нравственом плане (в плане достижения нравс. цели) люди
уравнены. В его представлении Троица - самобытное соравенство
всех трех ипостасей Божества, “соестественная единица
трисоставная”. Из равенства ипостасей Аввакум выводил свое
учение о “трех царях небесных”. Такое “рассечение” Троицы
позволяло ему наделить Христа плотью. Не вочеловечение, а
очеловечение. Христос - Бог по по существу и человек по
воплощению. Он, “плотоносец”, родился человеческим образом,
только при этом “неизреченно дверью пройде, а не разрушил
печати”. Христос и умер, как все люди, приняв крестное
страдание, завещав тем самым образ жизни для всего человечества.
Аввакум провозглашал неизменность чел. страдания на земле.
Относительно идей старообрядчества существенен также
социально-политический вопрос, вопрос об антихристе. В раннем
старообрядчестве утвердилась теория чувственного антихриста.
Само понятие антихриста необходимо для истинного понимания
природы Христа. У каждого свои сферы действия, свое назначение:
антихрист демонстрирует скончание мира, проявляет то, что должен
сделать Христос, когда прийдет его время (кто не верит в
антихриста, тот не верит в Христа). Церковное нестроение для
старообрядцев - признак существования в этом мире антихриста,
выражение его присутствия. Следовательно, приспело время для
ожидания конца света. Вера в антихриста убеждает в возможности
Богоявления. антихрист присутствует всегда, к моменту
Богоявления он активизируется. Для старообрядцев антихрист имел
статус воплотившегося полит. лица. Зло идет с Запада (науки,
философия и прочее знание). Науки - антихристическая сила, он
привлекает ими людей. антихрист во всех отношениях
привлекателен, необходим (дает знание), падший ангел, кот.
возомнил себя Богом. В каком облике он воплотился на этот раз?
Дьякон Федор - антихрист исходит из России: сама русская
жизнь слишком глупа, бессмысленна и т.д. Патриарх Никон и царь
Алексей Михайлович - два “рога антихристова”. Он призывал
чуждаться священников никонианского рукоположения.
Аввакум Петров - считал, что антихрист явится не из Руси, не
из русского народа. Святая Русь не может породить не святое,
святость не содержит противоположного действия. Антихрист может
появиться там, где появился Христос, из того же колена, из
иудейского рода. Пришествие антихриста возможно и реально, но
будет сопровождаться разрушением всего и вся. Нельзя рассуждать
об антихристе, не помня его предшественников, а таковые -
представители власти - следовательно, он уже есть. Но! Если
антихрист уже появился, значит должен появиться и Христос.
Антихрист явится с Запада.
-Тема отношения к просвещению.
На первое место Аввакум ставил вопрос об “отеческих
преданиях”, о русскости вообще, с кот. связывал бытие самого
православия. Ему была близка теория “Москва - третий Рим”
Филофея Псковского. Только в Московской Руси христианство
оставалось “чисто и непорочно”. Вера народа и его язык согласно
учению Аввакума неотделимы. И язык, и грамота даны каждому
народу от Бога. И не надо украшать его философскими виршами,
красноречием, подражая “римской вере” - это губительно для
православия, для которого “невежество…наипаче, нежели
премудрость внешних философов”. Он пришел к полному отрицанию
наук и философии. Основоположники раскола противились
распространению светского образования. Ученые, интересующиеся
знанием. Особенно идущим с Запада, - предшественники антихриста.
Знание - зап. образ жизни. На Руси же идеал - святость. Знание -
всегда умаление святости. Само собой разумеется, подобные
запреты не служили блкгому делу: во имя “отеческих преданий”
водружалась непроницаемая стена отчуждения между разумом и
верой, наукой и теологией, которая заслоняла от старообрядцев
горизонты чел. прогресса.
- Аввакум Петров. Послания и челобитные. СПб., 1995.
Религиозно-политическая философия. Иосиф Волоцкий.
Иосифлянство - идеология “русского византизма”, поддерживало
политику централизаци, выступило в роли “богомольцев царей
московских”.
Основатель движения - Иосиф (в миру Иван Санин, 1439 - 1515),
был игуменом монастыря, находившегося в уделе волоцкого князя
Федора Борисовича. Впоследствии Волоцкий монастырь перешел под
юрисдикцию московского князя. Благодаря этому инцинденту -
ускорение сближения светской и церковной власти, сыгравшее
первостепенную роль в полит. централизации русского государства.
Иосиф Волоцкий представлял линию аллегорического
рационализма, выразившуюся в учениях Илариона и Климента
Смолятича. Его методом также было “духовное смотрение”, разумное
толкование Священного писания. Он отличался острой наклонностью
к полит. прагматизму и даже утилитаризму.
Наследие И.В. обширно, оно включает множество посланий и
богословских сочинений. Гл. труд - “Просветитель, или Обличение
ереси жидовствующих”.
В своих полит. построениях И.В. опирался прежде всего на
Ветхий завет (Евангелие не может служить для обоснования
принципов централизован. самодержавной власти; только в Ветхом
завете Бог сам участвует в земной жизни, соучастник исторической
мирской жизни, дел земных, Бог проявляет себя в миру). Здесь он
находил удобную для себя формулу богоявления: согласно Иосифу,
“Божиа явлениа многоразлична суще”, Бог способен предстать в
любом образе, в любом качестве. Руководствуясь этой идеей, он
разработал учение об обмане и коварстве Бога: Богу свойственно
действовать не только премудростью, но и коварством - само его
вочеловечение есть акт обмана дьявола, коварство, хитрость -
выражение божественной премудрости и, следовательно, в
общепровиденциальном плане несут начала всемирной гармонии и
блага. Учение о “божественном коварстве” Иосиф переносил на
трактовку сущности великокняжеской, царской власти. Монарх -
полное подобие Бога на земле. Московский государь лишь естеством
подобен человеку, а его власть дана ему свыше, во власти своей
он подобен Богу. Ему должны подчиняться все христиане, в том
числе и духовенство. Бог вручил ему все высшее - “милость и суд,
и церковное, и монастырское, и всего православнаго христианства
власть и попечение”. И удельным князьям также надлежит оказывать
ему должное послушание и повиновение. Сердцевину иосифлянства
составляет имперская идея.
Для обоснования своих идей И.В. необходимо было, не посягая
на догмат богосыновства, создать новую христологию,
вписывающуюся в его полит. теорию. Он сделал это, исходя из
учения о двойственной природе Христа: божественной по отцу и
человеч. по матери.
По учению отцов церкви, божественное непостижимо, значит и
Христос в своей божественной сущности также непостижим.
Следовательно, Евангелие - простое “челов. предание” о Сыне
Божием. Поэтому-то в Евангелии Христос иногда противоречит сам
себе, говорит, как человек, кот. страдает. Оттого и Евангелие
содержит противоречия: человеческое не может быть бесстрастным,
не может оставаться неизменным и одномерным. Только Богу дано
пребывать целостно и неделимо. Христос - лишь одно из
проявлений, воплощений Бога, а многоразличие богоявлений, по
мнению Иосифа, не делает многообразным Божество. В результате -
не все, что сотворил Христос, подобает творить нам (обрезание,
суботствование, крещение, не причастившись), и чего не сотворил
Христос, не творить нам. Иосифлянство прокламировало отказ от
идеи подражания Христу - незыблемого постулата евангельской
морали. Оно разрушало средневековые каноны мышления, ставило на
место веры разум и руководствовалось по отношению к религии
простой идеологической целесообразностью.
-Борьба с еретиками.
Непосредственно против московских антитринитариев (ересь
жидовствующих) - “Просветитель. или Обличение ереси
жидовствующих”. Антитринитарии отвергали новозаветные книги,
выступили против церковной иерархии, требовали дешевой и
праведной церкви, отрицали необходимость украшения храмов, не
признавали святых таинств, мощей, икон; игнорировали монашество;
отрицали богосыновство Христа, говоря, что Бог единосущен и
сопрестолен себе; по их мнению знание не враждебно Богу, грамота
дана человеку Богом, чтобы он умножал свое знание,
слвершенствовал познание и осмысленно пришел к Богу.
- Превращение христианства в идеологию государства, в
служанку гос. власти.
Нил Сорский и русское нестяжательство.
В основе Мистики древнерусского нестяжательства - византийский
исихазм (Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит, Григорий
Палама). На Руси он закрепился благодаря деятельности монахов
Киево-Печерскиого монастыря. Однако ни в 13. Ни в 14 веках виз.
Асакеза не затронула в полной мере древнерусскую церковь. В ней
все оставалось по-прежнему (симония), в народе множились ереси.
В этой ситуации на арену церковной жизни выступило
нестяжательство, выдвинувшее лозунг религиозного и духовного
обновления. “Возглавлял” это движение - “великий старец” Нил
Сорский.
На соборе 1503 года старец открыто заявил о необходимости
запрета монастырской собственности (кормиться только собст. физ.
трудом) и призвал отказаться от украшений храмов. Это те
положения в учении нестяжателей, кот. особенно задевали
иосифлян.
Однако прежде всего Нил Сорский рассуждал об “умном делании”,
познании божественного. Так как именно в приближении к Богу он
видел смысл жизни человека, и тем более монаха. Нил Сорский
разработал свою логико-психологическую теорию, в кот. специально
исследовал процесс развития страстей. В миру человека окружает
множество соблазнов. Предметы и явления окружающего мира
посредством чувств передаются разуму и преобразуются в простые
идеи (“помысл прост”). Эта начальная стадия развития страсти
-“прилог”. Сам по себе прилог безгрешен, если ум не
останавливается на нем, не проникается его содержанием. Если же
ум склоняется к “приятию помысла”, тогда наступает вторая стадия
- “сочетание”. “Сочетание” - соединение возникшей идеи человека
с его волей. На этой стадии богоугодна только та мысль, кот.
может быть направлена в русло благих деяний. Всякая другая мысль
должна быть отсечена, если же этого не происходит, то наступает
третья стадия - “сложение”, т.е. согласие души с тем, что