Мифологические истоки научной рациональности

сходства или подобия, которая имеет как бы два вектора. Один направлен на

уподобление крайних членов триады, когда исходная оппозиция заменяется

«эквивалентными» членами, а второй — на уподобление самих этих крайних

членов путем введения медиатора, опосредствующего данную противоположность.

Если посмотреть на пифагорейскую систему противоположностей, то здесь

также уподобляются члены верхнего и нижнего ярусов, причем таким образом,

что каждый из них несет определенную информацию об остальных членах

соответствующего яруса. При этом первый и второй ряды подобий оказываются

аксиологически неравноценными. Например, зло является свойством

безграничного, а добро — ограниченного, нечет посвящен мужским благам, а

чет — женским. По свидетельству Симпликия, пифагорейцы сводили все

противоположности к двум рядам соответствий, один — худший, другой —

лучший, т. е. ряд добра и зла и символически исчерпав каждый ряд декадой

как целокупным числом, каждую из противоположностей включали с таким

расчетом, чтобы она со-вы-ражала все родственные ей понятия. Из

пространственных соотношений они включали право и лево, во-первых, потому,

что эти понятия выражают добро и зло... А во-вторых, потому, что всему,

чему присущи право и лево, присущи также и верх и низ, перед и тыл.

Вероятно, через эти пространственные отношения они выразили и все

остальные. Действительно, право они называли также и верхом, и передом, и

добром, а лево — и низом, и тылом, и злом.

В этой аксиологической поляризации противоположностей ясно проглядывают

ценностные ориентиры мифического мышления, выраженные в пространственных

символах Восток — Запад, правое — левое. Так, в мифах этрусков восточная

(правая) сторона ассоциируется с добром, светом, благом. Западная (левая)

сторона, напротив, связана со злом, тьмой, несчастьем. Кроме

пространственного, используется и другой код, символически выраженный как

мужское и женское. При этом мужское эквивалентно правому (позитивному),

женское — левому (негативному). Вспомним поэтому Парменида (вторую часть,

путь Мнения), где речь идет о строении Космоса: мальчики справа, девочки

слева. Не случайно оппозиции: правое — левое, доброе — злое, мужское —

женское, свет — тьма входят в десятку пифагорейских противоположностей.

Иначе обстоит дело с уподоблением по вертикали. Здесь нет специфических

медиаторов, как в мифе, их заменяет один всеобщий медиатор — число.

Согласно пифагорейцам, конфликт противоположностей разрешался через их

слияние в «среднем». Категория «среднего» в мышлении пифагорейцев

соответствует тому, что в мифе играет роль медиатора, преодолевающего

противоположности. В качестве такого всеобщего медиатора, благодаря

которому можно было бы уподобить самые различные качества и самые

противоположные вещи, выступает число, являющееся принципом гармонии.

Однако было бы ошибочным не видеть важного отличия пифагорейской системы

противоположностей с их слиянием в «среднем» от обычных мифологических

структур. Это отличие состоит в том, что у пифагорейцев медиация

противоположностей совершается не через ряд специфических посредников,

который прогрессивно ведет к «смазыванию» противоположностей, а через

всеобщий, универсальный медиатор, который по существу уже «взрывает»

изнутри логическую структуру мифа и означает переход к системе

рационального мышления. Таким образом, трансформация структуры мифического

мышления в маргинальную систему пифагорейских противоположностей

потребовала, во-первых, минимизации символических репрезентантов, которыми

в избытке располагало мифическое мышление в форме множества бинарных

оппозиций, и, во-вторых, замены специфических для каждой пары

противоположностей медиаторов на единый всеобщий и универсальный для

определенной системы оппозиций медиатор, каковым у пифагорейцев стало

число, являющееся принципом гармонии.

Согласно пифагорейцу Филолаю, предел и беспредельное вместе создают

число, так как предел есть принцип ограничения, расчленения и различения

беспредельного. Но так как в основе сущего лежали эти два начала, которые

не подобны и не родственны между собою, то, очевидно, невозможно было бы

образование ими космоса, если бы к ним не присоединилась гармония, каким бы

образом она не возникла. В самом деле, подобное и родственное вовсе не

нуждалось бы в гармонии, неподобное же, неродственное и различное по

количеству должно быть соединено такой гармонией, которая была бы в

состоянии удержать их вместе в космосе. В этом, собственно, и состоит

сокровенный смысл пифагорейского изречения — «числу же все подобно».

Никомах в своем «Введении в арифметику» поясняет, что гармония во всех

случаях возникает из противоположностей, ибо гармония есть единение многих

элементов смеси и согласие несогласных. Так, пифагорейцы называют музыку

слаженностью противоположностей, единением многого и согласием несогласных

звуков.

