Ницше: Генеалогия морали

Ницше стадный инстинкт, получивший тогда распространение.

Ницше пишет, что, во-вторых, помимо исторической неприемлемости

рассматриваемой гипотезы происхождения оценки "добра", она страдает

психологическим внутренним противоречием. Предполагается, что источником

похвалы неэгоистического поступка была его полезность, и что это было

забыто. Но как возможно подобное забвение? Может быть, в определённое время

прекратилась полезность подобных поступков? Напротив, мы можем наблюдать

совершенно противоположное, поскольку полезность эта была всегда обыденным

явлением, таким, которое подчёркивалось и подчёркивается непрерывно снова;

следовательно, оно не только не могло исчезнуть из сознания, не только не

могло быть позабыто, но должно было всё резче запечатлеваться в сознании.

Ницше считает, что на правильный путь его вывел вопрос, что собственно

обозначают в этимологическом отношении выражения "добро" на разных языках,

и так как философ был также незаурядным филологом, ему не составило

большого труда провести лингвистический (а также историко-лингвистический)

анализ данного выражения: "Я нашёл, что все они указывают на одинаковое

превращение понятия, что всюду основным понятием является "знатный",

"благородный" в сословном смысле, из которого развивается с необходимостью

понятие "добро" в смысле "душевно-знатного", "благородного", "душевно-

высокопоставленного"…; развитие это идёт всегда параллельно с другим,

которое "пошлое", "плебейское", "низкое", в конце концов, превращается в

понятие "дурное"". Не углубляясь в данное исследование, можем привести два

красноречивых примера. Немецкое слово "schlecht" (дурно), тождественное со

словом "schlicht" (простой), первоначально обозначало безо всякого

оскорбительного смысла простого человека, простолюдина в противоположность

знатному. Приблизительно ко времени тридцатилетней войны, то есть довольно

поздно, смысл этого слова превращается в современный. Можем также сравнить

в русском языке старинное обозначение простолюдина словом "подлый" ("подлые

людишки") и современное понятие "подлый". Такое позднее открытие явления

"превращения понятий" Ницше объясняет задерживающим влиянием, которое

оказывал демократический предрассудок на все вопросы происхождения. Ницше

отмечает также, что часто в тех словах и корнях, которые обозначают

"добро", ещё просвечивают главные оттенки, на основании которых знатные

именно и считали себя людьми высшего ранга: "Они называют себя, например,

"истинными"; прежде всего греческая знать… Созданное для этого слово [pic]

по своему корню обозначает такого, который существует, который обладает

реальностью, кто истин; затем истинный в субъективном смысле, правдивый".

Далее Ницше приводит несколько аналогичных примеров из греческого,

латинского, галльского и немецкого языков: "Немецкое "Gut" (добрый,

хороший) не обозначает ли "den Gottlichen" (божественного), человека

божественного происхождения? Не тождественно ли оно с именем народа

(первоначальным дворянством)?".

Тот случай, когда высшая каста является в то же время и жреческой, не

представляет исключения из правила, что понятие о политическом

превосходстве всегда переходит в понятие о духовном преимуществе. Здесь,

например впервые в качестве классового различия появляются понятия "чистый"

и "нечистый" и из этих понятий также впоследствии развивается понятие

"хороший" и "дурной", уже не в классовом смысле. Ницше считает, что

противоречия оценок в случае жреческой аристократии приняли опасный

внутренний и острый характер, что благодаря ним в конце концов между людьми

была создана огромная пропасть: "У духовенства всё становится опаснее; не

только целебные средства и искусства, но и высокомерие, месть, остроумие,

распутство, любовь, властолюбие, добродетель, болезнь. …Можно сказать, что

на почве этой в самой сущности опасной формы существования человека, формы

священнической, человек вообще стал более интересным животным, что только

здесь человеческая душа в высшем смысле достигла глубины и стала злою - а

это ведь две основные формы превосходства человека над остальными

животными!..".

Далее Ницше отмечает, что бессильные внесли в человеческую историю

тот дух, который явился причиной переоценки изначальных понятий.

Аристократическое уравнение ценностей (хороший, знатный, могучий,

счастливый, любимый Богом) было вывернуто наизнанку, по мнению философа, с

принятием христианских понятий, а корни этих понятий Ницше усматривает в

монотеистической концепции иудаизма, "…а именно: " только одни несчастные -

хорошие; бедные, бессильные, низкие - одни хорошие, только страждущие,

терпящие лишения, больные, уродливые благочестивы, блаженные, только для

них блаженство; зато вы, вы знатные и могущественные, вы на вечные времена

злые, жестокие, похотливые, ненасытные, безбожные и вы навеки будете

несчастными, проклятыми и отверженными"… Известно кто унаследовал эту

переоценку…". Автор считает, что с иудеев начинается "восстание рабов в

морали: восстание, имеющее за собой двухтысячелетнюю историю и которое

теперь бросается в глаза только потому, что оно было победоносно". За две

тысячи лет на стволе этого дерева мести - глубочайшей и возвышеннейшей,

создающей идеалы, преобразующей ценности - выросла новая любовь,

глубочайшая из всех видов любви. Ницше ставит вопрос: не был ли Иисус из

Назарета - воплощённое евангелие любви, Спаситель, несущий бедным,

больным, грешникам блаженство и победу - не был ли именно Он искушением, в

самой жуткой и непреодолимой форме, искушением и окольным путём к тем

иудейским ценностям и новшествам идеала. Разве не на обходном пути

Спасителя, этого кажущегося противника и разрушителя Израиля, иудеи

достигли последней цели своей высшей жажды мести - радикальной переоценки

нравственных ценностей своих врагов и победителей? Ницше вопрошает: "Не

было ли чёрным, тайным искусством истинно великой политики мести,

дальнозоркой, подпольной, медленной и предусмотрительной мести то

обстоятельство, что сам Израиль вынужден был объявить перед всем миром

смертным врагом и распять на кресте орудие своей мести, чтобы … все

противники Израиля могли бы безбоязненно идти на эту приманку? Да и можно

ли было … при всех ухищрениях ума вообще выдумать более опасную приманку?

Можно ли изобрести что-либо равное, столь же увлекательное, чарующее,

оглушающее подобно губительной силе этого символа "святого креста", этого

ужасного парадокса "бога на кресте", этой мистерии невообразимой,

последней, крайней жестокости и самораспятия бога для спасения человека?..

Несомненно одно, что до сих пор Израиль своей местью и переоценкой всех

ценностей … торжествовал постоянно над всеми другими идеалами, над всеми

идеалами более возвышенными".

Здесь мне хотелось бы приостановить освещение работы немецкого

философа и изложить свою точку зрения на поставленные им вопросы. При всём

моём уважении к Фридриху Ницше я не могу согласиться с его взглядом на

христианство, на личность Спасителя.

Во-первых, я считаю, что Церковь, Вера и Бог - явления глубоко

различные по своей сущности. Церковь - это организация, институт,

учреждённый самими людьми, подверженный влиянию политических и социальных

факторов. За время своего существования христианская церковь, как

католическая, протестантская, так и ортодоксальная, неоднократно

реформировалась, динамически изменяя свои каноны и устои. Эти реформы,

несомненно, инициировались людьми, хоть и считающимися пастырями рода

человеческого, посредниками между человеком и Богом. И среди

священнослужителей, представителей "жреческой аристократии", как именует их

Ницше, во все времена было немало личностей властолюбивых, тщеславных,

высокомерных, то есть проявляющих те же человеческие качества, что и

простые миряне. Это не в коей мере не умаляет достоинства тех отцов церкви,

которые искренне и самозабвенно, не преследуя никакой для себя выгоды

стремились приблизиться к Богу, познать счастье в любви к ближнему и

всепрощении.

Вера же в Бога - явление субъективное, чувство, исходящее из глубины

души верующего человека. Является ли Вера потребностью человека или

необходимостью, неважно, но она ни в коей мере не зависит ни от церкви,

учреждённой самими людьми, ни даже от объективной реальности существования

самого Бога, ведь, как известно, существование Его недоказуемо. Поэтому

нельзя переносить суждение о том, что противоречие оценок нравственных

понятий представителями касты священнослужителей сказалось на переоценке

изначальных, аристократических ценностей, на веру в Бога, на религию,

которую данные личности представляют.

Во-вторых, среди последователей христианского учения во все времена, с

тех пор, как христианство стало государственной религией Великой Римской

империи и до наших дней, было немало людей знатных, благородного

происхождения, которые имели огромное влияние на человеческое общество и

которые употребляли это влияние на совершение благодеяний чисто

христианских. Именно таких людей я считаю ярчайшими представителями

христианской общины всех времён и народов и думаю, что они от этого ничуть

не умаляли достоинство своего происхождения и могущества, наоборот, их

нравственные качества могли служить примером как для аристократов, так и

для простолюдинов. Известно также, что и среди ортодоксальных иудеев с

древних времён и по сей день можно назвать множество тех, кто пользуется

влиянием и властью, кто богат и могущественен, поэтому трудно согласиться

с мнением философа, что именно от них происходит мнение "бедные, слабые и

бессильные - хорошие; богатые, знатные, сильные - дурные".

В третьих, Заповеди Христовы хоть и имеют грани соприкосновения с

заповедями Ветхого Завета, но и в корне отличаются от них. Я имею в виду

вторые пять заповедей, устанавливающих норму взаимоотношений между людьми.

Заповеди Нового Завета гласят о любви к ближнему, об уважении к его

личности, о бескорыстии по отношению к любому человеку, они призывают к

неотмщению обид, в то время как заповеди Моисея завещают помогать человеку

своего рода, своего племени, и провозглашают как закон: "Око за око, зуб за

зуб"! Разумеется, нельзя проводить прямые аналогии между ценностями

христианскими и ветхозаветными. Кроме того, Спаситель не утверждал, что

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты