Ницше: Генеалогия морали

Ницше: Генеалогия морали

Введение

Тот, кто борется с чудовищами, должен

следить за собой, чтобы самому не обра-

титься в чудовище. Попробуй

подолгу смотреть в пропасть, и

она заглянет

тебе в глаза.

Ф. Ницше

"По ту сторону добра и зла"

Фридрих Ницше (1844 - 1900) - великий немецкий философ и филолог,

поэт и музыкант. Перед тем, как приступить к краткому изложению и анализу

его работы, хочется сказать несколько слов, обрисовав характер его

философского мировоззрения в целом. Для творчества Ницше характерно

необычное употребление общепринятых в философии понятий. Его идеи, как

правило, облечены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки

построения философской системы. Согласно Ницше, мир есть постоянное

становление и бесцельность, что выражается в идее "вечного возвращения

одного и того же". Лишь понятие "вещи" выступает, как некий момент

устойчивости в хаосе становления. Вслед за А. Шопенгауэром Ницше в основе

мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как волю к

власти, волю к расширению своего Я, к экспансии. Центральным понятием у

Ницше является идея жизни, он является родоначальником направления,

именуемого философией жизни.

Ницше можно назвать блестящим проповедником индивидуализма,

волюнтаризма и иррационализма. Теория познания в её классическом смысле не

была предметом особого внимания мыслителя, а некоторые его высказывания по

этим вопросам проникнуты субъективизмом и агностицизмом. Ницше отвергает

принципы демократии и исторического прогресса, он противопоставляет ему

amor fati - любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства и

справедливости, как "разлагающие цельность человеческой природы". Ницше,

будучи сторонником принципа социальной иерархии, развивает элитарную

концепцию абсолютного господства высшей касты - тех немногих, которые имеют

право воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над подавляющим

большинством - серостью, которую не общество, а сама природа предназначила

к тому, чтобы быть общественной пользой.

Основное внимание Ницше было сосредоточено на проблемах культуры, на

вопросах этики и эстетики, в частности музыки, а также на идеях бытия

человека. Ницше выделяет в искусстве два начала: дионисийское - стихийное,

оргиастическое, экстатическое - и аполлоновское - просветлённое,

гармоническое, рефлексивное. Эти противоборствующие силы характеризуют само

бытие, причём дионисийское, изначально-жизненное, лежит в основе бытия.

Идеал же культуры заключается в достижении равновесия этих полярных начал.

Искусство - это сублимация чувственного удовольствия: восприятие

произведений искусства сопровождается возбуждением полового инстинкта,

опьянением, жестокостью как глубинным состоянием психики. Именно их

смешение производит эстетическое состояние.

Нельзя не отметить, что главная тенденция в воззрениях этого

незаурядно одарённого мыслителя и разносторонне развитого человека

творчества состояла в совершенствовании культуры человеческого вида, в

улучшении самого типа человеческой личности. Воззрения Ницше имели и по сию

пору имеют большое влияние на умы людей; этому во многом способствует

удивительно изящная литературная форма его произведений в виде броских

афоризмов, парадоксальных выражений, памфлетов и притч, а также

мужественный и вместе с тем поэтический характер его твёрдой и ясной, как

холодный горный воздух, прозы.

* * *

Фридрих Ницше приступил к созданию памфлета "Генеалогия морали" в

момент своего пребывания в Сорренто зимою 1876-77 годов, хотя мысли,

изложенные в этой работе, несомненно, гораздо старше, они были впервые

вкратце изложены в том собрании афоризмов, которое носит название

"Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов". Уже в

предисловии к памфлету Ницше, уверенный в том, что мысли эти возникли в нём

не разрозненно, не произвольно и не случайно, что произошли они от общего

корня, глубокой потребности, основной воли познания жизни, чётко определяет

направление и цель философского исследования. Вопрос ставится следующим

образом: откуда собственно ведут своё начало добро и зло. По словам автора,

он "своевременно научился отделять теологический предрассудок от

нравственного и не искал …источника зла позади мира", то есть вне мира

земного, мира человеческого. Ницше относит понятия добра и зла к сугубо

человеческим изобретениям и рассматривает их с исторической и

психологической позиций: "…при каких условиях изобрёл человек эти

определения ценности - добро и зло? и какую они сами имеют ценность?

Тормозят они или содействуют процветанию человечества? Являются ли они

признаками нужды, бедности, вырождения жизни? Или наоборот проявляется в

них полнота, сила, воля к жизни, её бодрость, уверенность, будущность?"

На опубликование некоторых собственных гипотез относительно

происхождения морали Фридриха Ницше натолкнула прочитанная им "ясная,

опрятная и умная, старчески умная книжечка" английского психолога доктора

Пола Ри (Paul Ree), заглавие книжки было "Происхождение нравственных

восприятий". Автор её твёрдо стоял на позициях дарвинизма и искал корни

нравственности и морали в области человеческих инстинктов, исключая из зоны

поиска область интеллектуальную, а также не рассматривая исторических

предпосылок формирования так называемых общечеловеческих ценностей. Ницше

пишет: "…в его гипотезах по меньшей мере забавно, что дарвиновская бестия и

наисовременнейший скромный нравственный неженка, который "не кусается",

подают друг другу руку; последний делает это с выражением известного

добродушного и утончённого равнодушия на лице, к которому примешивается

доля пессимизма, усталости, как будто бы вовсе не стоит так серьёзно

относиться ко всем этим вещам - проблемам морали". Для Ницше в тот период

важен был вопрос о ценности морали, особенно о ценности "неэгоистического",

об инстинктах сострадания, самоотречения, самопожертвования, которые

Шопенгауэр, великий учитель Ницше, "так долго подкрашивал, боготворил,

переносил в потусторонний мир", но именно к инстинктам во Фридрихе росла

всё более глубокая подозрительность, скрытый скептицизм: "Именно здесь

видел я опасность для человечества, его высшую приманку и искушение - но к

чему? к отрицанию? Именно здесь видел я начало конца, остановку,…усталость,

восстание воли против жизни, нежно и уныло заявляющей о последней болезни".

В силу того, что задача о ценности сострадания и морали, построенной на

сострадании, кажется чем-то случайным, сомнительным, философ выдвигает

новое требование: человеку необходима критика моральных ценностей, надо,

наконец, усомниться в самой ценности этих ценностей. Ницше считает, что

слишком долго люди принимали ценность моральных ценностей за данную, за

факт, считали её несомненной и неоспоримой: "…до сих пор нисколько не

сомневались и не колебались считать "хорошего человека" более ценным, чем

"дурного", более ценным в смысле успеха, полезности, успешности по

отношению к человеку вообще (в том числе и будущности человека)". Но никто

не задавался вопросом: а если бы было справедливо обратное? Если бы доброе

было бы симптомом регресса, а следовательно представляло бы опасность,

соблазн, яд, посредством которого современность живёт на счёт будущего?

Может быть живёт удобнее, более безопасно, но и в более мелком стиле,

пошлее?

Не мораль ли виновна в том, что никогда не будет достигнута возможная

сама по себе мощность и красота типа человек?

Не является ли мораль опасностью самою опасною из всех опасностей?..

Трактат первый

"Добро и зло", "хорошее и дурное"

Фридрих Ницше открывает первый трактат памфлета критикой взглядов,

присущих английскому психологу Полу Ри и его коллегам, задаваясь вопросом,

что именно обуславливает суждения последних о происхождении сил, имеющих

решающее значение для развития личности . Философ отмечает, что его

незримым оппонентам совершенно чужд исторический дух, что и подталкивает

искать корни понятий добра и зла там, где менее всего это желала бы видеть

интеллектуальная гордость человека ("…в косной привычке, в забывчивости или

в слепом и случайном сцеплении мыслей и их машинальности, или в чём-либо

чисто пассивном, автоматичном, рефлексивном, молекулярном и в основе

тупом…"): "Первоначально - декретируют они - неэгоистические поступки

хвалили и называли "добром" те, кому они оказывались, следовательно, кому

они были полезны; впоследствии забыли источник этой похвалы и стали считать

добрым неэгоистические поступки вообще, как будто они были чем-то хорошим,

так как они обычно превозносились, как нечто хорошее".

Ницше утверждает, что, во-первых, теория эта ищет и помещает очаг

возникновения понятия "добро" на неверном месте, что суждение "добро" ведёт

своё начало не от тех, кому оказывается добро. Напротив, сами "добрые", то

есть знатные, могучие, высокопоставленные и благородно мыслящие считали и

выставляли себя самих и свои поступки, как доброе, как нечто высшего

сорта, в противоположность низкому, низменно мыслящему, пошлому и

плебейскому. Из этого чувства расстояния они впервые извлекли себе право

создавать ценности, чеканить названия ценностей, и никакого дела до

полезности им не было. Таким образом, источником контраста "хорошего" и

"дурного" является чувство знатности и расстояния, продолжительное и

преобладающее общее и основное чувство высшего господствующего рода по

отношению к низшему роду, к чему-то низшему. Такого рода происхождение

доказывает, что слово "добро" первоначально не было связано с

"неэгоистическим" поступком. И напротив, именно при падении

аристократических оценок человеческой совести постепенно навязывался весь

тот контраст "эгоистического" и "неэгоистического" этот, по терминологии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты