Первоисточники по философии

Фрейбурге в семье небогатого торговца шерстью. В 1860 г. семья переехала в

Вену, где будущий знаменитый ученый прожил около 80 лет. В большой семье

было 8 детей, но только Зигмунд выделялся своими способностями, удивительно

острым умом и страстью к чтению. Он окончил гимназию в 17 лет и поступил в

знаменитый Венский университет.

Обучаясь в университете, Фрейд вошел в студенческий союз по изучению

истории, политики и философии. Но особый интерес для него представляли

естественные науки. В великих открытиях той эпохи – законе сохранения

энергии и в установленном Дарвином законе эволюции органического мира –

черпал Фрейд убеждения в том, что научное знание есть знание причин и

явлений под строгим контролем опыта.

Из-за ухудшения материального положения Фрейд стал практикующим

врачом в качестве невропатолога. Своих больных он лечил методом

физиотерапии. Он считал, что поскольку нервная система представляет

материальный орган, то и болезненные изменения должны иметь материальные

причины. Поэтому их следует устранять физическими процедурами, действуя на

больного водой, теплом и пр. Очень скоро он стал испытывать

неудовлетворенность этими процедурами. Фрейд задумался о применении другого

метода, в частности гипноза, используя который многие врачи добивались

успеха, одним из которых был Иосиф Брейер.

В дальнейшем Фрейд становится участником спора между французскими

врачами по поводу: считать гипноз эффектом внушения, которому подвержены

все люди, или загипнотизировать можно только нервнобольных.

Физиологи говорили о нервных функциях, психологи о сознании,

способности мыслить, подчинять действия заранее принятой цели. Но ни одно

из понятий не могло объяснить причины болезненных состояний. Фрейда это не

устраивало. Его наблюдения указывали, что источник страданий скрыт в сфере

неведомой ни физиологии, ни психологии. Практика требовала отказаться от

прежних подходов и продвигаться либо к новой физиологии, либо к новой

психологии.

В 1895 году он публикует вместе Брейером “Исследования по

истерии". Иногда ее оценивают как первую главу в истерии созданного Фрейдом

психоанализа. Для этого имеются все основания, поскольку в указанной книге

можно различить намеки на многие представления будущего психоанализа.

В конце 1899 году выходит фундаментальная работа Фрейда “Толкование

сновидений”, которая до сих пор является “библией” психоанализа.

Зигмунд Фрейд - основатель психоанализа и психоаналитического подхода

к культуре. Основная идея Фрейда как культуролога заключается в том, что

культура есть результат превращения («сублимации») сексуальной энергии

человека («либидо») в духовные и материальные духовные ценности. С этой

точки зрения процесс психического развития человека есть в своей сущности

биологически детерминирующий процесс превращений его сексуального

инстинкта. Культура, по мнению Фрейда, имеет двоякое значение: с одной

стороны, она налагает запреты на подсознательные влечения и создает

механизмы охраны этих запретов, порождая определенные компенсаторные

иллюзии.

К концептуальному ядру теории Фрейда относятся концепция психоневроза

и учение о психическом аппарате, базирующиеся на идее бессознательного: той

глубинной и «темной» области человеческой психики, которая связана

преимущественно с художественным творчеством. Искусство, будучи

«сублимацией» и рождаясь в подсознании, нейтрализует присущую человеку

агрессивность («мортидо») и выступает, подобно религии, как «самотерапия».

В подсознании коренятся и такие элементы творчества, как «вдохновение»,

«индивидуальный стиль» и т. п., обычно не подверженные контролю разума.

В 1908 году происходит 1-ый Международный психоаналитический

конгресс, в 1909 году Фрейд и его ученик К. Юнг отправляются

пропагандировать психоанализ в США.

В 1910 году создается доныне существующая Международная

психоаналитическая ассоциация.

В 1938 году после аншлюса Австрии гитлеровской Германии Фрейд

эмигрировал в Англию, где умер 23 сентября1939 года.

2.2. Психоанализ в понятии Фрейда

Фрейд написал огромное количество книг и статей: «Тотем и табу»

(1913), «По ту сторону принципа удовольствия» (1919), «Я и Оно» (1923),

Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Недовольство культурой

«(1929), «Новые вводные лекции в психоанализ» (1933), «Почему война?»

(1932), «Моисей и монотеизм» (1939), в которой поднимается вопрос о

сущности религии. Работа «Будущее одной иллюзии» (1927) была переведена

практически на все языки мира, в которой говорится о том, что существует

аналогия между природным началом человека и культурой с ее идеалами и

нормами, противоречащими желаниями, идущим от бессознательного начала.

Культура основана на отказе от удовлетворения своих желаний, она уменьшает

счастье человека и увеличивает чувство вины, тревоги из-за невозможности

реализовать желания.

В этом произведении З. Фрейд рассматривает культуру не только со

стороны принуждения к труду, но и со стороны психологии, пытается оценить

ее, обнаружить недостатки. Он решает вопрос о неудовлетворенности

культурой, делает вывод о том, что «люди не имеют спонтанной любви к труду

и доводы разума бессильны против их страстей». Он оценивает также

религиозные представления о культуре и последствия снятия культурных

ограничений (переход к природному состоянию). Фрейд со своей точки зрения

объясняет значение слова иллюзия, приводит примеры. В последней главе

происходит «спор самого с собой» (диалог Фрейда).

На базе медицинской психологии и практики лечения неврозов Фрейдом

было создано философское учение. Психологические и социологические взгляды

Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию,

психологию и психотерапию и послужили теоретической основой для различных

модернистских направлений в художественной культуре первой половины XX вв.

Скептическое отношение Фрейда к экспериментальной психологии могло

быть обусловлено тем, что центральная для него проблема мотивации

первоначально не подвергалась серьезному экспериментальному изучению. Лишь

впоследствии в ряде исследований (в частности, у К.Левина и его школы) эта

проблема становится областью применения экспериментальных методов.

Ожиданием психических расстройств и составлением клинической картины

болезней занимается психиатрия, но ведь в часы откровенности психиатры сами

высказывают сомнения в том, заслуживают ли их описания название науки.

Симптомы, составляющие эти картины болезней, не распознаны по своему

происхождению, механизму и взаимной связи; им соответствуют либо

неопределенные изменения анатомического органа души, либо такие изменения,

которые ничего не объясняют. Терапевтическому воздействию эти психические

расстройства доступны только тогда, когда их можно обнаружить по побочным

проявлениям какого-то иного органического изменения.

Психоанализ как раз и стремится восполнить этот пробел. Он предлагает

психиатрии недостающую ей психологическую основу, надеясь найти ту общую

базу, благодаря которой становится понятным сочетание соматического

нарушения с психическим. Для этого психоанализ должен избегать любой чуждой

ему посылки анатомического, химического или физиологического характера и

пользоваться чисто психологическими вспомогательными понятиями.

Фрейд говорит, что двумя своими положениями анализ оскорбляет весь

мир и вызывает к себе неприязнь: одно из них наталкивается на

интеллектуальные, другое – на морально-этические предрассудки. Не следует,

однако, недооценивать эти предрассудки; это властные силы, побочный продукт

полезных и даже необходимых изменений в ходе развития человечества. Они

поддерживаются нашими аффективными силами, и бороться с ними трудно.

Согласно первому коробящему утверждению психоанализа, психические

процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и

стороны душевной жизни. Мы, наоборот, привыкли идентифицировать психическое

и сознательное. Именно сознание считается основной характерной чертой

психического, а психология – наукой о содержании сознания. Да, это

тождество кажется настолько само собой разумеющимся, что возражение против

него представляется нам очевидной бессмыслицей, и все же психоанализ не

может не возражать, он не может признать идентичность сознательного и

психического.

Фрейд постоянно подчеркивал, что психоанализ открыл область

бессознательных душевных процессов, тогда как все остальные концепции

идентифицируют психику и сознание. Рассматривая эту позицию в исторической

перспективе, следует подчеркнуть, что Фрейд неадекватно оценивал общую

ситуацию в психологической науке. Понятие бессознательной психики было

введено Лейбницем, философскую концепцию которого Гербарт перевел на язык

доступной эмпирическому анализу «статики и динамики представлений». Переход

от умозрительных конструкций, включавших в себя понятие о бессознательной

психике (в частности, философии Шопенгауэра), к использованию в

экспериментальной науке наметился в середине XIX в., когда изучение функций

органов чувств и высших нервных центров побудило естествоиспытателей

обратиться к указанному понятию с целью объяснения фактов, несовместимых со

взглядом на психику как область явлений сознания. Гельмгольц выдвигает

понятие о «бессознательных умозаключениях» как механизме построения

сенсорного образа. Предположение о бессознательной психике лежало в основе

психофизики Фехнера. Согласно Сеченову, «бессознательные ощущения», или

чувствования, служат регуляторами двигательной активности. Отождествление

психики и сознания отвергали и многие другие исследователи. Действительная

новизна концепции Фрейда связана с разработкой проблем неосознаваемой

мотивации, изучением неосознаваемых компонентов в структуре личности и

динамических отношений между ними.

Это представляет собой процессы чувствования, мышления, желания, и

это определение допускает существование бессознательного мышления и

бессознательного желания. Но данное утверждение сразу же роняет его в

глазах всех приверженцев трезвой научности и заставляет подозревать, что

психоанализ – фантастическое тайное учение, которое бродит в потемках,

желая ловить рыбу в мутной воде. Вопрос о том, тождественно ли психическое

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты