Методы и формы научного познания

Методы и формы научного познания

Содержание:

1. Введение.

1

2. Научное познание и его особенности. 1

3.Этапы процесса познания. Формы чувственного

и рационального познания.

4

4. Методы научного познания.

13

4.1. Понятие метода и методологии. Классифи-

кация методов научного познания. 13

4.2. Всеобщий (диалектический) метод

познания, принципы диалектического метода

и их применение в научном познании. 17

4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых

объектов. Комплексный подход в познании.

17

4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание. 18

4.2.3. Принцип детерминизма.

20

4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический

подход в познании.

20

4.3. Общенаучные методы эмпирического познания. 22

4.3.1. Научное наблюдение и описание.

22

4.3.2. Эксперимент.

24

4.3.3. Измерение и сравнение.

26

4.4. Общенаучные методы теоретического познания. 28

4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному. 28

4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.

30

4.4.3. Формализация.

32

4.4.4. Аксиоматический метод.

34

4.4.5. Метод гипотезы.

34

4.5. Общенаучные методы, применяемые

на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. 36

4.5.1. Анализ и синтез.

36

4.5.2. Индукция и дедукция.

37

4.5.3. Аналогия и моделирование.

39

5. Заключение.

42

6. Библиографический список.

43

1. Введение.

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее

время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех

ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-

то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало

такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 %

всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь

окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.

Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода

к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных

технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы

классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в

электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и

обработки, и мн.др.

Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого

познания – наука в наши дни становиться все более и более значимой и

существенной частью реальности.

Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь

присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания.

Именно правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему

познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы

и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для

познания действительности постоянно увеличивается. Точное их количество,

пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и

каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования.

Вместе с тем все эти методы находятся в диалектической связи с

общенаучными методами, которые они, как правило, содержат в различных

сочетаниях и со всеобщим, диалектическим методом. Это обстоятельство

является одной из причин, которые определяют важность наличия философский

знаний у любого ученого. Ведь именно философия как наука «о наиболее общих

закономерностях бытия и развития мира» занимается изучением тенденций и

путей развития научного познания, его структуры и методов исследования,

рассматривая их через призму своих категорий, законов и принципов. В

добавок ко всему философия наделяет ученого тем всеобщим методом, без

которого невозможно обойтись в любой области научного познания.

2. Научное познание и его особенности.

Познание — это специфический вид деятельности человека, направленный

на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. «Познание – это,

обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой, процесс

приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и

совершенствование[1].»

Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными

способами, среди которых можно выделить два основных. Первый (генетически

исходный) — материально-технический — производство средств к жизни, труд,

практика. Второй — духовный (идеальный), в рамках которого познавательные

отношения субъекта и объекта — лишь одно из многих других. В свою очередь

процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития

практики и самого познания все более дифференцируется и воплощается в

различных своих формах.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии,

политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы познания.

Обычно выделяют следующие из них: обыденное, игровое, мифологическое,

художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное.

Последние хотя и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них

имеет свою специфику.

Не будем останавливаться на рассмотрении каждой из форм познания.

Предметом нашего исследования является научное познание. В связи с этим

целесообразно рассмотреть особенности лишь последнего.

Основными особенностями научного познания являются:

1. Основная задача научного знания — обнаружение объективных законов

действительности — природных, социальных (общественных), законов самого

познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на

общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их

выражение в системе абстракций. «Сущность научного познания заключается в

достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит

необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе

осуществляет предвидение различных явлений и событий»[2]. Научное познание

стремиться вскрыть необходимые, объективные связи, которые фиксируются в

качестве объективных законов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само

понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность

изучаемых явлений.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания —

объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и

методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Отсюда

характерная черта научного познания — объективность, устранение по

возможности субъективистских моментов во многих случаях для реализации

«чистоты» рассмотрения своего предмета. Ещё Эйнштейн писал: «То, что мы

называем наукой, имеет своей исключительной задачей твердо установить то,

что есть»[3]. Её задача – дать истинное отражение процессов, объективную

картину того, что есть. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность

субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее

неосуществимо без конструктивно-критического отношения к действительности,

исключающего косность, догматизм, апологетику.

3. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на

то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по

изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами.

Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать,

чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать»— не только в

настоящем, но и в будущем. Весь прогресс научного знания связан с

возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Именно предвидение дает

возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное знание

открывает возможность не только предвидения будущего, но и сознательного

его формирования. «Ориентация науки на изучение объектов, которые могут

быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально, как

возможные объекты ее будущего освоения), и их исследование как

подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляет

одну из важнейших особенностей научного познания. Эта особенность отличает

его от других форм познавательной деятельности человека»[4].

Существенной особенностью современной науки является то, что она стала

такой силой, которая предопределяет практику. Из дочери производства наука

превращается в его мать. Многие современные производственные процессы

родились в научных лабораториях. Таким образом, современная наука не только

обслуживает запросы производства, но и все чаще выступает в качестве

предпосылки технической революции. Великие открытия за последние

десятилетия в ведущих областях знания привели к научно-технической

революции, охватившей все элементы процесса производства: всесторонняя

автоматизация и механизация, освоение новых видов энергии, сырья и

материалов, проникновение в микромир и в космос. В итоге сложились

предпосылки для гигантского развития производительных сил общества.

4. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный

противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты