Наука
Содержание.
стр.
Введение.
3
1. Наука и ее функции в обществе.
5
1.1. Фундаментальное и прикладное в науке.
5
1.2. Наука и технология.
9
1.3. Наука и искусство предвидения.
11
1.4. Наука и целостное развитие человека.
12
2. Социальные и психологические особенности науки.
14
3. Наука и философия.
20
4. Наука и образование.
26
Заключение.
30
Список использованной литературы.
31
Введение.
Наука является одной из определяющих особенностей современной культуры
и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Сегодня невозможно обсуждать
социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание
развитие научной мысли. Ни одна из крупнейших философских концепций XX в.
не могла обойти феномена науки, не выразить своего отношения к науке в
целом и к тем мировоззренческим проблемам, которые она ставит. Что такое
наука? Какова главная социальная роль науки? Существуют ли границы научного
познания и познания вообще? Каково место основанной на науке рациональности
в системе других способов отношения к миру? Возможно ли вненаучное
познание, каков его статус и перспективы? Можно ли научным способом
ответить на принципиальные вопросы мировоззрения: как возникла Вселенная,
как появилась жизнь, как произошел человек, какое место занимает феномен
человека в всеобщей космической эволюции?
Обсуждение всех этих и множества других мировоззренческо - философских
вопросов сопровождало становление и развитие современной науки и было
необходимой формой осознания особенностей как самой науки, так и той
цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным.
Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой форме. Это связано прежде
всего с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. С одной
стороны, выявились невиданные перспективы науки и основанной на ней
техники. Современное общество вступает в информационную стадию развития,
рационализация всей социальной жизни становится не только возможной, но и
жизненно необходимой. С другой стороны, обнаружились пределы развития
цивилизации односторонне технологического типа: и в связи с глобальным
экологическим кризисом, и как следствие выявившейся невозможности
тотального управления социальными процессами.
В последние годы внимание к этим вопросам в нашей стране заметно
снизилось. Думается, что одна из главных причин этого в общем резком
падении престижа научного знания в нашем обществе, в той катастрофе,
которую переживает наука России в последние годы. Между тем совершенно
ясно, что без развитой науки Россия не имеет будущего как цивилизованная
страна.
1. Наука и ее функции в обществе.
1.1. Фундаментальное и прикладное в науке.
Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Постижение это
закрепляется в форме знаний как мысленного (понятийного, концептуального,
интеллектуального) моделирования действительности. Соответственно этому
науку принято определять как высокоорганизованную и
высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о
мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в
обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития
жизнедеятельности человека. Становление и развитие опытной науки в XVII
столетии привело к коренным преобразованиям образа жизни человека. Как
отмечал Б. Рассел: “Почти все, чем отличается новый мир от более ранних
веков, обусловлено наукой, которая достигла поразительных успехов в XVII
веке... Новый мир, насколько это касается духовных ценностей, начинается с
XVII века”.[1]
Мышление людей стало опираться на представление о наличии законов
природы, “делая невероятным такие вещи, как магия и колдовство. В 1700 году
мировоззрение образованных людей было вполне современным, тогда как в 1600
году, за исключением очень немногих, оно было еще большей частью
средневековым”.[1] Победа науки и колонизация европейцами других материков
привели к тому, что “люди XVII века почувствовали себя живыми людьми, а не
несчастными грешниками, как они все еще называли себя в молитвах”.[1]
Подобная оценка научной революции XVII в. дана и В. И. Вернадским “В
общем ходе истории человеческой культуры, в обычных о ней представлениях, -
отмечал он, - нет места истории того перелома, который совершился в
человечестве вхождением точного знания в его жизнь и привел впервые в
многотысячелетнем его существовании к новым, неслыханным раньше формам и
укладам быта и общественного строя.
Перелом этот совершился в XVII столетии. В это столетие впервые наука о
природе и математика выдвинулись в жизнь, получили значение как изменяющие
условия человеческого существования исторические силы”.[2]
Современное развитие науки ведет к дальнейшим преобразованиям всей
системы жизнедеятельности человека. Особо впечатляюще ее воздействие на
развитие техники и новейших технологий, воздействие научно-технического
прогресса на жизнь людей. Наука создает новую среду для бытия человека.
“Как и искусство, - пишет М. Хайдеггер, - наука не есть просто культурное
занятие человека. Наука - способ, притом решающий, каким для нас предстает
то, что есть. Мы должны, поэтому сказать: действительность, внутри которой
движется и пытается оставаться сегодняшний человек, все больше определяется
тем, что называют западноевропейской наукой”.[3]
Первое, исходное “членение” науки - выделение ее в структуре
фундаментальных и прикладных исследований, фундаментальных и прикладных
наук. Говоря предельно кратко, фундаментальные исследования - это такие
исследования, которые открывают новые явления и закономерности. Это
исследования того, что лежит в природе вещей, явлений, событий. Наука
прикладная ставит перед собой задачу решения определенной технической
прблемы обычно в непосредственной связи с материальными интересами
общества. Но при проведении фундаментального исследования можно ставить и
чисто научную задачу, и конкретную практическую проблему. При этом неважно,
каковы суть субъективные намерения и установки исследователя. Он этого
часто не знает, а если и знает, то ошибается. Только время сможет показать,
куда собственно относилась постановка задачи. Тем не менее оказалось, пишет
применительно к физике академик А. М. Прохоров, удобным разбить
фундаментальные исследования на две большие группы. Одна из них направлена
на увеличение объема наших знаний, призвана удовлетворять потребность
человечества в целом и, прежде всего конкретного человека - исследователя -
во все более глубоком познании объективного мира. Другая группа
исследований имеет своей целью получение фундаментальных знаний,
необходимых для ответа на вопрос о том, как достичь того или иного
конкретного практического результата. Как правило, на каком-то определенном
этапе развития науки предметное содержание той или другой группы
фундаментальных исследований различно, но методологически они близки
друг другу, и между ними нельзя провести резкую границу.[4]
Не следует думать, что если ставится чисто научная задана, то такое
исследование не может дать практического выхода. В равной мере не следует
думать, что если ставится фундаментальное исследование, направленное на
решение практически важной задачи, то такое исследование не может иметь
общенаучной значимости. Это не так. И свидетель тому - история развития
науки.
Новейшая история говорит нам о взаимодействии, переплетении,
взаимопревращении этих двух групп фундаментальных исследований. Однако так
было далеко не всегда. И прежне всего, потому что отнюдь не сразу на
поверхность восприятия общественности выплыла прикладная значимость
фундаментального исследования.
В течение веков фундаментальные исследования, т. е. исследования, никак
не связанные со злобой дня, шли отдельно от прикладного, никаких
практических задач не решали. Шло чистое удовлетворение абстрактной
любознательности.
Величайшие достижения Нового времени никак не связаны с практикой в
точном смысле этого слова. Скорее наоборот, наука шла позади, объясняя, а
не предсказывая, не предвидя нового и не толкая к изобретению, созданию
нового.
Посмотрим с этой точки зрения на такую по самой своей сути
фундаментальную науку как физика.
Основу основ современной цивилизации составляет энергетика, Дени Папен
(1680), Томас Ньюкомен (1717), И.И. Ползунов(1761), Джеймс Уатт (1720),
Роберт Фултон (1805), Джордж Стефенсон (1815) сделали доступной тепловую
энергию для производства механической работы, научились использовать
энергию сжатого пара. Характерно, что все они, за исключением Д.
Папена.—самоучки, талантливые изобретатели, нашедшие технически
осуществимое и экономически выгодное решение актуальной проблемы, решение,
открывшее дорогу научно-технической, индустриальной революции. И все это
несмотря на господство антинаучной теории флогистона.
Папен, начавший заметно раньше остальных, получил правильное
образование, как физик многое понял, но ничего сделать не смог, не смог
реализовать свое понимание. Подчеркнем, что все, что совершили эти люди,
было сделано до создания термодинамики, до того, как было сформулировано
такое утверждение, как закон сохранения энергии. Знаменитый цикл Карно, КПД
идеальной тепловой машины, сколько-нибудь осмысленные подходы к первому и
второму началам термодинамики - все это стало ясным в ходе и в результате
фундаментальных исследований, поставленных и проведенных, после того как
технический и технологический прорыв уже был сделан.
История развития науки изобилует подобными примерами.