производства. Производительные силы представляют собой органическое
единство всех входящих в них элементов, взаимно связанных между собой на
основе всей системы разделения труда в обществе.
Силы природы и ее предметы становятся производительными силами лишь
тогда, когда они соединяются с рабочей силой человека, т. е. выступают в
качестве средств.
Производительные силы представляют собой конкретно-историческое
единство производителей и средств производства, целостную систему личных и
вещных элементов, внутренне связанных кооперацией и разделением труда.
Но указанные элементы играют не однозначную роль в системе
производительных сил. Главной производительной силой являются
производители, трудящиеся.
Для развития техники всегда требуются соответствующие кадры рабочих,
которые приводят ее в движение. Люди, овладевшие техникой и научным
знанием, являются решающим фактором производства на любой ступени
общественно-исторического развития. В конечном счете, источником
производительных сил является трудовая деятельность людей.
Производительные силы, в конечном счете, по выражению Маркса,
представляют собой результат трудовой энергии людей. Люди, побуждаемые
материальными интересами, создают и усовершенствуют орудия производства,
добывают предметы труда. Маркс замечает, что «развитие общественного
индивида — вот что выступает в качестве основного устоя производства и
богатства».
Первая производительная сила — трудящиеся — имеет всегда конкретно-
исторический характер. В определенных общественных условиях она обладает
специфическими общественными свойствами. Член первобытного общества, раб,
крепостной крестьянин, наемный рабочий, работник социалистического общества
— вот этапы ее развития. В этом качественном различии данной
производительной силы отражаются особые общественные отношения, при которых
она функционирует. Процесс труда не только выражает собой затрату
физической и духовной энергии, но и исторически сложившиеся общественные
отношения
Орудия труда — это предметы или сочетание предметов, с помощью которых
человек воздействует на природу. Посредством орудий труда человек
производит преднамеренные изменения в предмете труда. С помощью орудий
человек материализует свой труд, благодаря чему происходит передача
последующим поколениям накопленного в обществе труда, общественных
отношений. [5]
В процессе развития производства люди вступают в отношения друг к
другу. Эти общественные отношения, возникающие в процессе производства,
называются производственными. Они соответствуют определенному уровню
развития производительных сил. Производственные отношения характеризуют то
или иное соединение средств производства с рабочей силой. Маркс в своем
анализе производственных отношений подчеркивал их общественный характер. Он
писал, что производство обособленного индивида вне общества — такая же
бессмыслица, как развитие языка вне совместно живущих и разговаривающих
между собой индивидов.
Производственные отношения людей — это их первичные отношения, которые
определяют все остальные общественные отношения. Они материальны,
складываются в процессе производства, возникают объективно, в результате
действия законов экономического развития. Производственные отношения не
зависят от воли людей, они не могут устанавливаться произвольно.
Вместе с производительными силами люди наследуют и определенные
общественные отношения производства. Характер производственных отношений
людей неизбежно меняется вместе с преобразованием, изменением и ростом
производительных сил. Производительные силы и производственные отношения,
доставшиеся от прежних поколений как результат их многовековой
деятельности, каждый раз становятся исходным пунктом для начала последующей
деятельности людей, для развития общества в целом.
Производственные отношения, определяемые развитием производительных
сил, характеризуются, прежде всего, формой собственности на средства
производства. Это главное и решающее в содержании понятия производственных
отношений. Переход от одной общественно-экономической формации к другой
сопровождается перераспределением средств производства, сменой форм
собственности на них.
Теснейшим образом с распределением средств производства, или формой
собственности на них, связано положение и взаимное отношение различных
классов и социальных групп в общественном производстве. Форма собственности
на средства производства также определяет собой социальные формы и характер
распределения продуктов в обществе.
Производственные отношения в обществе определяются формами
собственности. Каждая из основных форм (первобытно – общинная,
рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая)
производственных отношений составляет экономическую структуру общественно-
экономической формации.
Производство в обществе функционирует как совокупность различных видов
труда, обусловленных разделением труда в тесной связи с развитием техники.
Производительные силы и производственные отношения образуют единство,
в котором первые составляют содержание, а вторые — их форму. Нет
производительных сил без производственных отношений. Производственные
отношения выступают в процессе производства не в качестве внешней оболочки,
а как его внутренний момент. Всякое производство, пишет Маркс, есть
присвоение благ природы внутри определенной общественной формы и
посредством ее.
Производительные силы и производственные отношения в конкретно-
исторической совокупности в процессе функционирования составляют способ
производства, определяющий всю общественную жизнь данной исторической
эпохи. Производительные силы выражают отношение человека к природе, а
производственные отношения — отношения людей друг к другу в процессе
производства. «Каковы бы ни были общественные формы производства,— пишет
Маркс,— рабочие и средства производства всегда остаются его факторами. Но,
будучи в состоянии отделения друг от друга, и те и другие являются его
факторами лишь в возможности. Для того чтобы вообще производить, они должны
соединиться. Тот особый характер и способ, каким осуществляется это
соединение, отличает различные экономические эпохи общественного строя».[6]
Способ, каким люди той или иной общественно-экономической формации
производят необходимые средства для жизни, и составляет понятие способа
производства.
Способ производства представляет собой общественную форму
производства. Внутреннее единство производительных сил и производственных
отношений находит свое выражение в том, что воспроизводство в общество
всегда означает не только воспроизводство определенных материальных условий
жизни, но и воспроизводство определенных общественных отношений.
Способ производства образует основу общества. В нем заложены основные
источники общественного развития. История общества есть прежде всего
история способов производства. Особый характер и способ, каким происходит
соединение рабочих со средствами производства, различает общественно-
экономические формации. На каждой ступени общественного развития способ
производства определяет характер и формы влияния географической среды, в
конечном счете, рост народонаселения, степень развития и формы воздействия
науки на производительные силы. Он обусловливает все возникающие в обществе
отношения. Его существенные изменения влекут за собой глубокие перемены в
социальной, политической и духовной областях жизни общества. Развитие
производительных сил и изменение производственных отношений выражают
поступательное, прогрессивное развитие человеческого общества. Все коренные
изменения в обществе, в конечном счете, определяются объективными законами
производства.[7]
1.3. Базис и надстройка
Марксизм установил, что идеологические отношения и соответствующие им
формы учреждений и организаций следует объяснять не из них самих, как это
делали идеалисты, а из материальных, производственных отношений, образующих
экономическую основу общества. Таким образом, марксизм дал вполне
объективный критерий для отделения определяющих общественных отношений от
производных, выделив производственные, экономические отношения как
структуру общества, его основу. В этой связи Маркс и Энгельс ввели в науку
понятия базиса и надстройки.
Люди не могут производить материальные блага, не вступая в
определенные производственные отношения друг с другом. “Совокупность этих
отношений, - говорит Маркс, - составляет экономическую структуру общества,
реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая
надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного
сознания”.[8] (Курсив наш. - А. Г.)
Нетрудно понять, что производственные отношения, с одной стороны,
являются необходимым элементом способа производства, а с другой –
составляют базис, основу для тех общественных явлений, которые возникают на
этой основе.
Нельзя смешивать способ производства, как материальную основу всего
общественного развития, с экономическим базисом, как основой лишь
надстроечных явлений.
Категория экономического базиса является одновременно общеисторической
и конкретно – исторической. Это значит, что каждой общественной формации
присущ свой экономический базис. Сообразно различным типам производственных
отношений складываются соответствующие типы экономических базисов:
первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, коммунистический.
Следовательно, господствующий тип производственных отношений определяет
соответствующий тип экономического базиса.
Каждый экономический базис неизбежно порождает соответствующую ему
надстройку. Надстройка – это совокупность общественных явлений, которые
возникают и развиваются на основе определенного экономического базиса, как-
то: политические, правовые, этические эстетические, философские,
религиозные, и т.д. взгляды, идеи (формы общественного сознания) и
соответствующие им учреждения и организации.
Исторический опыт показывает, что сначала возникают общественные идеи,
а затем соответствующие им учреждения и организации.
Надстройка, как и базис, является одновременно общеисторической и