1) Объект науки - та область окружающего нас мира, которую изучает
данная наука (неживая природа, живая природа, общество).
Философия своим объектом имеет весь окружающий мир, включая
самого человека.
2) Предмет науки - это законы функционирования и развития какой-то
одной сферы объекта (например: ботаника и зоология имеют своим
объектом живую природу, но:
-у ботаники предмет - растительный мир
-у зоологии - животный мир).
Для философии же существует несколько подходов определения её
предмета.
1) Определения онтологического типа:
-Философия - это наука о всеобщих законах движения и развития
природы, общества, мышления;
-Философия - это наука о всеобщем в отношении человека и мира;
-Философия - это наука о всеобщих началах сущего;
-Философия - это наука о причинах или о "почему" (Т. Гоббс)
2) Определения антропологического типа:
-Философия - это наука о духе, т.к. наука о духе есть
прежде всего наука о человеческом существовании.
"Культура ума есть философия" - (Цецерон)
Мы же остановимся на первом определении
Философия - это наука о всеобщих законах движения и развития
природы, общества, мышления.
3) Как и всякая наука философия имеет свою структуру, порождённую её
проблемным полем.
1. Онтология или теория бытия.
Онтологические проблемы - это проблемы устройства мира,
бытия:
-существует ли субстанция бытия и какова она;
-что есть движение, пространство, время;
-что такое сознание и как оно возникло;
-какое место занимает в мире человек, какова его
природа;
-существует ли цель мирового развития;
-существуют ли законы природы и т.д.
Для обозначения источника существования, того начала, которое
даёт любой вещи возможность БЫТЬ, наличествовать, являться и
возникло понятие БЫТИЯ.
Само понятие БЫТИЯ в разные эпохи времени было неоднозначным:
-Древняя Греция - это поиск первовещества, из которого всё
создано
-Средневековье - бытие равно Богу (Бог всё творит и во всё
вдыхает жизнь)
-с 16-17 в.в.- проблема бытия рассматривается как
проблема материи с такими её проявлениями
как пространство, время, причинность.
-в 20 веке - возникла идея о том, что мировое бытие может
быть понято только через бытие человека, и
поэтому бессмысленно искать его в сфере
естественных наук.
2. Теория познания (или гносеология) - учение о познавательной
деятельности человека.
Гносеология - очень древняя дисциплина и она тесно связана с
онтологией.
Основные проблемы гносеологии:
-познаваем ли мир в принципе
-безгранично ли человеческое познание в своих возможностях
или оно имеет границы
-как получается знание о мире
-правдивы или ложны наши знания, можно ли вообще познать
истину.4
3. Аксиология - теория ценностей.
Ценность - это то, что получает устойчивую положительную
оценку, что обладает большим значением для нас (Истина,
добро, красота, справедливость, любовь).
Основные проблемы:
-что есть благо;
-какова природа ценностей;
-как они связаны между собой;
-как соотносятся ценности и "факты" реальности и т.д.
4. Праксиология - учение о практике.
Основные проблемы:
-способен ли человек преобразовать мир;
-где граница допустимого вмешательства в естественное
развитие природы и общественных процессов;
-каковы принципы оптимальной деятельности и т.д.
5. Кроме того в современной философии выкристаллизировались
самостоятельные дисциплины:
-феноменология - теория сознания, рассматривающая сознание
как особую действительность, специфический регион бытия,
обладающий иными законами, нежели природная реальность;
-социальная философия, рассматривающая внутреннюю организацию
общества, его соотношение с природой, взаимоотношения,
существующие между социальными группами, роль и положение
личности в конкретном социальном организме;
-философия истории, исследует проблемы:
1. Движущих сил истории, её источники, цели
2. Начало и конец истории
3. О субъективном и объективном в историческом процессе;
-философская антропология:
1. Выясняет место человека в мире
2. Устанавливает его особое качество,
отличающее его от животных
3. Обнаруживает родовую сущность человека. -этика и
эстетика
1. этика - философская наука о нравственности которая
изучает, что такое человеческие нравы и как они
соотносятся с представлением о должном.
2. эстетика - это теория прекрасного, она анализирует
прекрасное и в жизни и в искусстве, задаётся
вопросом, где обитает красота, в мире самом по себе
или же в нашем сознании и воображении, стремится
выявить внутренние законы эстетического.
-а также:
-философия природы (натурфилософия)
-философия науки и техники
-философия права
-философия религии
Все эти теоретические построения - это продукт взаимодействия философии с
другими формами общественного сознания. Они не занимаются собственно
философскими вопросами, а являют собой использование логико-
гносеологических средств для решения мировоззренческих и
методологических проблем науки, религии, искусства и т.д.
Такое использование небесполезно и для самой философской науки. Здесь
проверяется эффективность и надёжность философских понятий и
принципов.
Структура философии определяет её функции.
Функции философии.
Исходя из рассмотренного подхода к философии как типу мировоззрения и
науки, можно выделить функции философии.
1) Мировоззренческая функция
Исследуя мир в целом и положение человека в нём, философия выполняет
мировоззренческую функцию.
Общество требует от философии ответа на вопросы:
-Каким должен быть мир, чтобы соответствовать человеку?
-Каким должен быть сам человек чтобы соответствовать миру?
-Достоин ли мир того, чтобы в нём жить?
-Достоин ли сам человек того, чтобы выступать от имени жизни?
Отвечая на эти вопросы, философия выступает как основа мировоззрения.
Она предлагает систему категорий, выражающих фундаментальные
принципы бытия, в том числе и специфику существования человека.
Мировоззренческие принципы различаются как:
-идеалистические и материалистические (в зависимости от того что
первично: либо материя, либо сознание);
-диалектические и метафизические (в зависимости от того признаётся в
них развитие или нет);
-ноуменальные и феноменальные;
-трансцендентные и имманентные;
-конвенциональные и объективные;
-атрибутивные и модусные;
-экзестенциальные и эссенциальные;
-аксиологические и антологические и т.д.
Мировоззренческие принципы тесно связаны с практической жизнью, с
жизненными (экзистенциальными) установками познающего человека.
2) Аксиологическая функция.
Эта функция заключается в определении: ценностей жизни; системы
нравственных, гуманистических принципов и идеалов; смысла жизни
человека.
Об этой функции философии мы говорили в первом вопросе, но отметим, что
ценностный аспект философии развивается вместе с ней из эпохи в
эпоху:
-в античное время: - главное внимание уделялось полисным (т.е.
общественным) ценностям. Но уже в эпоху эллинизма философ
Протагор высказывает идею что "Индивидуум (человек) - есть
мера всех вещей".
-в Новом времени: Гегель - высшая ценность - государство.
-Русские философы XIX-XX веков в качестве важнейшей
ценности выдвигали соборность. Соборность - это
органическая, социально-духовная общность людей, в которой
каждый индивид раскрывает свои способности во имя
процветания сообщества.
Современная философия - выдвигает новые ценности:
-общегуманистические, экологические ценности
-ценности качества жизни и конечно центральная
ценность - это сам человек.
Философия не может избавить общество от порождаемых социально-
экономическими системами негативных явлений. Но она
может оградить систему ценностей от проникновения в неё
всего того ложного и критически не проверенного, порочного
и примитивного.
3) Методологическая функция.
-философия через систему своих категорий, принципов и законов
вооружает конкретные науки мыслительным орудием познания
мира. Философия сама собой являет всеобщий метод, ибо её
предметом исследования выступают наиболее универсальные
принципы мышления, всякого познания.
Философские методы, будучи универсальными, являются
необходимым условием решения разнообразных конкретных задач,
но не подменяют собой специальных частнонаучных методов, а
конкретизируется ими.
-философия интегрирует всю совокупность знаний в современном
мире. Знания, доставляемые отдельными дисциплинами столь
разнообразны, что они нуждаются в сведении в единую
целостную научную картину мира.
Т.о. философия образует методологическую основу для каждой
научной дисциплины, достигшей высот самосознания.
4) Гносеологическая функция
-Философия разрабатывает теорию познания, раскрывает
закономерности возникновения, функционирования и развития
познавательной деятельности человека, исследует формы
движения к истине, пути и средства проверки полученных
данных.
-Философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы
опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура
или общественно историческая жизнь людей в целом. Их
называют универсалиями культуры. Важное место среди них
занимают философские категории, знание которых имеет важное
значение при решении многообразных теоретических и
практических задач.
Место философии в процессе становления профессиональной культуры офицера
РВСН.
1. На базе философии формируется система знаний, научная картина мира,
правильный образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический
уровень личности офицера ракетчика.
2. Философия, создавая нравственный климат общества, формирует
духовный мир офицера, его нравственные ценности, отвечает на
смысложизненные вопросы.
3. Философия вооружает офицера теорией познания, её методами духовного
освоения действительности.
4. По мере усвоения философии логическое мышление становится более
культурным, более правильным, более адекватным действительности; у
офицера, иначе говоря формируется диалектический метод мышления,
стимулирующий критическое и творческое отношение к окружающему миру.
5. Уровень философской подготовки офицера-ракетчика во многом
определяет оптимальность принимаемых решений, поскольку в каждом
акте мышления во многих случаях в неявном виде используется
динамическая система философских категорий (вернее вся духовная
культура человека, стержнем которой является философия.
Выводы по лекции
1. Философия - это исторически развивающаяся система фундаментальных
идей, теоретически объясняющих и оценивающих отношение человека
к миру, а также ориентирующих его в его жизнедеятельности в
контексте принятой в данной цивилизации системы духовных
ценностей.
2. Философия возникает на базе мифологии и религии, отбрасывая всё,
что связано с некритическим восприятием действительности, делая
при этом упор не на веру, а на разум человека.
3. Философия включает в себя ряд дисциплин: онтологию, гносеологию,
аксиологию и т.п. Каждая из них имеет свои проблемы и
располагает собственным кругом понятий.
4. Будучи сердцевиной духовной культуры общества, выражая собой
своеобразие исторической эпохи, философия, в принципе, носит
общечеловеческий характер, что никоим образом не мешает её
нацеленности на социально-экономические ценности, служащие
ориентиром для прогрессивного развития общества.
5. Функционируя в системе культуры общества, философия разрабатывает
теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы,
логико-методологические основы научного познания. В условиях
растущей дифференциации научного знания философия принимает
активное участие в интеграционных процессах, в синтезе
достижений отдельных наук в единую картину мира.
6. Философия как наука имеет большую практическую значимость. Она
помогает личности офицера-ракетчика ясно судить о том, что
происходит вокруг в природе, в обществе и в сознании людей.