Материалистическое понимание истории К. Маркса

Материалистическое понимание истории К. Маркса

на тему: «Материалистическое понимание истории

К. Маркса»

Оглавление

|Оглавление.………………………………………………………………... |2 |

|Введение. …………………………………………………………………... |3 |

|1.Основные категории исторического |5 |

|материализма……………………………………………………………… | |

| 1.1. Общественное бытие и общественное сознание………………….. |6 |

| 1.2. Производительные силы и производственные отношения……….. |8 |

| 1.3. Базис и надстройка…………………………………………………... |13 |

|2. Исторический процесс как последовательная смена общественно - |17 |

|экономических формаций……………………………… | |

|2.1. Категория общественно - экономической формации. Критерии |17 |

|членения исторического процесса………………………………………. | |

|2.2. Формационные ступени исторического процесса………………..... |20 |

|2.3. Социальная революция как закон смены общественно - |28 |

|экономических формаций………………………………………………... | |

|3. Историческая необходимость и сознательная деятельность людей |32 |

|………………………………………………………………………. | |

|Заключение………………………………………………………………… |37 |

|Список использованной литературы ………………………………….. |40 |

Введение

Философия марксизма представляет собой колоссальную по уровню своей

логической обоснованности и идеологического влияния систему научных знаний

о человеке, обществе, государстве. Именно она еще так недавно играла

огромную роль в жизни нашей страны, являлась идеалом мировоззрения для

миллионов людей. И на сегодняшний день, несмотря на утрату былой

популярности, она продолжает впечатлять глубиной и точностью умозаключений,

неопровержимостью своей логики.

Настоящая работа посвящена марксистскому учению об общественно-

историческом процессе – материалистическому пониманию истории. Оно

составляет неотъемлемую часть философии марксизма и наиболее ярко

иллюстрирует самую ее суть. Здесь наиболее ярко прослеживается воплощение

диалектико-материалистической теории развития, ее общих законов, благодаря

которым осуществляются процессы движения и изменения материи. Кроме того,

воплощенный в марксистской теории исторического процесса формационный

подход к общественно-историческому развитию является, по мнению автора,

наиболее обоснованным не только с теоретической, но и с практической точки

зрения.

Целью настоящей работы является исследование сущностных основ

марксистского понимания исторического развития общества через его основные

категории и закономерности.

Достижению указанной цели служат следующие задачи:

1. Выявление содержания основополагающих категорий исторического

материализма – общественное бытие и общественное сознание, производительные

силы и производственные отношения, базис и надстройка – как диалектически

взаимосвязанных составляющих историко-философского учения К. Маркса.

2. Анализ сущности категории общественно-экономической формации как

важнейшего звена в членении исторического процесса и показателя его

прогрессивного развития.

3. Рассмотрение типов общественно-экономических формаций, возникающих

в процессе развития общества от низших форм к высшим.

4. Установление содержания категории «социальная революция» с позиций

ее места в диалектической системе материалистического понимания истории и

роли в процессе общественного развития.

5. Исследование марксистского подхода к истории как объективно

обусловленному процессу через понятие исторической необходимости; выявление

роли сознательной деятельности людей в истории.

Указанные задачи предопределили структуру настоящей работы,

представленную в оглавлении.

1.Основные категории исторического материализма

Учение Карла Маркса об истории человеческого общества складывалось в

процессе формирования марксистской философии в целом. В его основе лежит

базовая для всей философской системы Маркса идея о материальной природе

мира, о том, что в мире нет ничего, кроме материи и законов ее движения и

изменения. При этом в качестве метода познания используется диалектический

материализм. Именно с этих позиций исследуются общие законы исторического

развития и формы их реализации в деятельности людей.

Впервые материалистическое понимание истории освещается в совместной

работе Маркса и Энгельса «Немецкая идеология» (1845-1846 гг.). Здесь

история определяется как «…последовательная смена отдельных поколений,

каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы,

переданные ему всеми предшествующими поколениями».[1]

В рамках своего учения Маркс доказывает, что материальное

производство – объективное, необходимое условие общественной жизни. Но

главное, что было доказано Марксом и из чего вытекают все его последующие

открытия, по словам Т. И. Ойзермана, - это то, что человечество само

создает объективные условия, которые определяют его развитие. Ни

географические условия, ни климат, ни другие естественные факторы не могут

быть определяющей силой общественно-исторического процесса. Такой силой, в

конечном счете, являются производительные силы.[2]

Категорию производительных сил, как и другие ключевые категории

материалистического понимания истории, Маркс выводит из одного общего

основания – материальной природы человека, его потребностей и деятельности,

направленной на их удовлетворение. «Первая предпосылка всякой человеческой

истории, - читаем мы в «Немецкой идеологии», - это … существование живых

человеческих индивидов… Сами они начинают отличать себя от животных, как

только начинают производить необходимые им средства к жизни… Производя

необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самоё

свою материальную жизнь».[3]

Итак, свое начало история человеческого общества берет в мире

материальных вещей. На этом общем основании покоятся категории

«общественное бытие», «общественное сознание», «производительные силы»,

«производственные отношения», «базис», «надстройка», при помощи которых

конструируется логика изложения материалистического понимания истории.

1.1. Общественное бытие и общественное сознание

Общественное бытие людей, по Марксу, есть реальный процесс их жизни.

Люди живут и действуют в различных отраслях общественной жизни. Это и есть

их общественное бытие. В основе общественного бытия людей лежит их

экономическая деятельность. Ведь для того, чтобы жить и работать, люди

прежде всего должны есть, пить, одеваться и т.д. А это все обеспечивается

людьми в процессе общественного производства, экономической жизни.

Но люди в обществе не только живут, производят и развивают формы своей

общественной жизни, но и отражают в своем сознании данное бытие, размышляют

о нем, воссоздают его в виде образов, идей и теорий. Если общественное

бытие есть жизнь непосредственная, то мысли об этой жизни есть жизнь

опосредованная, отраженная в сознании.

Вот эта сторона общественной жизни людей – жизнь, опосредованная

сознанием, производная, духовная – является областью общественного

сознания. Общественное сознание есть сознание общественных отношений,

отражение общественного бытия.

Так, литература и искусство описывают, изображают лишь то, что уже

существует в жизни, или то, что в жизни зарождается. Политические и

моральные идеи суть отражения в головах людей потребностей жизни общества.

Общественное бытие первично, а общественное сознание вторично, производно.

Люди, живя и действуя в обществе, вырабатывают, создают различные

представления и идеи о своей общественной жизни.

В этой связи нужно различать сознание как свойство каждого разумного

существа и сознание как понимание сущности общественных отношений, в

которых человек живет и действует. В первом смысле человек всегда действует

сознательно, во втором же смысле, когда имеется в виду общественное

сознание, он может действовать бессознательно, стихийно.

Сознание как свойство человеческой деятельности может относиться к

сфере удовлетворения личных, будничных интересов человека. Маркс называл

такое сознание обыденным.

Первичность общественного бытия в отношении общественного сознания

состоит не только в том, что явления общественного бытия возникают раньше,

чем они отразятся в общественном сознании людей, и состоит не только в том,

что общественное бытие является независимым от общественного сознания, но

еще и в том, что общественное бытие определяет общественное сознание.

Если общественное бытие людей различно, то различны и их взгляды на

бытие. Л.Фейербах говорил: “В хижинах думают иначе, чем во дворцах”.

Но сознание людей отнюдь не является пассивным, зеркально - мертвым

отражением жизни. Марксистский материализм в понимании общественной жизни

отнюдь не отрицает и не принижает роли идей в общественном развитии. Он

лишь подчеркивает, что эти идеи определяются жизнью и поэтому должны быть

теснейшим образом связаны с последней, правильно отражая тенденции и

требования ее развития.[4]

1.2. Производительные силы и производственные отношения

Исходный пункт истории человечества и его дальнейшего развития, как

уже отмечалось, образует производство средств существования. Но при этом

люди не свободны в выборе производства. То или иное поколение застает его

готовым. Оно наследует производство от прошлых поколений.

В «Капитале» Маркс характеризует производство как целесообразную

деятельность людей для создания потребительных стоимостей с помощью

производительных сил. Простыми моментами процесса труда являются: 1) труд,

2) предмет труда и 3) орудия труда.

Производство включает в себя две стороны: во-первых, отношение людей к

природе, степень овладения ее силами, т. е. производительные силы, во-

вторых, отношения самих людей друг к другу в процессе овладения силами

природы, т. е. производственные отношения.

Производительные силы — одно из наиболее общих и основных понятий

марксистской философии. В этом понятии выражается основное отношение

человека к природе. К производительным силам относятся люди и средства

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты