последующей форме чувственного познания — в восприятии.
Восприятие — это целостный чувственный образ предмета, формируемый
мозгом из ощущений, непосредственно получаемых от этого предмета. В основе
восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто
механическая их сумма. Ощущения, которые получаются от различных органов
чувств, в восприятии сливаются в единое целое, образуя чувственный образ
предмета. Так, если мы держим в руке яблоко, то зрительно мы получаем
информацию о его форме и цвете, через осязание узнаем о его весе и
температуре, обоняние доносит его запах; а если мы попробуем его на вкус,
то узнаем кислое оно или сладкое. В восприятии уже проявляется
целенаправленность познания. Мы можем сконцентрировать внимание на какой-то
стороне предмета и она будет «выпячена» в восприятии.
Восприятия человека развивались в процессе его общественно-трудовой
деятельности. Последняя ведет к созданию все новых и новых вещей,
увеличивая тем самым количество воспринимаемых предметов и совершенствуя
сами восприятия. Поэтому восприятия человека более развиты и совершенны,
чем восприятия животных. Как заметил Ф. Энгельс, орел видит значительно
дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно
больше, чем глаз орла.
На основе ощущений и восприятий в мозгу человека складываются
представления[8]. Если ощущения и восприятия существуют лишь при
непосредственном контакте человека с предметом (без этого нет ни ощущения,
ни восприятия), то представление возникает без непосредственного
воздействия предмета на органы чувств. Через какое-то время после того, как
предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в своей памяти
(например, вспомнить о яблоке, которое некоторое время назад мы держали в
руке, а затем съели). При этом образ предмета, воссозданный нашим
представлением, отличается от того образа, который существовал в
восприятии. Во-первых, он беднее, бледнее, по сравнению с тем
многокрасочным образом, который мы имели при непосредственном восприятии
предмета. И во-вторых, этот образ обязательно будет более общим, ибо в
представлении, с еще большей силой, чем в восприятии, проявляется
целенаправленность познания. В образе, вызванном по памяти, на первом плане
будет то главное, что нас интересует.
Вместе с тем, воображение, фантазия существенно необходимы в научном
познании. Здесь представления могут приобретать подлинно творческий
характер. На основании элементов, имеющихся в действительности,
исследователь представляет себе нечто новое, такое, чего в настоящее время
нет, но которое будет либо в результате развития каких-то природных
процессов, либо в результате прогресса практики. Всякого рода технические
новинки, например, существуют вначале лишь в представлениях их создателей
(ученых, конструкторов). И лишь после их реализации в виде каких-то
технических устройств, конструкций, они становятся объектами чувственного
восприятия людей.
Представление является большим шагом вперед по сравнению с
восприятием, ибо в нем присутствует такая новая черта, как обобщение.
Последнее имеет место уже в представлениях о конкретных, единичных
предметах. Но в еще большей степени это проявляется в общих представлениях
(т. е., например, в представлении не только о данной конкретной березе,
растущей перед нашим домом, но и о березе вообще). В общих представлениях
моменты обобщения становятся куда более значительными, чем в любом
представлении о конкретном, единичном объекте.
Представление принадлежит еще к первой (чувственной) ступени познания,
ибо имеет чувственно-наглядный характер. Вместе с тем, оно является и
своеобразным «мостиком», ведущим от чувственного познания к рациональному.
В заключение отметим, что роль чувственного отражения действи-
тельности в обеспечении всего человеческого познания весьма значительна:
— органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно
связывает человека с внешним предметным миром;
— без органов чувств человек не способен вообще ни к познанию, ни к
мышлению;
— потеря части органов чувств затрудняет, осложняет познание, но не
перекрывает его возможности (это объясняется взаимной компенсацией одних
органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств,
способностью индивида концентрировать свое внимание, свою волю и т.п.);
— рациональное базируется на анализе того материала, который дают нам
органы чувств;
—регулирование предметной деятельности осуществляется прежде всего с
помощью информации, получаемой органами чувств;
— органы чувств дают тот минимум первичной информации, который
оказывается необходимым, чтобы многосторонне познать объекты, чтобы
развивать научное знание.
Рациональное познание (от лат. ratio — разум) — это мышление человека,
являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством
познания закономерностей, определяющих их бытие. Дело в том, что сущность
вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они
постигаются только с помощью мыслительной деятельности человека.
