Лекция Философия как мировоззрение

общественного сознания, коренной поворот в духовной жизни общества.

2. Возникновение философии тесно связанно с заменой миросозерцания на

мировоззрение, которое, в свою очередь, является сложным интегральным

образованием знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, сомнения.

3. Истоками философии явились мифология и религия, но в отличии от

последних, философия в объяснении мира и человека опирается не на веру,

а на мощь разума, на способность его к научному исследованию реальности,

в результате чего становится основой научного мировоззрения.

ВОПРОС №2

Философия как наука. Предмет и функции

философии.

1) Проблема личности философии.

Философия возникла раньше науки. По своему происхождению (как тип

мировоззрения) она - донаучная форма сознания. С возникновением науки,

в особенности науки опытной и математической, встал и реальный вопрос о

взаимоотношении этих двух основных форм рациональности.

А) Ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая

следующие аргументы:

1. Философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами,

наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяют критерию

научного знания;

2. Утверждения философии эмпирически (т.е. в опыте, эксперименте)

неопровержимы (как например опровергнуть утверждение, что в

основе развития природы лежит саморазвитие духа);

3. В философии никогда не было положений, признаваемых всеми

философами, для неё характерен плюрализм взглядов, и каждый

самостоятельный мыслитель создаёт собственную философскую

систему.

Выдвигаются и аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем,

языка философии.

Эти претензии к философии имеют место в силу того, что философия не

противоположна науке, но и полностью не сводима к ней.

Это можно рассмотреть через то, что объединяет и различает науку и

философию.

Общее и различное в философии и науке.

1) Общее: Философия и наука опираются по преимуществу на разум и

нуждаются в рациональном знании.

Различие: Философия опирается на совокупный опыт человечества. Наука

- только на часть опыта.

Т.е., а) Для философии отличительным признаком является осмысление

мирового целого, единства окружающего мира, что крайне

важно для специалиста в любой отрасли народного хозяйства

и культурной науки. Частное всегда может быть правильно

понято лишь в контексте общего и целого.

б) В науке: качественное разнообразие реальных процессов

оборачивается в общественном сознании набором научных

дисциплин, каждая из которых создается для исследования

особого фрагмента действительности.

2) Общее: Философия и наука, обеспечивая прогресс человечества,

создают развивающуюся систему знаний.

Различие:

а) В науке: Научные знания как бы безотносительны к человеку.

Например, для физика- ядерщика совершенно безразлично,

живут ли в мире физических величин и скоростей некие

существа, которым нравятся или не нравятся элементарные

частицы, то есть математика, физика, химия, биология и др.

науки стремятся изобразить действительность такой, какова

она вне человека, без вмешательства его сознания, его

страхов и предпочтений.

б) А философия, опираясь на достижения науки, от имени

человека оценивает научные открытия и даёт им

мировоззренческую и целостную оценки, насколько они

согласуются с потребностями и интересами общества,

насколько они вписываются в гуманистические идеалы и

делают человека более счастливым.

3) Общее: Философия и наука, исторически развиваясь, занимаются

научным освоением мира.

Различие: Путь их развития при этом различен. Они как бы идут

навстречу друг другу.

а) Научное освоение мира идёт от низших, простых форм

движения материального мира к формам всё более сложным и

высшим, история науки такова: сначала возникает механика,

затем физика, за ними химия, биология, позже других -

социология.

б) Философия неизбежно антропоцентрична - это её естественное

состояние, позволяющее на весь окружающий мир перенести

проекцию человеческих отношений. Философ не довольствуется

объективной картиной мира. Он обязательно "вписывает" в

неё человека. Отношение человека к миру - вечный предмет

философии. Ницше сказал о философском знании, что оно

"человеческое, слишком человеческое".

4) Общее: Философские и научные знания обладают общим свойством

преемственности.

