Фрейбурге в семье небогатого торговца шерстью. В 1860 г. семья переехала в
Вену, где будущий знаменитый ученый прожил около 80 лет. В большой семье
было 8 детей, но только Зигмунд выделялся своими способностями, удивительно
острым умом и страстью к чтению. Он окончил гимназию в 17 лет и поступил в
знаменитый Венский университет.
Обучаясь в университете, Фрейд вошел в студенческий союз по изучению
истории, политики и философии. Но особый интерес для него представляли
естественные науки. В великих открытиях той эпохи – законе сохранения
энергии и в установленном Дарвином законе эволюции органического мира –
черпал Фрейд убеждения в том, что научное знание есть знание причин и
явлений под строгим контролем опыта.
Из-за ухудшения материального положения Фрейд стал практикующим
врачом в качестве невропатолога. Своих больных он лечил методом
физиотерапии. Он считал, что поскольку нервная система представляет
материальный орган, то и болезненные изменения должны иметь материальные
причины. Поэтому их следует устранять физическими процедурами, действуя на
больного водой, теплом и пр. Очень скоро он стал испытывать
неудовлетворенность этими процедурами. Фрейд задумался о применении другого
метода, в частности гипноза, используя который многие врачи добивались
успеха, одним из которых был Иосиф Брейер.
В дальнейшем Фрейд становится участником спора между французскими
врачами по поводу: считать гипноз эффектом внушения, которому подвержены
все люди, или загипнотизировать можно только нервнобольных.
Физиологи говорили о нервных функциях, психологи о сознании,
способности мыслить, подчинять действия заранее принятой цели. Но ни одно
из понятий не могло объяснить причины болезненных состояний. Фрейда это не
устраивало. Его наблюдения указывали, что источник страданий скрыт в сфере
неведомой ни физиологии, ни психологии. Практика требовала отказаться от
прежних подходов и продвигаться либо к новой физиологии, либо к новой
психологии.
В 1895 году он публикует вместе Брейером “Исследования по
истерии". Иногда ее оценивают как первую главу в истерии созданного Фрейдом
психоанализа. Для этого имеются все основания, поскольку в указанной книге
можно различить намеки на многие представления будущего психоанализа.
В конце 1899 году выходит фундаментальная работа Фрейда “Толкование
сновидений”, которая до сих пор является “библией” психоанализа.
Зигмунд Фрейд - основатель психоанализа и психоаналитического подхода
к культуре. Основная идея Фрейда как культуролога заключается в том, что
культура есть результат превращения («сублимации») сексуальной энергии
человека («либидо») в духовные и материальные духовные ценности. С этой
точки зрения процесс психического развития человека есть в своей сущности
биологически детерминирующий процесс превращений его сексуального
инстинкта. Культура, по мнению Фрейда, имеет двоякое значение: с одной
стороны, она налагает запреты на подсознательные влечения и создает
механизмы охраны этих запретов, порождая определенные компенсаторные
иллюзии.
К концептуальному ядру теории Фрейда относятся концепция психоневроза
и учение о психическом аппарате, базирующиеся на идее бессознательного: той
глубинной и «темной» области человеческой психики, которая связана
преимущественно с художественным творчеством. Искусство, будучи
«сублимацией» и рождаясь в подсознании, нейтрализует присущую человеку
агрессивность («мортидо») и выступает, подобно религии, как «самотерапия».
В подсознании коренятся и такие элементы творчества, как «вдохновение»,
«индивидуальный стиль» и т. п., обычно не подверженные контролю разума.
В 1908 году происходит 1-ый Международный психоаналитический
конгресс, в 1909 году Фрейд и его ученик К. Юнг отправляются
пропагандировать психоанализ в США.
В 1910 году создается доныне существующая Международная
психоаналитическая ассоциация.
В 1938 году после аншлюса Австрии гитлеровской Германии Фрейд
эмигрировал в Англию, где умер 23 сентября1939 года.
2.2. Психоанализ в понятии Фрейда
Фрейд написал огромное количество книг и статей: «Тотем и табу»
(1913), «По ту сторону принципа удовольствия» (1919), «Я и Оно» (1923),
Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Недовольство культурой
«(1929), «Новые вводные лекции в психоанализ» (1933), «Почему война?»
(1932), «Моисей и монотеизм» (1939), в которой поднимается вопрос о
сущности религии. Работа «Будущее одной иллюзии» (1927) была переведена
практически на все языки мира, в которой говорится о том, что существует
аналогия между природным началом человека и культурой с ее идеалами и
нормами, противоречащими желаниями, идущим от бессознательного начала.
Культура основана на отказе от удовлетворения своих желаний, она уменьшает
счастье человека и увеличивает чувство вины, тревоги из-за невозможности
реализовать желания.
В этом произведении З. Фрейд рассматривает культуру не только со
стороны принуждения к труду, но и со стороны психологии, пытается оценить
ее, обнаружить недостатки. Он решает вопрос о неудовлетворенности
культурой, делает вывод о том, что «люди не имеют спонтанной любви к труду
и доводы разума бессильны против их страстей». Он оценивает также
религиозные представления о культуре и последствия снятия культурных
ограничений (переход к природному состоянию). Фрейд со своей точки зрения
объясняет значение слова иллюзия, приводит примеры. В последней главе
происходит «спор самого с собой» (диалог Фрейда).
На базе медицинской психологии и практики лечения неврозов Фрейдом
было создано философское учение. Психологические и социологические взгляды
Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию,
психологию и психотерапию и послужили теоретической основой для различных
модернистских направлений в художественной культуре первой половины XX вв.
Скептическое отношение Фрейда к экспериментальной психологии могло
быть обусловлено тем, что центральная для него проблема мотивации
первоначально не подвергалась серьезному экспериментальному изучению. Лишь
впоследствии в ряде исследований (в частности, у К.Левина и его школы) эта
проблема становится областью применения экспериментальных методов.
Ожиданием психических расстройств и составлением клинической картины
болезней занимается психиатрия, но ведь в часы откровенности психиатры сами
высказывают сомнения в том, заслуживают ли их описания название науки.
Симптомы, составляющие эти картины болезней, не распознаны по своему
происхождению, механизму и взаимной связи; им соответствуют либо
неопределенные изменения анатомического органа души, либо такие изменения,
которые ничего не объясняют. Терапевтическому воздействию эти психические
расстройства доступны только тогда, когда их можно обнаружить по побочным
проявлениям какого-то иного органического изменения.
Психоанализ как раз и стремится восполнить этот пробел. Он предлагает
психиатрии недостающую ей психологическую основу, надеясь найти ту общую
базу, благодаря которой становится понятным сочетание соматического
нарушения с психическим. Для этого психоанализ должен избегать любой чуждой
ему посылки анатомического, химического или физиологического характера и
пользоваться чисто психологическими вспомогательными понятиями.
Фрейд говорит, что двумя своими положениями анализ оскорбляет весь
мир и вызывает к себе неприязнь: одно из них наталкивается на
интеллектуальные, другое – на морально-этические предрассудки. Не следует,
однако, недооценивать эти предрассудки; это властные силы, побочный продукт
полезных и даже необходимых изменений в ходе развития человечества. Они
поддерживаются нашими аффективными силами, и бороться с ними трудно.
Согласно первому коробящему утверждению психоанализа, психические
процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и
стороны душевной жизни. Мы, наоборот, привыкли идентифицировать психическое
и сознательное. Именно сознание считается основной характерной чертой
психического, а психология – наукой о содержании сознания. Да, это
тождество кажется настолько само собой разумеющимся, что возражение против
него представляется нам очевидной бессмыслицей, и все же психоанализ не
может не возражать, он не может признать идентичность сознательного и
психического.
Фрейд постоянно подчеркивал, что психоанализ открыл область
бессознательных душевных процессов, тогда как все остальные концепции
идентифицируют психику и сознание. Рассматривая эту позицию в исторической
перспективе, следует подчеркнуть, что Фрейд неадекватно оценивал общую
ситуацию в психологической науке. Понятие бессознательной психики было
введено Лейбницем, философскую концепцию которого Гербарт перевел на язык
доступной эмпирическому анализу «статики и динамики представлений». Переход
от умозрительных конструкций, включавших в себя понятие о бессознательной
психике (в частности, философии Шопенгауэра), к использованию в
экспериментальной науке наметился в середине XIX в., когда изучение функций
органов чувств и высших нервных центров побудило естествоиспытателей
обратиться к указанному понятию с целью объяснения фактов, несовместимых со
взглядом на психику как область явлений сознания. Гельмгольц выдвигает
понятие о «бессознательных умозаключениях» как механизме построения
сенсорного образа. Предположение о бессознательной психике лежало в основе
психофизики Фехнера. Согласно Сеченову, «бессознательные ощущения», или
чувствования, служат регуляторами двигательной активности. Отождествление
психики и сознания отвергали и многие другие исследователи. Действительная
новизна концепции Фрейда связана с разработкой проблем неосознаваемой
мотивации, изучением неосознаваемых компонентов в структуре личности и
динамических отношений между ними.
Это представляет собой процессы чувствования, мышления, желания, и
это определение допускает существование бессознательного мышления и
бессознательного желания. Но данное утверждение сразу же роняет его в
глазах всех приверженцев трезвой научности и заставляет подозревать, что
психоанализ – фантастическое тайное учение, которое бродит в потемках,
желая ловить рыбу в мутной воде. Вопрос о том, тождественно ли психическое
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11