Именно «мышление осуществляет упорядочение данных чувственного
восприятия, но отнюдь не сводится к этому, а рождает нечто новое — то, что
не дано в чувственности. Этот переход суть скачок, перерыв постепенности.
Он имеет свое объективное основание в «раздвоении» объекта на внутреннее и
внешнее, сущность и проявление ее, на отдельное и общее. Внешние стороны
вещей, явлений отражаются прежде всего с помощью живого созерцания, а
сущность, общее в них постигается с помощью мышления. В этом процессе
перехода осуществляется то, что именуется пониманием. Понять — это значит
выявить существенное в предмете. Мы можем понимать и то, что не в состоянии
воспринимать… Мышление соотносит показания органов чувств со всеми уже
имеющимися знаниями индивида, более того — со всем совокупным опытом,
знаниями человечества в той мере, в какой они стали достоянием данного
субъекта.»[9]
Формами рационального познания (мышления человека) являются: понятие,
суждение и умозаключение. Это наиболее широкие и общие формы мышления,
которые лежат в основе всего неисчислимого богатства знаний, которое
накопило человечество.
Исходной формой рационального познания является понятие. «Понятия -
это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса
познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства;
отношения предметов и явлений, а благодаря этому одновременно суммируют
важнейшие свойства о способах действия с данными группами предметов и
явлений».[10] Понятие в своем логическом содержании воспроизводит
диалектическую закономерность познания, диалектическую связь единичного,
особенного и всеобщего. В понятиях могут фиксироваться существенные и
несущественные признаки объектов, необходимые и случайные, качественные и
количественные и т. п. Возникновение понятий — это важнейшая
закономерность становления и развития человеческого мышления. Объективная
возможность возникновения и существования понятий в нашем мышлении
заключается в предметном характере окружающего нас мира, т. е. наличие в
нем множества отдельных предметов, обладающих качественной определенностью.
Образование понятия — это сложный диалектический процесс, включающий:
сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление
признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение
однородных предметов на основе тех или иных общих признаков),
абстрагирование (выделение в предмете одних признаков, наиболее
существенных, и отвлечение от других, второстепенных, несущественных). Все
эти логические приемы тесно связаны между собой в едином процессе
образования понятия.
Понятия выражают не только предметы, но также их свойства и отношения
между ними. Такие понятия, как твердое и мягкое, большое и маленькое,
холодное и горячее и т. п. выражают определенные свойства тел. Такие
понятия, как движение и покой, скорость и сила и т. п. выражают
взаимодействие предметов и человека с другими телами и процессами природы.
Особенно интенсивно возникновение новых понятий происходит в сфере
науки в связи со стремительным углублением и развитием научного познания.
Открытия в объектах новых сторон, свойств, связей, отношений сразу же
влекут за собой появление новых научных понятий. Каждая наука имеет свои
понятия, образующие более или менее стройную систему, именуемую ее
понятийным аппаратом. В понятийный аппарат физики, например, входят такие
понятия, как «энергия», «масса», «заряд» и др. К понятийному аппарату химии
относятся понятия «элемент», «реакция», «валентность» и др.
По степени общности понятия могут быть разными — менее общими, более
общими, предельно общими. Сами понятия подлежат обобщению. В научном
познании функционируют частнонаучные, общенаучные и всеобщие понятия
(философские категории такие, как качество, количество, материя, бытие и
т.п.).
В современной науке все большую роль играют общенаучные понятия,
которые возникают в точках соприкосновения (так сказать «на стыке»)
различных наук. Зачастую это возникает при решении каких-то комплексных или
глобальных проблем. Взаимодействие наук при решении такого рода научных
проблем существенно ускоряется именно благодаря использованию общенаучных
понятий. Большую роль в формировании таких понятий играет характерное для
нашего времени взаимодействие естественных, технических и социальных наук,
образующих основные сферы научного знания.
Более сложной по сравнению с понятием формой мышления является
суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет собой
качественно особую форму мышления, выполняющую свои, особые функции в
мышлении. Это объясняется тем, что «всеобщее, особенное и единичное
непосредственно в понятии не расчленены и даны как нечто целое. Их
расчленение и соотношение дается в суждении»[11].
Объективной основой суждения служат связи и отношения между
предметами. Необходимость суждений (как и понятий) коренится в практической
деятельности людей. Взаимодействуя с природой в процессе труда, человек
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11