"Заратустра" вообще стоит особняком в творчестве Ницше. Эта необыкновенная
музыкально-философская книга вообще не укладывается в привычные каноны
анализа. Ее органическая музыкальность требует не столько осмысления,
сколько сопереживания.
"Заратустра" практически не переводима с немецкого на другие языки, как
не переводим, например, волшебник языка Гоголь. Необычайная игра слов,
россыпи неологизмов, сплошная эквилибристика звуковых сочетаний,
ритмичность, требующая не молчаливого чтения, а декламации. Неповторимое
произведение, аналог которому вряд ли сыщется в мировой литературе.
Книга содержит необычайно большое число полускрытых ядовитых пародий на
Библию, а также лукавые выпады в адрес Шекспира, Лютера, Гомера, Гёте,
Вагнера и т.д., и т.п. На многие шедевры этих авторов Ницше дает пародии с
одной-единственной целью: показать, что человек - это еще бесформенная
масса, материал, требующий талантливого ваятеля для своего облагораживания.
Только так человечество превзойдет самого себя и перейдет в иное, высшее
качество - появится сверхчеловек. Ницше закончил первую часть "Заратустры"
словами: "Мертвы все боги; теперь мы хотим, чтобы здравствовал
сверхчеловек".
Известно, какой кровавый след оставили в истории нелюди, возомнившие
себя сверхчеловеками. Но виновен ли в этом Ницше? Ни в коем случае. Его
сверхчеловек - результат культурно-духовного совершенствования человека,
тип, настолько превосходящий современного Ницше человека по своим
интеллектуально-моральным качествам, что он образует как бы новый и особый
биологический тип. Аргументы сверхчеловека не пистолет и дубинка: они
сводятся к осознанию необходимости того, чтобы человек возносился над
прежним уровнем не ради произвола и господства над другими, а ради нового
бытия, к которому нынешний человек по сути своей еще просто не готов.
Не случайно, не красного словца ради поставил Ницше появление
сверхчеловека в зависимость от смерти богов. На первый взгляд, кажется, что
Ницше помещает человека на опустевшее место Бога. Но это не так. Если Бог
мертв, то его место так и остается пустым, и не созидание, а только
господство над сущим в виде господства над Землей переходит к сверхчеловеку
будущего.
Сверхчеловек - это не вождь, возвышающийся над массой людей, не фюрер,
не дуче, не каудильо, не генеральный секретарь, как это, может быть, кое-
кому хотелось бы думать. Это нравственный образ, означающий высшую степень
духовного расцвета человечества, олицетворение тех новых моральных идеалов,
любовь к которым Ницше стремился сделать главным нравственным устремлением
человечества.
Очень просто возмутиться идеей сверхчеловека, но непозволительно
представлять это возмущение, возможно и понятное, как опровержение Ницше.
Он мыслил появление сверхчеловека как долгий процесс величайших
самопреодолений, как великое торжество духовной природы человека, а не
индульгенцию буйствующему произволу хамов.
Другое заблуждение, вытекающее из неверного толкования сверхчеловека у
Ницше, заключается в том, что Ницше объявляют философом одной ключевой
общественной проблемы - "поддержания господства власть имущих, борьбы с
восстаниями порабощенных".
Действительно, господство знати - одна из главных основ общественно-
морального идеала Ницше. Но нам прежде всего надо уяснить, что вкладывает
Ницше в понятия "господство" и "знать".
"Господство" Ницше понимал не как политическую или юридическую и, тем
более, не экономическую власть над людьми. Его "господство" относится к
сфере духа - это власть в силу выдающихся духовных качеств, которыми
обладающая ими личность щедро и бескорыстно одаривает других. Недаром Ницше
недвусмысленно писал: "Но ужасом является для нас вырождающееся чувство,
которое говорит: "Все для меня".
Тогда станет понятно, что "аристократия" в учении Ницше вовсе не
равнозначна социальной власти немногих избранных над массами: во всех его
произведениях "знать" и "чернь" всегда употребляются не как социально-
политические, а исключительно как моральные категории. Общественная
иерархия здесь совершенно ни при чем. Не богатством или бедностью
определяются знать и чернь, а величием или ничтожеством. Величие души -
удел немногих, а оно-то и придает смысл самому существованию человека.
Существует миф о Ницше как об аморальном певце насилия и жестокости,
но, ни до, ни после Ницше не было такого морального философа. С моральной
меркой он подходил ко всему, вплоть до самого бытия, что может показаться
нелепым до тех пор, пока мы не поймем общий ход его мысли. Прозвучавшая еще
в "Утренней заре" критика морали подводила человечество к осознанию
"великого полдня", к моменту высшего самосознания, к той новой морали,
которая так необычна, так высоко возносится над общепринятой, что кажется
аморальностью.
То, против чего протестовал Ницше, - это идея долга в морали. Она не
может быть не чем иным, как принуждением, обязанностью. А так как моральное
принуждение исходит из собственного "я", то психологически оно более
чувствительно, нежели принуждение внешнее. Потому-то Ницше так восставал
против морального принуждения, основанного на страхе наказания,
общественного осуждения либо на расчете на награду:
Ницше настаивал на воспитании таких моральных качеств, когда должное
будет одновременно и желаемым, когда моральные установки превратятся в
индивидуальные потребности, когда исчезнет чувство тягостной
принудительности моральных норм и законов?
Ницше поставил перед человеком труднейшую дилемму: мораль или свобода,
ибо традиционная мораль, окружившая человека колючей проволокой запретов,
могла утвердиться лишь на основе принудительности. Выбор Ницше был в пользу
свободы, но не столько свободы от морали, сколько свободы для морали, новой
и истинно свободной.
Ницше написал зимой 1885-1886 г. "прелюдию к философии будущего", книгу
"По ту сторону добра и зла", по его словам, "ужасную книгу", проистекшую на
сей раз из моей души, - очень черную". Ницше прекрасно понимал, что перешел
за некую грань и стал чем-то вроде интеллектуального диссидента, бросившего
вызов лжи тысячелетий. Именно здесь он, убежденный в том, что в человеке
тварь и творец слились воедино, разрушает в себе тварь, чтобы спасти
творца. Но закончился этот кошмарный эксперимент тем, что разрушенной
оказалась не только тварь, но и разум творца.
Он размышлял о распаде европейской духовности, низвержении прошлых
ценностей и норм, восстании масс и создании для их оболванивания и
обслуживания чудовищной массовой культуры, унификации людей под покровом их
мнимого равенства, начале борьбы за господство над всем земным шаром,
попытках выращивания новой расы господ, тиранических режимах как порождении
демократических систем. Темы эти будут подхвачены и развиты, только более
сухо и тяжеловесно, крупнейшими философскими умами XX в. - Эд. Гуссерлем,
М. Шелером, О. Шпенглером, X. Ортегой-Гассетом, М. Хайдеггером, А. Камю.
Ницше никоим образом не пропагандировал идею о том, что для власть
имущих должна быть одна мораль, а для подчиненных масс - другая. Он просто
констатировал это как реальный факт, но сам писал о другом - о двух типах
одной морали, существующих "даже в одном и том же человеке, в одной душе".
Различия этих типов определяются различием моральных ценностей. Для морали
господ характерна высокая степень самоуважения, возвышенное, гордое
состояние души, ради которого можно пожертвовать и богатством, и самой
жизнью. Мораль рабов, напротив, есть мораль полезности. Малодушный,
мелочный, унижающийся человек, с покорностью выносящий дурное обхождение
ради своей выгоды - вот представитель морали рабов, на какой бы высокой
ступени социальной лестницы он ни находился. Рабская мораль жаждет мелкого
счастья и наслаждения; строгость и суровость по отношению к самому себе -
основа морали господ.
Чтобы избежать кривотолков вокруг книги, Ницше в июле 1887 г. написал
как дополнение к ней полемическое сочинение "К генеалогии морали",
изданное, кстати, также за его счет. В нем он поставил три основные
проблемы: аскетические идеалы, способные придать смысл человеческому
существованию; "вина" и "нечистая совесть" как инстинктивные источники
агрессивности и жестокости; наконец, ключевое понятие движущей силы в
структурировании ценностей морали - ressentiment. В общем плане это понятие
характеризует атмосферу неопределенной враждебности, ненависти и
озлобления, но не самих по себе, а только вкупе с чувством бессилия,
порождаемым несоответствием между внутренними притязаниями и фактическим
положением человека в обществе.
В Ницце осенью 1887 г. Ницше приступил к первым наброскам задуманного
им "главного сочинения" всей жизни. Всего он записал 372 заметки,
поделенные на четыре раздела: европейский нигилизм, критика высших
ценностей, принцип новой оценки, дисциплина и подбор. Это действительно не
отделанные и не отшлифованные заметки, и не искрящиеся афоризмы, к которым
привыкли его читатели. Собранные затем заметки составили одну из наиболее
нашумевших его книг "Воля к власти", хотя сам Ницше за ее содержание и
смысл ответственности, как выяснилось, не несет. Составители произвольно
поместили туда не только упомянутые заметки, но и множество других, так что
общее их число перевалило за тысячу и существенно исказило общую
модальность задуманного сочинения.
После этого Ницше написал памфлет "Казус Вагнер". Это была тщательно
продуманная, блестяще написанная работа, пропитанная ядовитым и
уничтожающим сарказмом.
Прежде всего Ницше отметил болезненный характер музыки Вагнера: "Вагнер
- художник декаданса... Я далек от того, чтобы безмятежно созерцать, как
этот декадент портит нам здоровье - и к тому же музыку! Человек ли вообще
Вагнер? Не болезнь ли он скорее? Он делает больным все, к чему прикасается
- он сделал больною музыку ".
Ницше утверждал, что Вагнер разработал новую систему музыки лишь
потому, что чувствовал свою неспособность тягаться с классиками. Его музыка
просто плоха, поэтому он прикрывает ее убожество пышностью декораций и
величием легенды о Нибелунгах. С помощью грохота барабанов и воя флейт он
стремится заставить всех остальных композиторов маршировать за собой.
Поэтому вагнерианство - форма проявления идиотизма и раболепия.
Памфлет - итог длительных и мучительных раздумий Ницше над великой
проблемой искусства, под которым он имел в виду прежде всего музыку. У
Вагнера романтизм доходил до своего идеала и предела. Для Ницше романтизм -
всего лишь веха на пути к нигилизму, так же как и христианство. Как раз в
то время он записал знаменитые свои "пять нет": чувству вины; скрытому
христианству (перенесенному в музыку); XVIII в. Руссо с его "природой";
романтизму; "преобладанию стадных инстинктов". Именно тогда, когда Вагнер
повернул к прославлению древнегерманского пантеона богов и немецкого рейха,
отношения между ним и Ницше начали быстро ухудшаться.
Последние произведения. Болезнь и смерть.
В конце 1888 г. Ницше охватила мучительная тревога. С одной стороны, у
него все яснее начинали проступать черты мегаломании: он чувствовал, что
близится его звездный час. В письме к Стриндбергу в декабре 1888 г. Ницше
писал: "Я достаточно силен для того, чтобы расколоть историю человечества
на два куска". С другой - у него возрастали сомнения и смутные опасения,
что мир никогда не признает его гениальных пророчеств и не поймет его
мыслей.
В лихорадочной спешке Ницше написал одновременно два произведения -
"Сумерки идолов" и "Антихрист", явно не отделанную первую часть "Переоценки
всех ценностей".
Ницше подверг резкой критике христианские церкви и тех людей, которые
называли себя христианами, на самом деле не являясь ими. Он противопоставил
жизнь Иисуса трем синоптическим евангелиям, в которых, по его словам,
предприняты первые попытки по созданию системы догм христианства в вопросе
негативного отношения к миру.