Различие:

а) В науке: Научное знание развивается как бы линейно

Т.е. на базе старого знания развивается новое, на нём

следующее новое и т.д.

Учёные по образному выражению И. Ньютона, стоят "на плечах"

своих предшественников: все они продолжают, развивают одно

общее дело.

б) В философии: преемственность имеет два аспекта:

1. Теоретическая составляющая философского знания

наследуется более сложным путём, т.к. философская идея

многозначна, она может быть развита, продолжена в

разные, даже противоположные направления. Это происходит

потому, что решающая роль в рождении нового философского

знания принадлежит творческому гению критики.

Девиз К. Маркса - "Подвергай всё сомнению".

2. Как ценностно-личностное проявление духа, философские

учения сохраняют свою значимость во времени. Этим

философия сродни искусству. Великий философ как и

великий художник - это выразители своего времени, и

именно в этом их творчество их творчество имеет вечное,

непреходящее значение для людей.

5) Общее: Философия существуют и развиваются как мировое знание, хотя

создаются конкретными предшественниками тех или иных народов.

а) Но в науке нет и не может быть немецкой (русской, японской)

математики (физики, биологии и т.д.).

б) В философии - в относительной самостоятельности к мировой

философии существуют национальные философии. Русская,

немецкая, французская философии - понятия не только

допустимые, но и совершенно необходимые для того, чтобы

вести речь о реальном процессе рождения и жизни

философских идей в мире культуры и цивилизации. Идеи

философии (в первую очередь со стороны их социального

содержания и генезиса) глубочайшим образом выражают "душу"

народа, его внутренний духовный опыт.

6) Отличительной чертой философского творчества является то, что оно

глубоко личностно (в отличие от науки, где к одним и тем же

результатам приходят разные учёные).

Личность, образ жизни философа не отделимы от его мысли.

В этом философия опять сродни искусству. Подлинный философ как и

подлинный поэт, музыкант, художник - уникален. Творимый им мир

никто иной сотворить не может ("Феноменальность духа" за Гегеля

никто написать бы не смог).

Т.е. всё вышеперечисленное указывает на своеобразность философии как

системы научных знаний. И связано это прежде всего с определением

предмета исследования философии. О чём мы будем говорить далее.

Б) Философия как наука.

Распространена и противоположна позиция, согласно которой философия

является наукой.

В истории философии сменили друг друга три подхода к пониманию

философии как науки: староантичное, традиционное, современное.

1) Староантичное понимание философии тождественно понятию науки

вообще. Его можно квалифицировать как "протознание

(первознание)","преднаука","пронаука". Предмет нерасчленённой науки

- вся действительность. В античности философии как науки в

современном смысле этого слова не было, как не было физики,

биологии и других наук.

2) Традиционное понимание предмета философии связано с именем

Аристотеля, который отмечал, что философия как наука о первых

началах (учение о всеобщем) - это безраздельно господствующая и

руководящая наука. Философия - наука наук. Установившееся за ней

название "метафизика" (то, что "после физики") стало синонимом

философской науки о первых началах, о всеобщем.

3) Современное понимание философии складывалось:

-по мере накопления специальных научных знаний;

-выработки конкретных приёмов исследования;

-развития представлений о закономерностях отдельных областей

природы;

-в ходе процесса дифференциации теоретического знания.

Становление философии как самостоятельной науки связано с

окончательным размежеванием философии и частных наук. Философия и

частные науки обрели свой предмет, выделившись из совокупного

научного знания.

В сферу философии входит исследование общенаучных, мировоззренческих

вопросов, которые имеют место с частных науках, но не могут быть

решены в их рамках, с помощью свойственных им специальных методов.

В общем смысле:

Наука - это развивающаяся система знаний, связанная с открытием новых

явлений и законов, вид познавательной, духовной деятельности. Каждая

наука имеет свой объект, предмет и аппарат методов исследования (о

философских методах исследования будем говорить в следующих

лекциях).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты