Хомяков, Станкевич, Белинский, Герцен и многие др. В рамках этих
кружков обсуждались всевозможные философские положения,
деятельность их членов возбуждала интерес к философии во всех,
кто только соприкасался с ними. Эти кружки, начав с фил.
Шиллинга, в 30-х годах, постепенно перешли к тому, что у них
наиболее господствующим направлением сделалось гегльянство в той
или другой, но всегда в более или менее своеобразной окраске. “И
как известно под влиянием этого шеллинго-гегелевского движения
выработались два направления, ясно определившиеся в 40-х годах:
славянофилы и западники”. Но эти два направления не ограничились
пассивным усвоением германской философии, а внесли в нее то,
чего не было ни у кого из немецких философов. ”Это - фил. взгляд
на прошлое и будущее русского народа, на его роль в семье европ.
народов, фил. освещение с двух разных точек зрения всех сторон
его жизни”.
“Таким образом уже во второй период своего существования
русская фил. успела оказать неоспоримое и самое благотворное
влияние на ход русской культуры”(славянофилы и западники). Ее
услуги распространяются и на весь цивилизованный мир (Николай
Иванович Лобачевский).
За весь второй период для русской фил. было лишь несколько
относительно легких лет в конце 30-х годов. Однако закончился он
самым тяжелым образом. После него фил. была вынуждена начать
свое развитие заново, так что вступила в период своего
вторичного развития заново. В 1848 году началась такая реакция,
которой равной ,кажется, еще не было, она никогда раньше не
обращалась с такой силой против философии. Чудовищная цензура,
запрет на выезд за границу для всех служащих министерства нар.
просвещения, возник и даже серьезно обсуждался план
преобразования всех университетов в высшие военно-учебные
заведения (к счастью он не был исполнен, зато в университете был
установлен комплект студентов 300 человек для всех факультетов и
курсов, взятых вместе, кроме мед. факультета), университетские
советы были лишены права избирать ректора, и усилена роль
попечителя, преподавание было связано неподвижными программами и
т.д. В 1850 году фил. факультет был разделен на историко-
филологический и физико-математический, кафедра фил. закрыта,
преподавание ее ограничено логикой и психологией и поручено не
особому проф., а обязательно законоучителю. “Положен конец
обольстительным мудрованиям философии”, - с торжеством восклицал
Ширинский-Шихматов (сменивший Уварова) во всеподданнейшем отчете
за 1850 год.
Третий период - период вторичного развития.
Изгнание философии из русских университетов продолжалось
тринадцать лет, вплоть до введения устава 1863 года. Как
следствие - сильный упадок фил. мышления. В итоге оно вынуждено
развиваться заново. Между развитием русской философии в третьем
периоде и в двух предшествующих во некоторых отношениях много
сходства (хотя бес сомнения весь этот процесс совершается
гораздо быстрее, чем прежде, и, конечно, теперь русская научная
жизнь уже никогда не может быть так стеснена и тяжела, как это
бывало прежде).
По уставу 1863 г. возобновляется преподавание философии в
университетах. Нужно было время для того, чтобы упрочиться и
организоваться. Поэтому долгое время фил. воззрения возникали и
распространялись в нашем обществе как бы сами собой, почти
независимо от воздействия со стороны универ. преодавателей фил.
Естественно, что первоначально распространились такие воззрения,
которые не только были наиболее доступны в зависимости от упадка
фил. мышления, но еще в это же время распространились и там,
откуда они заимствовалась русская фил. В Германии же в 50-х
годах распространился материализм в следствие упадка фил.
мышления в кругах, заинтересованных естествознанием. Эта же
причина была и в России. Материализм в 50-х и 60-х годах
исповедовали с необычайным увлечением, чисто догматически и чуть
не с фанатизмом, ни на минуту не задумываясь ни над какими
возражениями против него. Аналогично распространению
вольтернианства в Екатерининские времена. Материализм исыез как
бы само собой. После материализма или одновременно с ним легко
можно увлечься и позитивизмом, “кот. в своей первоначальной
контовской форме лишь с трудом отличается от материализма”. С
половины 60-х годов к позитивизму стали присоединяться и
некоторые рьяные материалисты, напр. Д.И. Писарев. Начало 70-х
- главенствующее господство контовских идей. Значение Конта для
развития русской мысли - укрепление под его влиянием интереса к
социологии. Отрицательные стороны влияния Конта - его отрицание
самонаблюдения, полное отсутствие у него мало-мальски
разработанной теории познания, при неизбежно вытекающем отсюда
чисто догматическом отношении к исторически установившимся
принципам точных наук, его ограничение сотава философии одной
лишь систематизацией их общих выводов. Все это повлекло упадок
фил. мышления. В 1872 году Кавелин так характеризовал положение
современной ему философии: “Что мы видим в наше время? Фил. в
полном упадке. Ею пренебрегают, над нею глумятся. Она решительно
никому не нужна… Всего хуже то, что мы теперь видим не борьбу
против той или другой фил. доктрины, а совершенное равнодушие к
самой фил… Философия до сих пор не опровергнута в своих началах,
а просто отброшена, как ненужная вещь.Упадок ее не есть научный
вывод, а признак глубокой перемены в направлении и строе мыслей.
В такой же опале, как философия, находится и единственное ее
орудие - умозрение. Мы систематически пренебрегаем умозрением,
питаем к нему полное недоверие. Умозрение в наши дни чуть-чуть
не бранное слово. Чтобы лишить какой-нибудь вывод всякого
доверия. Возбудить против него всевозможные предупреждения,
стоит только назвать его умозрительным, - и дело сделано, цель
достигнута” (“Задачи психологии”, Кавелин. С.-П., 1872, стр.2).
С 1863 г. фил. не подвергалась прямому гонению, но правительство
относилось к ней с таким равнодушием, а иногда даже с таким
пренебрежением, кот. только что не переходило в гонения.
На данный момент (1998 г.) материализм окончательно исчез.
Исчез и позитивизм в своей первоначальной контовской форме,
заменившись более глубокими сродными с ним направлениями -
эволюционной теорией и так называемой науч. фил. “Сильнее же
всего, как это было и во второй период, у нас теперь
распространены идеалистические или спиритуалистические
воззрения, с той лишь разницей, что не какое-нибудь одно, а
вроде того, как было в начале второго периода, довольно
разнообразные”. Интерес к философии довольно силен: возниковение
и огромный успех Московского Психологического Общества, кот. по
своей программе и общему характеру своей деятельности должно бы
и называться филосифским, успех издаваемого им специально
философского журнала, сильное увеличение числа фил. статей в
общих ибогословских журналах, все более уменьшеющийся разрыв
естествознания с фил. и т.д. Сходство со вторым периодом: такая
же как бы сама собой происшедшая замена сенсуализма и
материализма направлениями противоположного характера, такое же
сильное и шорокое. Охватывающее все роды умственной
деятельности, распространение интереса к философии.
--------------------------------------------------------------
----------------------------
“Судьбы философии в России” - речь, произнесенная А. И.
Введенским на первом публичном заседании С.-Петербургского
Филос. Общества 31 января 1898г. Позиция автора - взвешенное и
аргументированное отношение к истории русской философии (?). К
концу 19 в. во многих очерках, статьях и выступлениях было
заявлено, что в России нет философии (“русский ум не расположен
к филос. мудрованиям”), а если и есть, то она явл. “результатом
искуственного воспитания здравого русского ума”). А. И.
Введенский решительно выступил против таких заявлений. Проблема
заимствования не явл. специфически русской чертой.
Мировоззрение Франциска Скорины. (1490 - 1551)
Ф.С. стоял у истоков духовного секуляризма и европеизации.
Издатель знаменитой “Бивлии русской”, просветитель-книжник. Для
Скорины Библия - свод богооткровенных знаний и источник “седми
наук вызволеныз” - грамматики, логики, риторики, музыки,
арифметики, геометрии и астрономии. Для овладения грамотой
рекомендовалось чтение Псалтыри, логикой - Книги Иова и Посланий
апостола Павла, риторикой - Притчей Соломоновых и т.д.
Социологические и философские взгляды Скорины содержатся в
предисловиях и послесловиях, которые он помещал во все
переведенные им библейские книги. Его мировоззрение носят
светский характер, гуманистическая направленность.
В центре - соц. и нравственные вопросы. Он решал их, опираясь
прежде всего на Библию. В ней он выделял два вида законов -
“прирожденный”: божественный, существующий в душе человека от
рождения, благодаря ему он различает добро и зло, творит благо
ближнему; и “написанный”: возникает по необходимости и отражает
изменение жизни людей в разные эпохи и в разных странах. Он
уравнивал законы мирские и божественные, Священное писание
утрачивало ореол неприкосновенной святости, делалось доступным
каждому мыслящему человеку. Отпадала необходимость в
посредничестве церкви, и человек сам оказывался творцом своей
судьбы.
Сущностная добродетель человека для Скорины - разум. Он
призывал обращать его на пользу своего народа, государства. Он
-патриот, для него служение отечеству важнее церковных
жертвоприношений, важнее самой веры. Патриотизм, чувство долга
перед родиною придают нравственно-национальный характер
мировоззрению Скорины, делают его провозвестником ренессансных
идеалов в восточнославянском общесте.
Духовная дидактика А. И. Галича.
Проф. Пет. Университета начала 19 века (философ, логик,
психолог). Находился под влиянием Шеллинга. Объективный
идеализм, но при этом в его системе достаточно явно проявляются
материалистические и диалектические тенденции. Наиболее
фундаментальное произведение - “Картина человека” (1834г.) -
кот. завершает просветительский этап развития русской
философской анторпологии.
Антропология - человекознание. Наука, “открытая” в эпоху
Просвещения, она не сводится ни к физиологии, ни к психологии.
Ее предмет - “полная картина быта человеческого, открываемого