Методы и формы научного познания

Исследовательские эксперименты дают возможность обнаружить у объекта

новые, неизвестные свойства. Результатом такого эксперимента могут быть

выводы, не вытекающие из имевшихся знаний об объекте исследования. Примером

могут служить эксперименты, поставленные в лаборатории Э. Резерфорда,

которые привели к обнаружению ядра атома, а тем самым и к рождению ядерной

физики.

Проверочные эксперименты служат для проверки, подтверждения тех или

иных теоретических построений. Так, существование целого ряда элементарных

частиц (позитрона, нейтрино и др.) было вначале предсказано теоретически, и

лишь позднее они были обнаружены экспериментальным путем.

Исходя из методики проведения и получаемых результатов, эксперименты

можно разделить на качественные и количественные. Качественные эксперименты

носят поисковый характер и не приводят к получению каких-либо

количественных соотношений. Они позволяют лишь выявить действие тех или

иных факторов на изучаемое явление. Количественные эксперименты направлены

на установление точных количественных зависимостей в исследуемом явлении. В

реальной практике экспериментального исследования оба указанных типа

экспериментов реализуются, как правило, в виде последовательных этапов

развития познания.

Как известно, связь между электрическими и магнитными явлениями была

впервые открыта датским физиком Эрстедом в результате чисто качественного

эксперимента (поместив магнитную стрелку компаса рядом с проводником, через

который пропускался электрический ток, он обнаружил, что стрелка

отклоняется от первоначального положения). После опубликования Эрстедом

своего открытия последовали количественные эксперименты французских ученых

Био и Савара, а также опыты Ампера, на основе которых была выведена

соответствующая математическая формула.

Все эти качественные и количественные эмпирические исследования

заложили основы учения об электромагнетизме.

В зависимости от области научного знания, в которой используется

экспериментальный метод исследования, различают естественнонаучный,

прикладной (в технических науках, сельскохозяйственной науке и т. д.) и

социально-экономический эксперименты.

4.3.3. Измерение и сравнение.

Большинство научных экспериментов и наблюдений включает в себя

проведение разнообразных измерений. Измерение - это процесс, заключающийся

в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон

изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств.

Огромное значение измерений для науки отмечали многие видные ученые.

Например, Д. И. Менделеев подчеркивал, что «наука начинается с тех пор, как

начинают измерять». А известный английский физик В. Томсон (Кельвин)

указывал на то, что «каждая вещь известна лишь в той степени, в какой ее

можно измерить»[30].

В основе операции измерения лежит сравнение[31] объектов по каким-либо

сходным свойствам или сторонам. Чтобы осуществить такое сравнение,

необходимо иметь определенные единицы измерения, наличие которых дает

возможность выразить изучаемые свойства со стороны их количественных

характеристик. В свою очередь, это позволяет широко использовать в науке

математические средства и создает предпосылки для математического выражения

эмпирических зависимостей. Сравнение используется не только в связи с

измерением. В науке сравнение выступает как сравнительный или сравнительно-

исторический метод. Первоначально возникший в филологии, литературоведении,

он затем стал успешно применяться в правоведении, социологии, истории,

биологии, психологии, истории религии, этнографии и других областях знания.

Возникли целые отрасли знания, пользующиеся этим методом: сравнительная

анатомия, сравнительная физиология, сравнительная психология и т.п. Так, в

сравнительной психологии изучение психики осуществляется на основе

сравнения психики взрослого человека с развитием психики у ребенка, а также

животных. В ходе научного сравнения сопоставляются не произвольно выбранные

свойства и связи, а существенные.

Важной стороной процесса измерения является методика его

проведения. Она представляет собой совокупность приемов, использующих

определенные принципы и средства измерений. Под принципами измерений в

данном случае имеются в виду какие-то явления, которые положены в основу

измерений (например, измерение температуры с использованием

термоэлектрического эффекта).

Существует несколько видов измерений. Исходя из характера зависимости

измеряемой величины от времени, измерения разделяют на статические и

динамические. При статических измерениях величина, которую мы измеряем,

остается постоянной во времени (измерение размеров тел, постоянного

давления и т. п.). К динамическим относятся такие измерения, в процессе

которых измеряемая величина меняется во времени (измерение вибрации,

пульсирующих давлений и т. п.).