Число как всеобщий медиатор любых противоположностей предполагает

абсолютное начало или основу для порождения всех чисел — предел и

беспредел, которые реализуются в монаде и неопределенной диаде. Еще

Аристотель указывал на плодотворность принятия в качестве начала некоторой

пары противоположностей, ибо всякое изменение он рассматривал как переход

противоположностей друг в друга. В качестве таких пар оппозиций у

Анаксимена выступали разреженное и плотное, у Парменида — огонь и земля, у

Демокрита — полное и пустое. Кроме того, большинство ранних греческих

философов, включая и пифагорейцев, рассматривало эти начала как сугубо

материальные субстанциональные элементы. «То, из чего состоят все вещи,—

указывает Аристотель,— из чего как первого они возникают и во что как

последнее они, погибая, превращаются, причем сущность хотя и остается, но

изменяется в своих проявлениях,— это они считают элементом и началом

вещей»[5]. Таким образом, общим условием перехода от мифа к логосу является

введение всеобщего универсального медиатора, опосредствующего любые

возможные оппозиции и рассматриваемого в качестве единого начала вещей.

И, наконец, важной особенностью отхода от мифического мышления, которое

не различало субъективного и объективного, ощущений и свойств вещей,

является осознание противоположности чувственного и рационального. Так,

пифагорейская музыка в противоположность вульгарной различает гармонию

разумом, а не ощущением.

В целом же пифагорейская таблица противоположностей носит маргинальный

характер, сочетая в себе и логику мифа, и логику рационального мышления.

Покажем это на примере понятий чета и нечета. Согласно пифагорейцам, число

имеет два особых вида: нечетный и четный, и третий, смешанный из обоих —

четно-нечетный. У каждого из обоих видов много форм, которые каждый

проявляет сам по себе. Что это за третий вид, который является смешанным,

т. е. подобным обоим видам и потому называемым четно-нечетным? С нашей

точки зрения, само словосочетание «четно-нечетный» представляет собою явный

абсурд. Другое дело, если это понятие поместить в контекст структуры

мифологического мышления, где бинарная оппозиция для своего «сглаживания»

нуждается в соответствующем медиаторе, как бы примиряющем

противоположности. В данном случае медиатор представлен в самой

элементарной форме — чисто акустически и вербально самим словосочетанием

«четно-нечетное».

Близость понятия четно-нечетного к мифологическим медиаторам убедительно

демонстрирует Прокл в Комментарии к Евклиду, где дается разъяснение природы

четных и нечетных чисел. Пифагорейцы, согласно Проклу, делили четные числа

на три категории: четно-четные, четно-нечетные и нечетно-четные. Четно-

четным они считали число, которое делится на два, четно-нечетным — то,

которое после первой дихотомии оказывается далее неделимым (например,

10:2=5 и 5). Нечетно-четным они называли число, допускающее более одного

деления пополам (например, 12). Нечетные числа они посвящали мужским богам,

четные — женским. В свою очередь четно-нечетные посвящались «мужетворным

богиням, как, например, владычице Афине или владычице Гекате и Артемиде,

так как они девственницы и не прогрессируют далеко, а нечетно-четные более

производительным, но не прогрессирующим далеко, в равной мере сохраняющим

мужеподобность и женственность и занимающим промежуточное положение между

мужеподобными и женоподобными богинями вроде Анесидоры, которую почитали

афиняне: статуя ее совершенно женоподобна, но ей добавляли бороду,

символически выражая ее мужecтвeннocть»[6]. Любопытно отметить, что термины

«нечетно-четное» и «четно-нечетное» сохранились даже у Евклида (34

предложения IX книги «Начал»). В том же Комментарии к Евклиду Прокл

указывает и на космологический характер медиации через «четно-нечетное».

Угол треугольника Филолай посвящает трем богам. «Этим,— замечает Прокл,— он

указал и на то, что все причастно всему: и нечетное — четному и четное —

нечетному. Таким образом, четверичная Троица и троичная Четверица,

причастные к производительным и творческим благам, содержат целиком весь

мирострой рожденных вещей»[7].

Аристотелю принадлежит и такое толкование. «Элементами числа они (т. е.

пифагорейцы.— В. Ч.) считают четное и нечетное, из коих последнее —

предельное, а первое — беспредельное; единое же состоит у них из того и

другого (а именно: оно четное и нечетное), число происходит из единого, а

все небо — это числа»[8]. Почему же единица причастна природе чета и

нечета? Потому, что единица, прибавленная к чету, дает нечет, а

прибавленная к нечету, дает чет. Это было бы невозможно, если единица не

была причастна природе того и другого.

На этом примере отчетливо видно, как рациональность арифметических

понятий и операций пронизана идеологемами и структурой мифического

мышления. Вместе с тем с современной точки зрения налицо несовместимость

этих двух ментальностей. Ведь такие явно контрадикторные, противоречащие

друг другу, понятия, как чет и нечет, странным образом трансформируются в

контрарные, т. с. противоположные понятия, между которыми существует нечто

среднее— четно-нечетное и нечетно-четное.

Между тем логический статус контрарных понятий в значительной мере иной,

чем у контрадикторных. К контрарным или противоположным понятиям в отличие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты