложным интегральным
образованием знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, сомнения.
3. Истоками философии явились мифология и религия, но в отличии от
последних, философия в объяснении мира и человека опирается не на веру,
а на мощь разума, на способность его к научному исследованию реальности,
в результате чего становится основой научного мировоззрения.
ВОПРОС №2
Философия как наука. Предмет и функции
философии.
1) Проблема личности философии.
Философия возникла раньше науки. По своему происхождению (как тип
мировоззрения) она - донаучная форма сознания. С возникновением науки,
в особенности науки опытной и математической, встал и реальный вопрос о
взаимоотношении этих двух основных форм рациональности.
А) Ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая
следующие аргументы:
1. Философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами,
наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяют критерию
научного знания;
2. Утверждения философии эмпирически (т.е. в опыте, эксперименте)
неопровержимы (как например опровергнуть утверждение, что в
основе развития природы лежит саморазвитие духа);
3. В философии никогда не было положений, признаваемых всеми
философами, для неё характерен плюрализм взглядов, и каждый
самостоятельный мыслитель создаёт собственную философскую
систему.
Выдвигаются и аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем,
языка философии.
Эти претензии к философии имеют место в силу того, что философия не
противоположна науке, но и полностью не сводима к ней.
Это можно рассмотреть через то, что объединяет и различает науку и
философию.
Общее и различное в философии и науке.
1) Общее: Философия и наука опираются по преимуществу на разум и
нуждаются в рациональном знании.
Различие: Философия опирается на совокупный опыт человечества. Наука
- только на часть опыта.
Т.е., а) Для философии отличительным признаком является осмысление
мирового целого, единства окружающего мира, что крайне
важно для специалиста в любой отрасли народного хозяйства
и культурной науки. Частное всегда может быть правильно
понято лишь в контексте общего и целого.
б) В науке: качественное разнообразие реальных процессов
оборачивается в общественном сознании набором научных
дисциплин, каждая из которых создается для исследования
особого фрагмента действительности.
2) Общее: Философия и наука, обеспечивая прогресс человечества,
создают развивающуюся систему знаний.
Различие:
а) В науке: Научные знания как бы безотносительны к человеку.
Например, для физика- ядерщика совершенно безразлично,
живут ли в мире физических величин и скоростей некие
существа, которым нравятся или не нравятся элементарные
частицы, то есть математика, физика, химия, биология и др.
науки стремятся изобразить действительность такой, какова
она вне человека, без вмешательства его сознания, его
страхов и предпочтений.
б) А философия, опираясь на достижения науки, от имени
человека оценивает научные открытия и даёт им
мировоззренческую и целостную оценки, насколько они
согласуются с потребностями и интересами общества,
насколько они вписываются в гуманистические идеалы и
делают человека более счастливым.
3) Общее: Философия и наука, исторически развиваясь, занимаются
научным освоением мира.
Различие: Путь их развития при этом различен. Они как бы идут
навстречу друг другу.
а) Научное освоение мира идёт от низших, простых форм
движения материального мира к формам всё более сложным и
высшим, история науки такова: сначала возникает механика,
затем физика, за ними химия, биология, позже других -
социология.
б) Философия неизбежно антропоцентрична - это её естественное
состояние, позволяющее на весь окружающий мир перенести
проекцию человеческих отношений. Философ не довольствуется
объективной картиной мира. Он обязательно "вписывает" в
неё человека. Отношение человека к миру - вечный предмет
философии. Ницше сказал о философском знании, что оно
"человеческое, слишком человеческое".
4) Общее: Философские и научные знания обладают общим свойством
преемственности.
Различие:
а) В науке: Научное знание развивается как бы линейно
Т.е. на базе старого знания развивается новое, на нём
следующее новое и т.д.
Учёные по образному выражению И. Ньютона, стоят "на плечах"
своих предшественников: все они продолжают, развивают одно
общее дело.
б) В философии: преемственность имеет два аспекта:
1. Теоретическая составляющая философского знания
наследуется более сложным путём, т.к. философская идея
многозначна, она может быть развита, продолжена в
разные, даже противоположные направления. Это происходит
потому, что решающая роль в рождении нового философского
знания принадлежит творческому гению критики.
Девиз К. Маркса - "Подвергай всё сомнению".
2. Как ценностно-личностное проявление духа, философские
учения сохраняют свою значимость во времени. Этим
философия сродни искусству. Великий философ как и
великий художник - это выразители своего времени, и
именно в этом их творчество их творчество имеет вечное,
непреходящее значение для людей.
5) Общее: Философия существуют и развиваются как мировое знание, хотя
создаются конкретными предшественниками тех или иных народов.
а) Но в науке нет и не может быть немецкой (русской, японской)
математики (физики, биологии и т.д.).
б) В философии - в относительной самостоятельности к мировой
философии существуют национальные философии. Русская,
немецкая, французская философии - понятия не только
допустимые, но и совершенно необходимые для того, чтобы
вести речь о реальном процессе рождения и жизни
философских идей в мире культуры и цивилизации. Идеи
философии (в первую очередь со стороны их социального
содержания и генезиса) глубочайшим образом выражают "душу"
народа, его внутренний духовный опыт.
6) Отличительной чертой философского творчества является то, что оно
глубоко личностно (в отличие от науки, где к одним и тем же
результатам приходят разные учёные).
Личность, образ жизни философа не отделимы от его мысли.
В этом философия опять сродни искусству. Подлинный философ как и
подлинный поэт, музыкант, художник - уникален. Творимый им мир
никто иной сотворить не может ("Феноменальность духа" за Гегеля
никто написать бы не смог).
Т.е. всё вышеперечисленное указывает на своеобразность философии как
системы научных знаний. И связано это прежде всего с определением
предмета исследования философии. О чём мы будем говорить далее.
Б) Философия как наука.
Распространена и противоположна позиция, согласно которой философия
является наукой.
В истории философии сменили друг друга три подхода к пониманию
философии как науки: староантичное, традиционное, современное.
1) Староантичное понимание философии тождественно понятию науки
вообще. Его можно квалифицировать как "протознание
(первознание)","преднаука","пронаука". Предмет нерасчленённой науки
- вся действительность. В античности философии как науки в
современном смысле этого слова не было, как не было физики,
биологии и других наук.
2) Традиционное понимание предмета философии связано с именем
Аристотеля, который отмечал, что философия как наука о первых
началах (учение о всеобщем) - это безраздельно господствующая и
руководящая наука. Философия - наука наук. Установившееся за ней
название "метафизика" (то, что "после физики") стало синонимом
философской науки о первых началах, о всеобщем.
3) Современное понимание философии складывалось:
-по мере накопления специальных научных знаний;
-выработки конкретных приёмов исследования;
-развития представлений о закономерностях отдельных областей
природы;
-в ходе процесса дифференциации теоретического знания.
Становление философии как самостоятельной науки связано с
окончательным размежеванием философии и частных наук. Философия и
частные науки обрели свой предмет, выделившись из совокупного
научного знания.
В сферу философии входит исследование общенаучных, мировоззренческих
вопросов, которые имеют место с частных науках, но не могут быть
решены в их рамках, с помощью свойственных им специальных методов.
В общем смысле:
Наука - это развивающаяся система знаний, связанная с открытием новых
явлений и законов, вид познавательной, духовной деятельности. Каждая
наука имеет свой объект, предмет и аппарат методов исследования (о
философских методах исследования будем говорить в следующих
лекциях).