По способу получения результатов различают измерения прямые и

косвенные. В прямых измерениях искомое значение измеряемой величины

получается путем непосредственного сравнения ее с эталоном или выдается

измерительным прибором. При косвенном измерении искомую величину определяют

на основании известной математической зависимости между этой величиной и

другими величинами, получаемыми путем прямых измерений (например,

нахождение удельного электрического сопротивления проводника по его

сопротивлению, длине и площади поперечного сечения). Косвенные измерения

широко используются в тех случаях, когда искомую величину невозможно или

слишком сложно измерить непосредственно или когда прямое измерение дает

менее точный результат.

С прогрессом науки продвигается вперед и измерительная техника. Наряду

с совершенствованием существующих измерительных приборов, работающих на

основе традиционных утвердившихся принципов (замена материалов, из которых

сделаны. детали прибора, внесение в его конструкцию отдельных изменений и

т. д.), происходит переход на принципиально новые, конструкции

измерительных устройств, обусловленные новыми теоретическими предпосылками.

В последнем случае создаются приборы, в которых находят реализацию новые

научные. достижения. Так, например, развитие квантовой физики существенно

повысило возможности измерений с высокой степенью точности. Использование

эффекта Мессбауэра позволяет создать прибор с разрешающей способностью

порядка 10-13 % измеряемой величины.

Хорошо развитое измерительное приборостроение, разнообразие методов и

высокие характеристики средств измерения способствуют прогрессу в научных

исследованиях. В свою очередь, решение научных проблем, как уже отмечалось

выше, часто открывает новые пути совершенствования самих измерений.

4.4. Общенаучные методы теоретического познания.

4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному.

Процесс познания всегда начинается с рассмотрения конкретных,

чувственно воспринимаемых предметов и явлений, их внешних признаков,

свойств, связей. Только в результате изучения чувственно-конкретного

человек приходит к каким-то обобщенным представлениям, понятиям, к тем или

иным теоретическим положениям, т. е. научным абстракциям. Получение этих

абстракций связано со сложной абстрагирующей деятельностью мышления.

В процессе абстрагирования происходит отход (восхождение) от

чувственно воспринимаемых конкретных объектов (со всеми их свойствами,

сторонами и т. д.) к воспроизводимым в мышлении абстрактным представлениям

о них. При этом чувственно-конкретное восприятие как бы «...испаряется до

степени абстрактного определения»[32]. Абстрагирование, таким образом,

заключается в мысленном отвлечении от каких-то — менее существенных —

свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением,

формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков

этого объекта. Результат, получаемый в процессе абстрагирования, именуют

абстракцией (или используют термин «абстрактное» — в отличие от

конкретного).

В научном познании широко применяются, например, абстракции

отождествления и изолирующие абстракции. Абстракция отождествления

представляет собой понятие, которое получается в результате отождествления

некоторого множества предметов (при этом отвлекаются от целого ряда

индивидуальных свойств, признаков данных предметов) и объединения их в

особую группу. Примером может служить группировка всего множества растений

и животных, обитающих на нашей планете, в особые виды, роды, отряды и т. д.

Изолирующая абстракции получается путем выделения некоторых свойств,

отношений, неразрывно связанных с предметами материального мира, в

самостоятельные сущности («устойчивость», «растворимость»,

«электропроводность» и т. д.).

Переход от чувственно-конкретного к абстрактному всегда связан с

известным упрощением действительности. Вместе с тем, восходя от чувственно-

конкретного к абстрактному, теоретическому, исследователь получает

возможность глубже понять изучаемый объект, раскрыть его сущность. При этом

исследователь вначале находит главную связь (отношение) изучаемого объекта,

а затем, шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных

условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким

путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта.

Процесс перехода от чувственно-эмпирических, наглядных представлений

об изучаемых явлениях к формированию определенных абстрактных,

теоретических конструкций, отражающих сущность этих явлений, лежит в основе

развития любой науки.

Поскольку конкретное (т. е. реальные объекты, процессы материального

мира) есть совокупность множества свойств, сторон, внутренних и внешних

связей и отношений, его невозможно познать во всем его многообразии,

оставаясь на этапе чувственного познания, ограничиваясь им. Поэтому и

возникает потребность в теоретическом осмыслении конкретного, т. е.

восхождении от чувственно-конкретного к абстрактному.

Но формирование научных абстракций, общих теоретических положений не

является конечной целью познания, а представляет собой только средство

более глубокого, разностороннего познания конкретного. Поэтому необходимо

дальнейшее движение (восхождение) познания от достигнутого абстрактного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты