Наука

создают и сами эти коллеги, не приемлющие идеи ученого, воспринимающие их

как угрозу своим воззрениям (а тем самым и своей позиции в науке) и потому

отстаивающие их в форме оппонирования.

Поскольку конфронтация и оппонирование происходят в зоне, которую

контролирует научное сообщество, вершащее суд над своими членами, ученый

вынужден не только учитывать мнение и позицию оппонентов с целью уяснить

для самого себя степень надежности своих оказавшихся под огнем критики

данных, но и отвечать оппонентам. Полемика, хотя бы и скрытая, становится

катализатором работы мысли.

Между тем, подобно тому как за каждым продуктом научного труда стоят

незримые процессы, происходящие в творческой лаборатории ученого, к ним

обычно относят построение гипотез, деятельность воображения, силу

абстракции и т. п., в производстве этого продукта незримо участвуют

оппоненты, с которыми он ведет скрытую полемику. Очевидно, что скрытая

полемика приобретает наибольший накал в тех случаях, когда выдвигается

идея, претендующая на радикальное изменение устоявшегося свода знаний. И

это не удивительно. Сообщество должно обладать своего рода “защитным

механизмом”, который препятствовал бы “всеядности”, немедленной ассимиляции

любого мнения. Отсюда и то естественное сопротивление общества, которое

приходится испытывать каждому, кто притязает на признание за его

достижениями новаторского характера.

Признавая социальность научного творчества, следует иметь в виду, что

наряду с макроскопическим аспектом (который охватывает как социальные нормы

и принципы организации мира науки, так и сложный комплекс отношений между

этим миром и обществом) имеется микросоциальный. Он представлен, в

частности в оппонентном круге. Но в нем, как и в других микросоциальных

феноменах, выражено также и личностное начало творчества. На уровне

возникновения нового знания - идет ли речь об открытии, факте, теории или

исследовательском направлении, в русле которого работают различные группы и

школы, - мы оказываемся лицом к лицу с творческой индивидуальностью

ученого. Ее игнорирование столь же неправомерно, как редукция процесса

научного познания к внутрипсихическим “вспышкам гения”.

Научная информация о вещах сливается с информацией о мнениях других по

поводу этих вещей. В широком смысле и добывание сведений о вещах, и

добывание сведений о мнениях других по поводу этих вещей может быть названо

информационной деятельностью. Она столь же древняя, как сама наука. Для

того чтобы успешно выполнить свою главную социальную роль (которая

заключается в производстве нового знания), ученый должен быть информирован

о том, было что известно до него. В противном случае, он может оказаться в

положении открывателя уже установленных истин.

3. Наука и философия.

Наука в своих глубинных основаниях всегда была связана с философией,

хотя эта связь не всегда осознавалась, а иногда принимала уродливые формы -

как, например, в нашей стране на протяжении 20-50-х гг. Взаимодействие

философии и науки хорошо прослеживается в творчестве многих выдающихся

естествоиспытателей. Особенно оно характерно для переломных эпох, когда

создавалось принципиально новое научное знание. Можно вспомнить, скажем,

“Правила умозаключений в физике”, разработанные великим Ньютоном, которые

заложили методологический фундамент классической науки и на столетие вперед

стали эталоном научного метода в физико-математическом естествознании.

Значительное внимание философским проблемам уделяли и создатели

неклассической науки, - Эйнштейн и Бор, Борн и Гейзенберг, а у нас в России

- В. И. Вернадский, предвосхитивший в своих философских размышлениях ряд

особенностей научного метода и научной картины мира наших дней.

Высоко оценивая роль философской мысли в науке, В. И Вернадский,

однако, проводил между ними границу, хорошо понимая, что каждая из этих

сфер человеческой культуры имеет свою специфику. Игнорирование этой

автономии научной деятельности, грубое вмешательство в научные исследования

факторов вненаучных, да еще в догматизированном виде, приводило к тяжелым

последствиям. Примеры общеизвестны. Трагической сказалась судьба многих

выдающихся ученых, - всем памятны имена Н. И. Вавилова, Н. К. Кольцова и

других. Были репрессированы целые науки и направления научного поиска

(генетика, кибернетика, релятивистская космология и др.). Некомпетентное

вмешательство в науку не раз создавало препятствия для свободного научного

исследования. Нельзя забыть и попытки тех или иных естествоиспытателей

отстаивать свои несостоятельные концепции с помощью псевдофилософской

риторики. Примерами этого изобилует развитие практически всех наук

определенной эпохи. Но все они не бросают тень на самую идею связи науки и

естествознания, сотрудничества специалистов разных областей науки с

философами. Догматические искажения роли философии в познании, совершенных

в эпоху так называемой идеологизированной науки, были решительно осуждены

на Первом совещании по философским вопросам современного естествознания,

состоявшемся в 1958г. Совещание нанесло ощутимый удар по невежественным

толкованиям достижений современной науки, которые конструировались только

на цитатах из авторитетных в то время философских текстов, и серьезно

подорвало дутые репутации авторов таких толкований. Но потребовалась еще

многолетняя интенсивная и непростая работа, которую приходилось вести в

условиях весьма жесткого идеологического давления, чтобы закончилась, так

сказать, “холодная война” между философами и специалистами в области

естественных, общественных, технических наук и стало налаживаться

сотрудничество между ними.

Нуждается в философском осмыслении и современная наука, которая имеет

ряд особенностей, качественно отличающих ее от науки даже недавнего

прошлого. Говоря об этих особенностях, следует иметь в виду не только

научно-исследовательскую деятельность саму по себе, но и ее роль в качестве

интеллектуального фундамента технологического прогресса, стремительно

меняющего современный мир, а также социальные последствия современной

науки.

Отметим, во-первых, следующие моменты в изменении образа науки наших

дней:

а) Конечно, выдвижение принципиально новых идей в науке остается делом

сравнительно немногих наиболее крупных ученых, которым удается заглянуть за

“горизонты” познания, а нередко и существенно их расширить. Но все же для

научного познания в целом становятся все более характерными коллективные

формы деятельности, осуществляемые, как выражаются философы, “научными

сообществами”. Наука все более становится не просто системой абстрактных

знаний о мире, но и одним из проявлений человеческой деятельности,

принявшей форму особого социального института. Изучение социальных аспектов

естественных, общественных, технических наук в связи с проблемой научного

творчества представляет собой интересную, пока еще во многом открытую

проблему.

б) В современную науку все более проникают методы, основанные на новых

технологиях, а с другой стороны—новые математические методы, которые

серьезно меняют прежнюю методологию научного познания; следовательно,

требуются и философские коррективы по этому поводу. Принципиально новым

методом исследования стал, например, вычислительный эксперимент, который

получил сейчас самое широкое распространение. Какова его познавательная

роль в науке? В чем состоят специфические признаки этого метода? Как он

влияет на организацию науки? Все это представляет большой интерес.

в) Сфера научного познания стремительно расширяется, включая прежде

недоступные объекты и в микромире, включая тончайшие механизмы живого, и в

макроскопических масштабах. Но не менее важно, что современная наука

перешла к исследованию объектов принципиально нового типа - сверхсложных,

самоорганизующихся систем. Одним из таких объектов является биосфера. Но и

Вселенная может рассматриваться в известном смысле в качестве такой

системы.

г) Еще одна характерная черта современной науки состоит в том, что она

перешла к комплексному исследованию человека методами разных наук.

Объединение оснований этих методов немыслимо без философии.

д) Значительные изменения происходят в системе научного знания. Оно все

более усложняется, знания разных наук перекрещиваются, взаимно оплодотворяя

друг друга в решении ключевых проблем современной науки. Представляет

интерес построение моделей динамики научного знания, выявление основных

факторов, влияющих на его рост, выяснение роли философии в прогрессе знаний

в различных сферах изучения мира и человека. Все это - также серьезные

проблемы, решение которых немыслимо без философии.

Во-вторых, анализ феномена науки следует вести с учетом той огромной

роли, которую она играет в современном мире. Наука оказывает влияние на все

стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека. Достижения

современной науки преломляются тем или иным образом во всех сферах

культуры. Наука обеспечивает беспрецедентный технологический прогресс,

создавая условия для повышения уровня и качества жизни. Она выступает и как

социально-политический фактор: государство, обладающее развитой наукой и на

основе этого создающее передовые технологии, обеспечивает себе и больший

вес в международном сообществе.

В-третьих, довольно быстро обнаружились и некоторые опасности,

связанные с возможным применением достижений современной науки. Скажем,

современная биология изучает тонкие механизмы наследственности, а

физиология проникла так глубоко в структуру мозга, что оказывается

возможным эффективно влиять на человеческое сознание и поведение. Сегодня

стали очевидными довольно существенные негативные последствия

неконтролируемого распространения передовых технологий, косвенно создающее

даже угрозу самому выживанию человечества. Подобные угрозы проявляются,

например в некоторых глобальных проблемах - исчерпания ресурсов,

загрязнения среды обитания, угрозе генетического вырождения человечества и

др.

Названные моменты, характеризующие резкое усиление воздействия науки на

технологию, общество и природу, заставляют анализировать не только

познавательную сторону научных исследований, как это было раньше, но и

“человеческое” измерение науки.

С нашей точки зрения, очень важным представляется сейчас обстоятельный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты