стремится не только выделить те или иные предметы среди других, но и
постигнуть их соотношения, чтобы успешно воздействовать на них.
Связи и отношения между предметами мысли носят самый разнообразный
характер. Они могут быть между двумя отдельными предметами, между предметом
и группой предметов, между группами предметов и т. п. Многообразие таких
реальных связей и отношений находит свое отражение в многообразии суждений.
«Суждение — это та форма мышления, посредством которой раскрывается
наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами (т.
е. указывается на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то)»[12]. Являясь
относительно законченной мыслью, отражающей вещи, явления объективного мира
с их свойствами и отношениями, суждение обладает определенной структурой. В
этой структуре понятие о предмете мысли называется субъектом и обозначается
латинской буквой S (Subjectum — лежащий в основе). Понятие о свойствах и
отношениях предмета мысли называется предикатом и обозначается латинской
буквой Р (Predicatum — сказанное). Субъект и предикат вместе называются
терминами суждения. При этом роль терминов в суждении далеко не одинакова.
Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое знание.
Например, наукой установлено, что железо обладает электропроводностью.
Наличие этой связи между железом и отдельным его свойством делает возможным
суждение: «железо (S) электропроводно (P)».
Субъектно-предикатная форма суждения связана с его основной
познавательной функцией - отражать реальную действительность в ее богатом
разнообразии свойств и отношений. Это отражение может осуществляться в виде
единичных, частных и общих суждений.
Единичным называется суждение, в котором что-либо утверждается или
отрицается об отдельном предмете. Такого рода суждения в русском языке
выражаются словами «это», именами собственными и т. д.
Частные суждения - это такие суждения, в которых что-либо утверждается
или отрицается о некоторой части какой-то группы (класса) предметов. В
русском языке подобные суждения начинаются такими словами, как «некоторые»,
«часть», «не все» и др
Общими называются суждения, в которых что-либо утверждается или
отрицается обо всей группе (обо всем классе) предметов. Причем то, что
утверждается или отрицается в общем суждении, касается каждого предмета
рассматриваемого класса. В русском языке это выражается словами «все»,
«всякий», «каждый», «любой» (в утвердительных суждениях) или «ни один»,
«никто», «никакой» и др. (в отрицательных суждениях).
В общих суждениях выражаются общие свойства предметов, общие связи и
отношения между ними, включая и объективные закономерности. Именно в виде
общих суждений формируются, по существу, все научные положения. Особое
значение общих суждений в научном познании определяется тем, что они служат
мыслительной формой, в которой только и могут быть выражены объективные
закономерности окружающего мира, открываемые наукой. Однако это не
означает, что познавательную ценность в науке имеют только общие суждения.
Законы науки возникают в результате обобщения множества единичных и частных
явлений, которые выражаются в форме единичных и частных суждений. Даже
единичные суждения об отдельных предметах или явлениях (каких-то фактах,
возникших в эксперименте, исторических событиях и т. д.) могут иметь важное
познавательное значение.
Будучи формой существования и выражения понятия, отдельное суж-дение,
однако, не может полностью выразить его содержание. Такой формой может
служить лишь система суждений и умозаключение[13]. В умозаключении наиболее
отчетливо проявляется способность мышления к опосредованному рациональному
отражению действительности. Переход к новому знанию осуществляется здесь не
путем обращения к данному чувственном опыте предмету познания, а на основе
уже имеющихся знаний.
Умозаключение содержит в своем составе суждения, а следовательно, и
понятия), но не сводится к ним, а предполагает еще их определенную связь.
Чтобы уяснить происхождение и сущность умозаключения, необходимо
сопоставить два рода знаний, которыми человек располагает и пользуется в
процессе своей жизнедеятельности. Это — знания непосредственные и
опосредованные.
Непосредственные знания — это те, которые получены человеком с помощью
органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т.д. Подобная чувственная
информация составляет значительную часть всех человеческих знаний.
Однако далеко не обо всем в мире можно судить непосредственно. В науке
большое значение имеют опосредованные знания. Это знания, которые получены
не прямо, не непосредственно, а путем выведения из других знаний.
Логической формой их приобретения и служит умозаключение. Под
умозаключением понимается форма мышления, посредством которой из известного
знания выводится новое знание.
Подобно суждениям умозаключение имеет свою структуру. В структуре
любого умозаключения различают: посылки (исходные суждения), заключение
(или вывод) и определенную связь между ними. Посылки — это исходное (и при
этом уже известное) знание, служащее основанием для умозаключения.
Заключение — это производное, притом новое знание, полученное из посылок и
выступающее их следствием. Наконец, связь между посылками и умозаключением
есть необходимое отношение между ними, делающее возможным переход от одного
к другому. Другими словами, это есть отношение логического следования.
Всякое умозаключение представляет собой логическое следование одних знаний
из других. В зависимости от характера этого следования, выделяются
следующие два фундаментальных типа умозаключений: индуктивное и
дедуктивное.
Умозаключение широко используется в повседневном и в научном познании.
В науке они используются как способ познания прошлого, которое
непосредственно наблюдать уже нельзя. Именно на основе умозаключений
формируются знания о возникновении Солнечной системы и образовании Земли, о
происхождении жизни на нашей планете, о возникновении и этапах развития
общества и т. д. Но умозаключения в науке применяются не только для
понимания прошлого. Они важны и для осмысления будущего, которое наблюдать
еще нельзя. А для этого необходимо знания о прошлом, о тенденциях развития,
действующих в настоящее время и прокладывающих путь в будущее.
Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают
ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где
органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-
либо объекта или явления, в понимании его сущности, форм существования,
закономерностей его развития и т. д.
4. Методы научного познания.
4.1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного
познания.
Понятие метод (от греческого слова «методос» — путь к чему-либо)
означает совокупность приемов и операций практического и теоретического
освоения действительности.
Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил,
руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом
означает для человека знание того, каким образом, в какой
последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных
задач, и умение применять это знание на практике.
«Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сводится к
совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и
действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые
ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного
результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины,
позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели
кратчайшим путем. Основная функция метода — регулирование познавательной и
иных форм деятельности»[14].
Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Ее
представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному,
истинному знанию. Так, видный философ XVII в. Ф. Бэкон сравнивал метод
познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. А другой
известный ученый и философ этого же периода Р. Декарт изложил свое
понимание метода следующим образом: «Под методом, — писал он, — я разумею
точные и простые правила, строгое соблюдение которых... без лишней траты
умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует
тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно»[15].
Существует целая область знания, которая специально занимается
изучением методов и которую принято именовать методологией. Методология
дословно означает «учение о методах» (ибо происходит этот термин от двух
греческих слов: «методос» — метод и «логос» — учение). Изучая
закономерности человеческой познавательной деятельности, методология
вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей
методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и
других характеристик методов познания.
Методы научного познания принято подразделять по степени их общности,
т. е. по широте применимости в процессе научного исследования.
Всеобщих методов в истории познания известно два: диалетический и
метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины
XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания
диалектическим методом.
Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые
используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма широкий,
междисциплинарный спектр применения.
Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней
научного познания.
Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический..
«Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во-первых, способов
(методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера
достигаемых научных результатов»[16]. Одни общенаучные методы применяются
только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие
— только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые
(например, моделирование) — как на эмпирическом, так и на теоретическом
уровнях.
Эмпирический уровень научного познания характеризуется
непосредственным исследованием реально существующих, чувственно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11