Иисус же, по мнению Ницше, вовсе не отвергал мира, не истолковывал его
лишь как преддверие лучшей потусторонней жизни. Только позднейшее искажение
его взглядов последователями и апостолами, особенно Павлом, превратило его
учение в отрицание сего мира.
Ницше восстал против грубых попыток христианской церкви извратить смысл
и цели истинного христианства, которое "не связано ни с одной из наглых
догм, щеголяющих его именем". Ложь и обман то, что мы считаем себя
христианами, а живем той жизнью, освобождение от которой проповедовал
Христос.
Христианство навязывает жизни воображаемый смысл, препятствуя тем самым
выявлению смысла истинного и заменяя реальные цели идеальными. В мире же, в
котором "Бог мертв" и не существует более моральной тирании, человек
остается одиноким и свободным. Но одновременно он становится и
ответственным за все существующее, ибо, по Ницше, разум находит полное
освобождение, лишь руководствуясь осознанным выбором, лишь взваливая на
себя определенные обязательства. И если необходимости невозможно избежать,
то истинная свобода и заключается в ее полном принятии. Принять мир земной
и не тешить себя иллюзиями о мире потустороннем - это означает
господствовать над всем земным. Ницше потому и отвергал христианство, что
оно отрицает свободу духа, самостоятельность и ответственность человека,
превращает несвободу в идеал, а смирение - в добродетель.
Но Ницше не дал ответа на вопрос: а будет ли тюрьма разума лучше
разрушенной им тюрьмы Бога? Во всяком случае, он категорически предрекал,
что переход к свободному обществу невозможно совершить насильственным
уничтожением общества нынешнего, ведь насилие способно породить только
новое насилие. Единственный, по Ницше. путь - возродить идеал свободной
сильной личности, превыше всего поставить ее суверенитет, попранный
религией.
Еще не закончив работу над "Антихристом", Ницше решает создать прелюдию
к "Переоценке" в виде жизнеописания и аннотации своих книг, чтобы читатели
поняли, что он собой представляет. Так возник замысел работы "Ессе homo",
где Ницше попытался объяснить причины своего охлаждения к Вагнеру и
показать, как вызревало оно в его книгах на протяжении многих лет. Но и эта
работа, настоящий тигель, в котором переплавлены все жанры, осталась, в
сущности, черновым вариантом, в нем немало эпатирующего. Чего стоят одни
названия глав - "Почему я так мудр", "Почему я пишу такие хорошие книги",
"Почему я являюсь роком".
Вскоре начали проявляться первые симптомы неуравновешенности Ницше. Он
торопился с публикацией своих явно не законченных произведений, хотя его
уже надломленному разуму мерещились кошмары и опасности, исходящие от
военной мощи Германской империи. Его охватывал страх перед династией
Гогенцоллернов, Бисмарком, антисемитскими кругами, церковью. Все они были
оскорблены в его последних книгах, и Ницше ждал жестоких преследований.
Начавшийся отход от понимания реального мира привел Ницше к дерзкому
плану объединения всех европейских стран в единую антигерманскую лигу,
чтобы надеть на рейх смирительную рубашку или спровоцировать его на
заведомо безнадежную войну против объединенной Европы. Наброски столь
фантастического проекта производят тягостное впечатление потому, что где-то
посреди этих строчек пролегла страшная грань между разумом и безумием.
Обстоятельства и причины душевного надрыва Фридриха Ницше досконально
не выяснены. Весьма много здесь присутствует мнений различных свидетелей.
Трагический надлом в психике Ницше произошел между 3 и 6 января 1889 г.
Быстрое помрачение разума привело к смешению всех понятий, и с Ницше, как с
мыслителем, было покончено навсегда. После многолетних мытарств по
лечебницам разных городов, он простудился, заболел воспалением легких и
скончался в полдень 25 августа 1900 г. Через три дня состоялось погребение
на семейном участке кладбища в Рёкене, где покоились его родители и брат.
Выступая на траурной церемонии, известный немецкий историк и социолог
Курт Брейзиг назвал Ницше "человеком, указавшим путь в новое будущее
человечества", мыслителем, выступившим против магии Будды, Заратустры и
Иисуса.
Заключение
Драматична не только жизнь Ницше, но и судьба его наследия.
Затравленный непониманием и одиночеством при жизни, он был извращен и
оболган после смерти. Скандалы вокруг его рукописей и их фальсификация
последовали почти сразу. Трижды в 1892-1899 гг. начинало выходить полное
собрание сочинений Ницше и дважды обрывалось.
Нельзя без возмущения смотреть на то, как зловещие всходы
"ницшеанства", а фактически осквернение его памяти, чертополохом
разрастались в Германии и Европе. Словно предчувствовавший эту Вальпургиеву
ночь, этот шабаш, Ницше писал о зловонном рое ядовитых мух, которые "льстят
тебе, как Богу или дьяволу; они визжат перед тобою, как перед Богом или
дьяволом. Ну что ж! Они - льстецы и визгуны, и ничего более".
А между тем ницшеанства как такового нет, этим термином обозначают по
крайней мере три различных явления.
Первое - новое воспроизведение отдельных положений Ницше в творчестве
таких философов, как М. Хайдеггер, К. Ясперс, К. Левит, Ж. Делёз, Ж.
Деррида.
Второе - современная международная школа ницшеведения со своим
ежегодником "Ницше-штудиен", издательскими центрами, научными организациями
и периодическими конференциями или симпозиумами.
Третье - дальнейшая разработка тех проблем, которые вошли в современную
культуру и философию через Ницше. А поскольку он касался буквально всего
духовного содержания истории и культуры, то по этому критерию не только
"философия жизни", у истоков которой стоял он, но практически все основные
направления современной культурологической и философской мысли можно смело
отнести к ницшеанским. Даже марксистское, если взять идеи Ницше об
относительности и обусловленности морали и нравственности или его тезис о
воспитании нового человека.
Но существует еще одно, четвертое и наиболее зловещее значение
ницшеанства - политическое, которое сконструировали прежде всего нацисты,
руководствуясь идеологией, основанной на аморальности, политическом
экстремизме, цинизме и нигилизме. В политическом смысле трактовалась
философия Ницше и у нас, подвергаясь безусловному осуждению и критическому
разгрому.
Но если в чем и виновен Ницше, так это в том, что раньше всех заглянул
в кошмарную бездну грядущего и ужаснулся от открывшегося ему. И кому же
придет в голову (а ведь пришло, и многим, и вполне серьезно!) обвинять
стрелку барометра, предсказавшего ураган, в наступлении этого бедствия?
Никто, как Ницше, не призывал с таким отчаянием к бегству в царство
свободы интеллекта и никто с такой силой не почувствовал, что наступающий
век несет с собою нечто новое и ужасное, что старая эпоха отмирает, а в ее
предсмертных конвульсиях родятся тоталитарные режимы XX в.: национал-
социализм в Германии и большевизм в России:
"Грядет время, когда будут вести борьбу за господство над землей - ее
будут вести во имя фундаментальных философских учений".
Это предсказание Ницше остается в силе. И пока оно будет оставаться в
силе, идеям. Фридриха Ницше суждено быть не столько философским наследием,
сколько ареной политических битв.
Литература
Д. Галеви, «Жизнь Фридриха Ницше», Рига 1991
Ницше Ф. Сочинение в 2 т. М:Мысль,1990
Краткая философская энциклопедия. "Прогресс", 1994
ПЛАН
Введение 1
Жизнь и творчество Фридриха Ницше 3
Ранние произведения 3
Дальнейшее развитие философских идей 8
Новое философское мировоззрение и разрыв с прошлым 15
Концепция сверхчеловека 18
Последние произведения. Болезнь и смерть. 24
Заключение 27
Литература 29