Ответы на вопросы по русской философии философского факультета СПбГУ
Вопросы к экзамену по Русской философии.
Основные направления идеологии философии декабризма.
Идеология раскола, Аввакум Петров.
Чернышевский, антропологический принцип.
Основные направления и идейно-политическая теория революционного
народничества.
Религиозная философия раннего славянства (Хомяков, Киреевский, Аксаков).
Нил Сорский и русское нестяжательство.
Теория культурно-исторических типов Данилевского.
Русское богоискательство конца 19 - начала 20 веков.
Достоевский, легенда о Великом инквизиторе.
Религиозно-политическая философия, Иосиф Волоцкий.
Толстой, “В чем моя вера?”.
Легальный марксизм и веховство.
Радищев, “О человеке, его смерти и бессмертии”.
Духовная дидактика Галича.
Белинский, “Письмо к Гоголю” (1847).
Герцен “Письма об изучении природы”.
Историософия Чаадаева, “Философские письма”.
Идеология масонства.
Гоголь, выбранные места из переписки с друзьями.
Учение о Софии в русской мысли (Соловьев, Флоренский, Булгаков)
Федотов, “Сталинократия”.
Философия профес-в Киево-Мог. Академии.
Раннепросветительская идеология в России (Полоц., Крижанич)
Историософия русской философии (Введенский, Шпет, Зеньковский и др.)
Франк, “Духовные основы общества, введение в социальную философию”.
Историософия, Гумилев.
Вернадский, “Научная мысль как планетное явление”.
Философия диалогизма Бахтина.
Леонтьев, “Византизм и славянство”.
Флоренский “Предполагаемое государственное устройство в будущем”.
Философия языка в России, основные направления.
Философия Бердяева.
Развитие неофициальной философии в советский период (Любищев, Ильенков).
Этические учения Ухтомского.
Основные идеи евразийства, Трубецкой “Европа и человечество”.
Киреевский, “О характере просвещения Европы и его отношение к просвещению
России”.
Философия русского зарубежья, сменовеховство, европейский, христианский
социализм.
Философия космизма, Федоров, Циолковский.
Идеология сталинизма (Ленин “О диалектическом и историческом
материализме”).
Лосский, “Мир как ограниченное целое”.
Эмпириомонизм А.А.Богданова.
Шестов, “Апофеоз беспочвенности”.
Ильин, “Философия Гегеля как учение …”.
Соловьев, “Чтение о богочеловечестве”.
Духовноакадемическая философия в России (Голубинский, Карпов, Кудрявцев,
Платонов, Несмелов, Тареев).
Мировоззрение Франциска Скорины.
Ленин, “Материализм и эмпириокритицизм”.
Плеханов
Историософия русской философии.
А. И. Введенский “Судьбы философии в России”.
Постановка вопроса.
А.В. утверждает, что вопреки всякого рода мнениям, в России
существует философия, она не искусственное явление, а следствие
глубокой потребности русского ума. И прошлое русской философии
позволяет предположить, что в будущем она “и у нас непременно
достигнет такой же высоты развития и такой же силы влияния, как
и в наиболее культурных странах, разумеется, если не встретятся
какие-нибудь непреодолимые препятствия чисто внешнего
характера”.
Относительно заимствованного характера русской философии,
А,В, говорит о том, что это вполне понятно и естественно, так
как большее или меньшее заимствование и подчинение чужим
влияниям - “это общий закон развития философии любого
европейского народа”. “Чуткость к чужим учениям - наилучший
залог успешного развития философии”. Что касается русской
философии, то смотреть надо на то, как давно произошло это
заимствование, при каких условиях оно совершалось и
распространялась и что именно успела сделать у нас философия при
этих условиях.
Первый период - подготовительный.
Время появления философии в России - 1775 год, время открытия
Московского университета. До этого, в духовных академиях Москвы
и Киева под именем философии преподавалась безжизненная
схоластика.
В М. У. Философия преподавалась по учебникам и в духе
вольфианской школы. Идеи этой школы оказали определенное влияние
на некоторых русских мыслителей, но в меньшей степени, нежели
французская философия, которая при Екатерине 2 распространилась
ак при дворе, так и во всем грамотном обществе. Появилась масса
переводов сочинений французских мыслителей: Вольтера, Руссо,
Монтескье, Гельвеция, Кондильяка и многих других. (фил.
энциклопедистов)Среди воспринятых от французов идей было и так
называемое “вольтерианство” - материализм и этический
сенсуализм. (отриц. стороны фр. фил.)Однако А. В. отмечает, что
для большинства русских сочинения французских философов были
лишь чтением - глубокомысленным или остроумным; но оно
принималось поверхностно, как бы “анекдотически” (невежество
русского общества). А. Н. Пыпин - среди русских читателей
распространялось не столько понимание, сколько слава французских
писателей. Господство фр. философии в начале 19 века исчезло,
пробудив стремление к философскому мышлению, подготовив к более
глубокому усвоению западной фил.
Весь первый пятидесятилетний период был подготовительным.
Даже появление Григория Саввича Сковороды (укр.) не противоречит
этому. Вполне справедливо считать Сковороду первым русским
философом и высоко ценить не только его оригинальность и глубину
мысли, а также и услуги, оказанные им для просвещения слободской
Украины, однако, по мнению А. В. его влияние имело чисто местный
характер (он не напечатал ни одного своего произведения) и не
нарушало господства французов.
Скорее почувствовав, чем поняв односторонность фр. фил.
русские мыслители обратились к немецкому идеализму. Его влияние
было гораздо глубже.
В итоге, “усвоение западной фил. продолжается у нас менее
столетия - срок значительно меньший сравнительно с тем, какой
был истрачен на Западе на попытки перейти от возрождения древней
фил. к самостоятельной новой, возникшей впервые в лице Декарта и
Бэкона.Разве одно это обстаятельство уже не было достаточной
причиной для объяснения сравнительно невысокого развития
современной русской философии?
Второй период - господство германского идеализма.
В этот период преподавание философии было широко поставлено
не только в университетах и духовных академиях, но даже в
семинариях и гимназиях. В семинариях преподавалась логика,
метафизика, психология, нравственная философия, а с 1813 года -
и история философии. Таким образом помимо светской фил, в России
начинает развиваться и духовная фил. Однако в этот период она
развивалась без всякого влияния на светскую и даже почти не
имела значения для “общего хода нашего умственного развития”.
Она развивалась при неблагоприятных условиях, которые коренились
в общей организации духовенства и в том строе, который она
определяла. Духовная фил. рассматривалась начальством как
служанка богословия.
Начиная с 1805 года в светской фил. началась пропаганда
учений Канта, Фихте и Шеллинга. Этот период также длился 50 лет,
до вступления на престол Александра 2. Наименьшим успехом
пользовалась философия Фихте (первый харьковский профессор Шад -
в 1813 году появился его перевод сочинения Фихте “Яснейшее
изложение, в чем состоит существенная сила новейшей философии.
Опыт принудить читателей к разумению”). Кантом интересовались в
большей степени, особенно в Казани, его больше переводили,
немало писали онем, “правда больше опровергая его, чем
соглашаясь с ним”. Главным образом распространялось учение
Шеллинга (только в конце 30 годов оно уступило место Гегелю).
Первый, кто стал распространять натурфилософию в России, был
профессор анатомии и физиологии С.-Петербургсой медико-
хирургической академии Велланский. Его лекции пользовались
большой популярностью. В Петербурге идеи Шеллинга распространял
и Галич, профессор Педагогического университета, так, в
частности, изложение системы Шеллинга он поместил в виде
приложения в свою работу “История фил. систем”.
Однако после наполеоновских войн, в русле изменившихся
настроений Александра 1 философия подверглась беспощадному
гонению и сильно пострадала от “реформ” русских воспитанников
иезуитов. Первое нападение на нее произошло в Харьковском
университете - в 1816 году фихтеанец Шад признается виновным в
том, что он явно придерживается системы Шеллинга (!), и был
выслан из России. Но самому сильному разгрому подверглись
Казанский С.-Петербургский университеты. В Казани по инициативе
Магницкого были уволены несколько лучших профессоров: проф.
естественного права Солнцев (его система носила, по мнению
Магницкого, явные следы философии Канта, вседствие чего Солнцев
смешал божественное учение с мнениями человеческими) был лишен
права преподавания даже в частных уч. заведениях. В С.-
Петербурге по инициативе Рунича, друга и протеже Магницкого,
Было уволено около 12 профессоров, некоторые уходили и сами. В
числе уволенных были и два философа - Куницын и Галич. Последний
обвинялся в том, что своей книге “История филос. систем”
проводит начала, противные вере и властям, установленным от
Бога, и отдает явное предпочтение философии Шеллинга, излагает
противные учению веры понятия индийской философии и т.д. Галичу
около десяти лет не позволяли читать даже и частные лекции в его
собственной квартире.
Все три распространявшиеся у нас системы нового идеализма
одновременно и повсюду подвергались преследованию. Однако не
смотря ни на что, идеалистическая философия все же устояла.
Философское движение поддерживалось самым неожиданным для
обскурантов способом. В распространении новой фил. приняли
участие натуралисты, она проводилась в виде естествознания: 1820
год - из-за границы вернулся Павлов, проф. минерологии и
сельского хозяйства, по словам Герцена, он взамен физики и
сельского хозяйства в связи с ними, на самом деле излагал
главным образом фил. Шеллинга и Окена; 1826 год - Максимович,
проф. ботаники, известный собиратель малороссийских песен,
считал, что “в естествознании его неотлучной спутницей и верной
помошницей была философия”. В Москве 30-х и 40-х годов
идеалистическая фил. распространялась также посредством
литературных кружков, кот. возникли под влиянием оживления
университетской жизни, наступившего в 20-х годах вследствие
появления там целого ряда талантливых преподавателей. С этими
кружками связано очень много известных имен: Вл. Одоевский,
Веневитинов; Киреевские, Аксаковы (“Общество любомудрия”),