Ницше: Генеалогия морали
Введение
Тот, кто борется с чудовищами, должен
следить за собой, чтобы самому не обра-
титься в чудовище. Попробуй
подолгу смотреть в пропасть, и
она заглянет
тебе в глаза.
Ф. Ницше
"По ту сторону добра и зла"
Фридрих Ницше (1844 - 1900) - великий немецкий философ и филолог,
поэт и музыкант. Перед тем, как приступить к краткому изложению и анализу
его работы, хочется сказать несколько слов, обрисовав характер его
философского мировоззрения в целом. Для творчества Ницше характерно
необычное употребление общепринятых в философии понятий. Его идеи, как
правило, облечены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки
построения философской системы. Согласно Ницше, мир есть постоянное
становление и бесцельность, что выражается в идее "вечного возвращения
одного и того же". Лишь понятие "вещи" выступает, как некий момент
устойчивости в хаосе становления. Вслед за А. Шопенгауэром Ницше в основе
мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как волю к
власти, волю к расширению своего Я, к экспансии. Центральным понятием у
Ницше является идея жизни, он является родоначальником направления,
именуемого философией жизни.
Ницше можно назвать блестящим проповедником индивидуализма,
волюнтаризма и иррационализма. Теория познания в её классическом смысле не
была предметом особого внимания мыслителя, а некоторые его высказывания по
этим вопросам проникнуты субъективизмом и агностицизмом. Ницше отвергает
принципы демократии и исторического прогресса, он противопоставляет ему
amor fati - любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства и
справедливости, как "разлагающие цельность человеческой природы". Ницше,
будучи сторонником принципа социальной иерархии, развивает элитарную
концепцию абсолютного господства высшей касты - тех немногих, которые имеют
право воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над подавляющим
большинством - серостью, которую не общество, а сама природа предназначила
к тому, чтобы быть общественной пользой.
Основное внимание Ницше было сосредоточено на проблемах культуры, на
вопросах этики и эстетики, в частности музыки, а также на идеях бытия
человека. Ницше выделяет в искусстве два начала: дионисийское - стихийное,
оргиастическое, экстатическое - и аполлоновское - просветлённое,
гармоническое, рефлексивное. Эти противоборствующие силы характеризуют само
бытие, причём дионисийское, изначально-жизненное, лежит в основе бытия.
Идеал же культуры заключается в достижении равновесия этих полярных начал.
Искусство - это сублимация чувственного удовольствия: восприятие
произведений искусства сопровождается возбуждением полового инстинкта,
опьянением, жестокостью как глубинным состоянием психики. Именно их
смешение производит эстетическое состояние.
Нельзя не отметить, что главная тенденция в воззрениях этого
незаурядно одарённого мыслителя и разносторонне развитого человека
творчества состояла в совершенствовании культуры человеческого вида, в
улучшении самого типа человеческой личности. Воззрения Ницше имели и по сию
пору имеют большое влияние на умы людей; этому во многом способствует
удивительно изящная литературная форма его произведений в виде броских
афоризмов, парадоксальных выражений, памфлетов и притч, а также
мужественный и вместе с тем поэтический характер его твёрдой и ясной, как
холодный горный воздух, прозы.
* * *
Фридрих Ницше приступил к созданию памфлета "Генеалогия морали" в
момент своего пребывания в Сорренто зимою 1876-77 годов, хотя мысли,
изложенные в этой работе, несомненно, гораздо старше, они были впервые
вкратце изложены в том собрании афоризмов, которое носит название
"Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов". Уже в
предисловии к памфлету Ницше, уверенный в том, что мысли эти возникли в нём
не разрозненно, не произвольно и не случайно, что произошли они от общего
корня, глубокой потребности, основной воли познания жизни, чётко определяет
направление и цель философского исследования. Вопрос ставится следующим
образом: откуда собственно ведут своё начало добро и зло. По словам автора,
он "своевременно научился отделять теологический предрассудок от
нравственного и не искал …источника зла позади мира", то есть вне мира
земного, мира человеческого. Ницше относит понятия добра и зла к сугубо
человеческим изобретениям и рассматривает их с исторической и
психологической позиций: "…при каких условиях изобрёл человек эти
определения ценности - добро и зло? и какую они сами имеют ценность?
Тормозят они или содействуют процветанию человечества? Являются ли они
признаками нужды, бедности, вырождения жизни? Или наоборот проявляется в
них полнота, сила, воля к жизни, её бодрость, уверенность, будущность?"
На опубликование некоторых собственных гипотез относительно
происхождения морали Фридриха Ницше натолкнула прочитанная им "ясная,
опрятная и умная, старчески умная книжечка" английского психолога доктора
Пола Ри (Paul Ree), заглавие книжки было "Происхождение нравственных
восприятий". Автор её твёрдо стоял на позициях дарвинизма и искал корни
нравственности и морали в области человеческих инстинктов, исключая из зоны
поиска область интеллектуальную, а также не рассматривая исторических
предпосылок формирования так называемых общечеловеческих ценностей. Ницше
пишет: "…в его гипотезах по меньшей мере забавно, что дарвиновская бестия и
наисовременнейший скромный нравственный неженка, который "не кусается",
подают друг другу руку; последний делает это с выражением известного
добродушного и утончённого равнодушия на лице, к которому примешивается
доля пессимизма, усталости, как будто бы вовсе не стоит так серьёзно
относиться ко всем этим вещам - проблемам морали". Для Ницше в тот период
важен был вопрос о ценности морали, особенно о ценности "неэгоистического",
об инстинктах сострадания, самоотречения, самопожертвования, которые
Шопенгауэр, великий учитель Ницше, "так долго подкрашивал, боготворил,
переносил в потусторонний мир", но именно к инстинктам во Фридрихе росла
всё более глубокая подозрительность, скрытый скептицизм: "Именно здесь
видел я опасность для человечества, его высшую приманку и искушение - но к
чему? к отрицанию? Именно здесь видел я начало конца, остановку,…усталость,
восстание воли против жизни, нежно и уныло заявляющей о последней болезни".
В силу того, что задача о ценности сострадания и морали, построенной на
сострадании, кажется чем-то случайным, сомнительным, философ выдвигает
новое требование: человеку необходима критика моральных ценностей, надо,
наконец, усомниться в самой ценности этих ценностей. Ницше считает, что
слишком долго люди принимали ценность моральных ценностей за данную, за
факт, считали её несомненной и неоспоримой: "…до сих пор нисколько не
сомневались и не колебались считать "хорошего человека" более ценным, чем
"дурного", более ценным в смысле успеха, полезности, успешности по
отношению к человеку вообще (в том числе и будущности человека)". Но никто
не задавался вопросом: а если бы было справедливо обратное? Если бы доброе
было бы симптомом регресса, а следовательно представляло бы опасность,
соблазн, яд, посредством которого современность живёт на счёт будущего?
Может быть живёт удобнее, более безопасно, но и в более мелком стиле,
пошлее?
Не мораль ли виновна в том, что никогда не будет достигнута возможная
сама по себе мощность и красота типа человек?
Не является ли мораль опасностью самою опасною из всех опасностей?..
Трактат первый
"Добро и зло", "хорошее и дурное"
Фридрих Ницше открывает первый трактат памфлета критикой взглядов,
присущих английскому психологу Полу Ри и его коллегам, задаваясь вопросом,
что именно обуславливает суждения последних о происхождении сил, имеющих
решающее значение для развития личности . Философ отмечает, что его
незримым оппонентам совершенно чужд исторический дух, что и подталкивает
искать корни понятий добра и зла там, где менее всего это желала бы видеть
интеллектуальная гордость человека ("…в косной привычке, в забывчивости или
в слепом и случайном сцеплении мыслей и их машинальности, или в чём-либо
чисто пассивном, автоматичном, рефлексивном, молекулярном и в основе
тупом…"): "Первоначально - декретируют они - неэгоистические поступки
хвалили и называли "добром" те, кому они оказывались, следовательно, кому
они были полезны; впоследствии забыли источник этой похвалы и стали считать
добрым неэгоистические поступки вообще, как будто они были чем-то хорошим,
так как они обычно превозносились, как нечто хорошее".
Ницше утверждает, что, во-первых, теория эта ищет и помещает очаг
возникновения понятия "добро" на неверном месте, что суждение "добро" ведёт
своё начало не от тех, кому оказывается добро. Напротив, сами "добрые", то
есть знатные, могучие, высокопоставленные и благородно мыслящие считали и
выставляли себя самих и свои поступки, как доброе, как нечто высшего
сорта, в противоположность низкому, низменно мыслящему, пошлому и
плебейскому. Из этого чувства расстояния они впервые извлекли себе право
создавать ценности, чеканить названия ценностей, и никакого дела до
полезности им не было. Таким образом, источником контраста "хорошего" и
"дурного" является чувство знатности и расстояния, продолжительное и
преобладающее общее и основное чувство высшего господствующего рода по
отношению к низшему роду, к чему-то низшему. Такого рода происхождение
доказывает, что слово "добро" первоначально не было связано с
"неэгоистическим" поступком. И напротив, именно при падении
аристократических оценок человеческой совести постепенно навязывался весь
тот контраст "эгоистического" и "неэгоистического" этот, по терминологии